Изобретение относится к транспорт ному машиностроению, в частности к тракторостроению, и касается раздель ных тормозных систем сельскохозяйственных колесных тракторов. Наиболее близким к изобретению техническим решением является тормозная система -колесного транспортного средства, содержащая источник давления, соединенный через редукционный клапан и раздельные-тормозные краны с правым и левым тормозным контурами, каждый из которых подключен к золотниковому распределителю управления подачей давления в рабочую полость муфты блокировки дифференциала ведущего моста IJ . Недостатком такой системы являет ся то, что при выходе из строя одно го контура (например, при поломке трубопровода) тормозится одно колесо В результате такого торможения возникает разворачивающий момент, вызы вающий потерю устойчивости трактора при торможении, а следова.тельно, он жается безопасность движения и эффе тивность торможения. Цель изобретения - повышение эффективности торможения при отказе од ного тормозного контура. Цель достигается тем, что тормозная система снабжена энергоаккумулятором повЕлшенного давления, подключенным к источнику давления, золотниковый распределитель выполнен трехпозиционным, причем в золотнике имеются каналы для соединения в первой позиции энергоаккумулятора с левым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, во второй - рабочей полости муфты блокировки со сливом, а в третьей - знерго аккумулятора с правым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, при зтом торцовая полость образованная корпусом распределителя и одним торцом золотника, подключена через соответствующий тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая полость, образованная корпусом распределителя и вторым торцом . золотника, подключена через другой тормозной кран к правому тормозному контуру. На чертеже изображена схема тормозной системы колесного транспортного средства. Тормозная система содержит источник.-: давления - насос 1, соединен- ный через нормально открытый редук54ионньтй клапан 2 и обратные клапаны Э и 4 с рабочими гидроаккумулятора-мн 5 и б и тормозHMviH кранами 7 и 8, Насос 1 посредством.обратного клапана 9 соединен с энергоаккумулятором 10повышенного давления, а через нор мально закрытый редукционный клапан 11- со сливом. Тормозные краны 7 и 8, управляемые педалями 12 и 13 и HNseHjEiHe связь со сливом, соединена соответственно магистралями 14 и 15 управления с тормозными цилиндрами 16 к 1 соответственно левого и правого тормозных механизмов 18 и 19 ведущих колес 20 и 21 трактора, а также трубопроводами 22 и 23 с торцовыми полостями 24 и 25 золотникового распределителя 26, выполненного трехпозиционнь . Магистраль 14 и тормозной цилиндр 16образуют левый тормозной контур, а магистраль 15 и тормозной цилиндр 17- правый тормозной контур Ведущие колеса 20 и 21 кинема.тически связаны между собой посредство дифференциала 27, блокируемого муфто 28 с рабочей полостьго 29. Золотник распределителя 26, удерживаемый в нейтральном положении пру жинами 30 и 31, соединен посредством трубопровода 32 с энергоаккумуляторо 10 повьпиенного давления, а трубопров дами 33,34 PI. 35 соответственно с левыми и правыми тормозньФли цилиндрами 16 и 17 и рабочей полостью .29 муфты 28 блокировки дифференциала 27. Тормозная система работает следую щим образом. При работе двигателя трактора насос 1 нагнетает масло под давлением через нормально открытый редукционны клапан 2 и обратные клапаны 3 и 4 в гидроаккумуляторы 5 и 6. Одновременно масло, отжимая обратный клапан 9, поступает в энергоаккумулятор повыше ного давления. Редукционные клапаны 2-11 поддерлсивают определенное давление Е системе, своевременно сое диняя насос 1 со сливом, а обратные клапаны 3,4 и 9 препятствуют выходу масла из гидроаккумуляторов 5 и 6 и эНергоакку71улятора 10 на слив. При отсутствии воздействия мозные педали 12 и 13 тормозные кран 7 и 8 соединяют магистрали 14 и 15 управления со сливом следовательно, тормозные цилиндры 16 и 17 отторможе ны. Золотник распределителя 26 под действием пружин 30 и 31 находится в нейтральном состоянии. При этом ра.бо чая полость 29 муфты 28 блокировки дифф.