Стопор для якорной цепи Советский патент 1983 года по МПК B63B21/18 

Описание патента на изобретение SU998222A2

(54) СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ

Похожие патенты SU998222A2

название год авторы номер документа
Стопор для якорной цепи 1977
  • Колтыго Василий Дмитриевич
  • Владинец Георгий Иванович
SU662414A1
Стопор для якорной цепи 1973
  • Колтыго Василий Дмитриевич
  • Гришин Евгений Михайлович
SU478761A1
Стопор для якорной цепи 1982
  • Гришин Евгений Михайлович
  • Владинец Георгий Иванович
SU1068330A1
Стопор для якорной цепи 1983
  • Владинец Георгий Иванович
  • Немеровский Семен Яковлевич
  • Надточий Георгий Павлович
SU1105376A1
Стопор для якорной цепи "прогресс 1986
  • Владинец Георгий Иванович
  • Немеровский Семен Яковлевич
  • Простякова Раиса Владимировна
SU1463621A1
Стопор для якорной цепи 1976
  • Колтыго Василий Дмитриевич
  • Владинец Георгий Иванович
SU567631A2
Стопор якорных устройств 1979
  • Владинец Георгий Иванович
  • Пищиц Гарри Семенович
SU770918A1
Стопор якорной цепи 1979
  • Орлов Александр Иванович
  • Сергеев Александр Сергеевич
SU816864A1
Стопор для якорной цепи 1985
  • Владинец Георгий Иванович
  • Немеровский Семен Яковлевич
  • Гришин Евгений Михайлович
SU1293069A1
СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ 1967
SU200449A1

Иллюстрации к изобретению SU 998 222 A2

Реферат патента 1983 года Стопор для якорной цепи

Формула изобретения SU 998 222 A2

1

Изобретение относится к судостроению и касается стопоров для якорных цепей.

По основному авт. св. № 662414 известен стопор для якорной цепи, содержащий корпус, внутри которого размещен винт продольного перемещения с приводом, причем корпус имеет вертикальные щеки с продольными пазами, в которых установлена ось с рычагом, кинематически связанная с винтом продольного перемещения, и упор, щарнирно связанный с рычагом, причем в упомянутых пазах 1щек корпуса размещена дополнительная ось, шарнирно соединенная с упором, а на корпусе смонтированы ограничители продольного перемещения оси упора, при этом нижняя часть упора имеет внутренний вырез и скос 1.

Недостаток известного стопора - невысокая надежность работы.

Цель изобретения - повыщение надежности работы.

Указанная цель достигается тем, что стопор для якорной цепи, содержащий корпус, внутри которого размещен винт продольного перемещения с приводом, причем корпус имеет вертикальные щеки с продольными пазами, в которых установлена

ось с рычагом, кинематически связанная с винтом продольного перемещения, и упор, шарнирно связанный с рычагом, причем в упомянутых пазах щек размещена дополнительная ось, шарнирно соединенная с упо5 ром, а на корпусе смонтированы ограничители продольного перемещения оси упора, при этом нижняя часть упора имеет внутри вырез и скос, выполнен с пружиной для прижатия размещенной в продольных пазах щек корпуса стопора дополнительной оси упора к ограничителям продольного перемещения этой оси.

На фиг. 1 показан стопор для якорной цепи, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1.

Стопор для якорной цепи содержит кор15пус 1 с вертикальными щеками, в продольных пазах а которых расположена ось 2. На оси 2 щарнирно установлен рычаг 3, связанный щарннрно осью 4 с упором 5. В продольных пазах а щек корпуса 1 рас20положена дополнительная ось 6, на которой щарнирно установлен упор 5.

На оси 2 шарнирно установлена гайка 7, находящаяся в зацеплении с винтом 8 продольного перемещения рычага 3.

Винт 8 продольного перемещения проходит через отверстия в осях 2 и 6 и установлен в корпусе стопора. На винте 8 состороны, противоположной якорю, жестко установлена коническая шестерня 9, находящаяся в зацеплении с конической шестерней 10. связанной с маховиком или приводом 11.

На щеках 1 корпуса со стороны якоря установлены ограничители 12 для ограничения перемещения оси 6. Нижняя поверхность упора 5 со стороны якоря имеет скос 13. В нижней части упор 5 имеет вырез б для вертикального звена якорной цепи 14. Между осью 6 и корпусом 1 стопора; установлены пружины 15 сжатия, поджимающие ось 6 к ограничителям 12.

Стопор для якорной цепи работает следующим образом.

Крепление цепи для стоянки на якоре производится при вращении шестерни 10 маховиком или приводом 11. Шестерня 10 передает вращение шестерне 9, жестко насаженной на винт 8. При вращении винта 8 гайка 7, перемещаясь в сторону, противоположную якорю, перемещает ось 2 с рычагом 3, который осью 4 опускает упор 5. Последний опускается, вращаясь относительно оси 6. При этом ось 6 пружинами 15 поджата к. ограничителям 12. Если упор 5 попадает в промежуток между горизонтальными звеньями цепи 14, то рычаг 3, перемещаясь с осью 2, опустит упор 5 до его нижнего положения {положения крепления цепи). В этом случае вращение винта 8 маховиком или приводом 11 прекращают. При потравливании цепи 14 последняя войдет в соприкосновение с упором 5 и застопорится.

При этом горизонтальная нагрузка па упор 5 от цепи 14 передается через упор 5 на ось 6, которая передаст эту нагрузку на ограничители 12, смонтированные на корпусе 1, т. е. нагрузка передается на корпус стопора.

Если упор 5 при опускании не попадает в промежуток между горизонтальными звеньями цепи 14, а ляжет своей поверхностью на верхнюю поверхность горизонтального звена цепи 14, то при дальнейшем вращении винта 8 рычаг 3 и упор 5 будут перемещаться по верхней поверхности горизонтального звена цепи 14 как одно целое. Такое перемещение рычага 3 с упором 5 производят до момента, когда ось 2 рычага 3 займет положение, соответствующее опущенному положению упора 5, когда он попадает в промежуток между горизонтальными звеньями цепи. При этом перемещении ось 6 упора 5, отходя от ограничителей 12, сжимает пружину 15. При потравливании цепи 14, как только к нижней части упора 5 подойдет промежуток между горизонтальными звеньями цепи 14 ось 6 под действием пружин 15 переместится назад до соприкосновения с ограничителями 12. При этом перемещении оси 6 упор 5 переместится и опустится до положения зацепления с горизонтальным звеном якорной цепи 14. При дальнейшем травлении цепи 14 последняя войдет в соприкосновение с упором 5 и застопорится. В этом случае, как и в предыдущем, нагрузка от упора передастся на корпус 1 стопора. Отдача якорной цепи 14 после крепления ее для стоянки на якоре производится при вращении шестерен 10 и 9 и винта 8 в сторону, обратную той, при которой производилось крепление цепи. В этом случае гайки 7, двигаясь в сторону якоря,, перемещает и рычаг 3, который поднимает упор 5, выводя его из зацепления с цепью 14 (упор 5 в продольном направлении перемещаться не может, так как его ось 6 упирается в ограничители 12).

Крепление цепи 14 при втянутом в клюз якоре (крепление якоря по-походно.му) производится аналогично описанному с той лишь разницей, что перемещение рычага 3 с упором 5-по всех случаях производят до зацепления упора 5 с горизонтальным звено.м якорной цепи 14, т. е. ось 6 отходит от ограничителей 12 и сжимает пружины 15, так как в этом c. якорная цепь 14 не может потравливаться. При это.м вся нагрузка от цепи 14 передается упором 5 и рычагом 3 через гайку 7 на винт 8. Однако эта нагрузка составляет максимально два веса якоря, что значительно ниже нагрузки от цепи при стоянке на якоре, и винт 8 с гайкой 7 такую нагрузку, воспринимают.

Отдача якорной цепи 14 после крепления ее при втянутом в клюз якоре (крепление якоря по-походному) производится при вращении шестерен 10 и 9 и винта 8 в сторону, обратную той, при которой производится крепление цепи. В этом случае гайка 7, перемещаясь в сторону якоря, перемещает и рычаг 3 с упором 5 до тех пор, пока ось 6 упора 5 не упрется в ограничители 12, установленные на щеках 1 корпуса. При дальнейшем - перемещении рычага 3 происходит его подъем, вызывающий поворот упора 5 вокругоси 6 и упор 5 поднимается над цепью, тем самым обеспечивая ее свободный проход. Если при продольном перемещении рычага 3 и упора 5 в сторону якоря, упор 5 упрется скосом 13 в следующее горизонтальное звено якорной цепи 14, то при дальнейшем перемепдении рычага 3 упор 5 благодаря скосу 13 приподнимается над горизонтальным звеном цепи 14 и при дальнейшем перемещении рычага 3 упор 5 перемещается, скользя своей поверхпостью по горизонтальному звену указанной цепи. Такое перемещение упора 5 происходит до положения, пока ось 6 не упрется в ограничители 12. Дальнейший подъем упора 5 происхо.дит аналогично описанному. Предлагаемый стопор для якорной цепи надежен и удобен в эксплуатации. Формула изобретения Стопор для якорной цепи по авт. св. № 662414, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он выполнен с пружиной для прижатия размещенной в продольных пазах щек корпуса стопора дополнительной оси упора к ограничителям продольного перемещения этой оси. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 662414, кл. В 63 В 21/18, 1977- (прототип). а9

SU 998 222 A2

Авторы

Колтыго Василий Дмитриевич

Даты

1983-02-23Публикация

1981-09-22Подача