еренциала 27 соединена трубопроводом 35 со сливом и дифференциал 27 разблокирован, и ведущие колеса 20 и 21 могут вращаться на поворотах с различной угловой скоростью. Для совершения крутого поворота, что необходимо трактору при обработке почвы и уходу за посеват я, например, вправо, водитель нажимает на правую педаль 13. В этом случае тормозной кран 8 соединяет магистраль 15 управления и трубопровод 23 с рабочим гидроаккумулятором 6. Масло под. давлением из гидроаккумулятора 6 поступает по трубопроводу 23 к гэлости 25 золотника распределителя 26 и в тормозной цилиндр 17, осуществляя посредством тормозного механизма 19 затормаживания правого ведущего колеса 21. Золотник распределителя 26 находится в нейтральном положении вследствие того, что левая полость 24 отсоединена тормозным краном 7 от слива. Поскольку масло практически несжимаемо, то золотник распределителя 26 не может сдвинуться влево и рабочая полость 29 муфты 28 по-прежнему соединена трубопроводом 35 со сливом. Таким образом, дифференциал 27 разблокирован и не препятствует повороту трактора вправо. Аналогично система работает при затормаживании левого колеса. При торможении на прямолинейном участке пути водитель одновременно нажимает на обе сблокированные педали 12 и 13. В этом случае тормозные краны 7 и 8 одновременно соединяют рабочие гидроаккумуляторы 5 и 6 посредством трубопроводов 22 и 23 и магистра.пей управления 14 и 15 соответственно с полостями 24 и 25 золотника распределителя и тормозными Цилиндрами 16 и 17. В результате воздействия масла, поступающего из гидроаккумуляторов 5 и 6, тормозные цилиндры 16 и П воздействуют на тормозные механизмы 18 и 19, вызывая затормаживание левого и правого ведущих колес 20 и 21 трактора. Вследствие того, что в обе полости 24 и 25 управления золотника распределителя 26 поступает масло под давлением, то он находится в нейтральном положении, т.е. рабочая полость 29 соединена со сливом, а дифференциал 27 по-прежнему разблокирован. В случае отказа в момент торможения одной из магистралей управления, например разрыва магистрали 15 на участке от тормозного крана 8 до тормозного р,н,| индра 17, падает давление масла в этой магистрали и в соединенном с ней трубопроводе 23. В результате золотник распределителя 26 под действием разности давлений масла в полостях 24 и 25 передвигается вправо и соединяет трубопровод 32 с трубопроводом 33 и 35. Поскольку трубопровод 32, в свою очередь, соединен с энергоаккумулятором 10, то масло под повышенным давлением поступает в левый тормозной цилиндр 16 и рабочую полость 29 муфты 2В блокировки. Дифференциал 27 блокируется, благодаря чему тормозной момент от действующего тормозного механизма 18 передается равномерно на левое и правое ведущие колеса 20 и 21 трактора. В результате повышенного давления масла, создаваемого энергоаккумулятором 10, в исправной магистрали 14 управления в момент отказа другой магистрали 15 тормозной момент механизма 18 превышает (например, в два раза максимальный рабочий тормозной момент который поровну распределяется между ведущими колесами 20 и 21. Аналогично система работает при отказе любой другой магистрали управления на участках от обратных клапанов 3 и 4 до полостей 24 и-25 золотника и тормозных цилиндровiiS,-и 17. Формула изобретения Тормозная система колесного транс портного средства, содержащая источник давления, соединенный через редукционный клапан и раздельные тормозные краны с правым и левым тормозными контурами, каждый из которых подключен к золотниково распредели телю управления подачей давления в рабочую полость муфты блокировки дифференциала ведущего моста, отличающаяся тем, чтоf с целью повышения эффективности торможения при отказе одного тормозного контура, она снабжена энергоаккумулятором повышенного давления, подключенным к источнику давления г золотниковый распределитель выполнен трехпозиционным, гричем в золотнике имеются каналы для соединения в первой позиции энергоаккумулятора с левым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, во второй - рабочей полости муфты блокировки со сливом, а в третьей - энергоаккумулятора с правым тормозным контуром и с рабочей полостью муфты блокировки, при этом торцовая полость, образованная корпусом распределителя и одним торцом золотника, подключена через соответствующий тормозной кран к левому тормозному контуру, а торцовая полость, образованная корпусом распределителя и вторым тоуцом золотника, подключена через другой тормозной кран к правому тормозному контуру. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США № 3640360, кл. 192-4, 1972.
10w
г//
/ I /J
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная система транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU797932A1 |
Транспортное средство | 1983 |
|
SU1129087A1 |
Устройство управления блокировкой дифференциала транспортного средства | 1984 |
|
SU1162630A1 |
Привод колес крутосклонного трак-TOPA | 1979 |
|
SU795998A1 |
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ | 2018 |
|
RU2684838C1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1011398A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU943022A2 |
Транспортное средство | 1981 |
|
SU1008041A1 |
Тормозная система транспортного средства | 1980 |
|
SU925714A2 |
Гидрообъемный привод транспортного средства | 1987 |
|
SU1414665A1 |
15
I/
-21
Авторы
Даты
1980-08-07—Публикация
1978-03-09—Подача