Изобретение относится к строительству и может быть использовано при вы полнении бетонной обделки (крепи) туннелей различной формы сечения. Известна объемно-переставная опалубка для изготовления туннельной обделки, содержащая подвижные секции опа лубки, средства для подготовки и укладки бетона и механизмы для отрыва щитов опалубки от готового изделия и их перемещения ка новый участок работы M. Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является объемно переставная опалубка для обделки туннелей, содержащая несущую пространстве ную ферму квадратного сечения, устанрв ленную катками на рельсовые неправ- ляющие, шар икр но прикрепленные на ферм секции наружных щитов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их в рабочем положении, механизм перемещения фермы по направляющим вдоль оси (Туннеля и пульт управления 2j. Недостатками известных объемных опалубок являются невысокая ях. гфоизводительность и ненадежность в эксплуатации, что связано с необходимостью сооружения рельсового пути сразу на всю длину туннеля -.или перестановки участка пути по мере продвижения опалубки вперед...J Цель изобретения - повыщение производительности и надежности эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что опалубка, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на ферме секции наружных щитов . опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их. в рабочем положении, механизм перемещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, снабжена подвижными в вертикальной плос7кости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с одной стороны упорами для фиксации механизм перемещения-фермы, с другой стороны схгкидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам фермы посредством шарнироЁ, при этом механизмом перемещения фермы явл ется гидротолкатель, который шарнирно прикреплен корпусом к ферме, а штоком взаимодействует с упорами рельсовой направляющей. Наличие опор по краям внешних сторон фермы и упоров для фиксации механизма перемещения фермы, размещение рельсовых направляющих внутри фермы позво ляет выводить последние в рабочий перио из зоны бетонирования назад, обеспечива возможность одновременного бетонирования свода и лотка туннеля. Установка шарниров, попарно связывающих щиты опа лубки с ее угловыми элементами, вне плоскости разъема пары позволяет упростить сдвиг щитов при подготовке опалубки к перемещению. На фиг. 1 изображена опалубка для бетонирования круглого туннеля; на фиг. 2 - то же, вид сбоку, на фиг. 3 опалубка, подготовленная к перестановке на фиг. 4 - гнездо для штока гидротолкателя механизма перемещения фермы на фиг. 5 - то же, вид сбоку; на фиг. 6 то же, вид сверху; на фиг. 7 - опалубка в рабочем положении; на фиг. 8 - за-; мок, соединяющий щиты опалубки; на фиг. 9 - вид А на-фиг. 8. Опалубка содержит щиты 1, расположенные симметрично вокруг фермы 2. Шиты имеют форму частей цилиндра и выполнены из металлических листов, упр чненных ребрами жесткости. Ферма пред ставляет собой жесткую обг;емную ко струкцию прямоугольного сечения, сваре ную из двутавровых балок, с которыми шарнирно связан цилиндр гидротсмжателя 9, служащего .для ее перемещения. Ферм может иметь и другое сечение, например арочное. Средняя часть каждого щита 1 опалубки связана с гидроцилиндрами 3, укрепленными на ферме 2. Свободные продольные края щитов 1 снабжены пальцевыми замками 4 для по парного фиксирования их относительно друг друга в рабочем положении. Кажды замок представляет собой фигурную пластину с отверстием под палец, прикре 624 ленную к краю щита опалубки. В рабочем положении отверстие пластины совпадает с отверстием, выполненным в соседнем щите, при этом оба щита фиксируются относительно друг друга с помощью пальца. По периметру щитов может быть выполнено несколько таких замков. Ферма установлена на четырехосной тележке 5, катки которой отстоят от ее краев ближе к центру, и перемещается по рельсовым направляющим 6. Углы фермы, расположенные ближе к ее краям, снабжены подвижными в вертикальной плоскости опорами - домкратами 7. Рельсы 6 уложены на опорной платформе 8, помещенной на лотке перед фермой. Вдоль средней линии платформы для соединения со щтоком гидротолкателя 9 выполнены гнезда 10, передний край платфсрмы снабжен опорами 11. Возможен вариант без откидных опор, например при фиксировании заднего края платформы. Для перемещения: портала и платформы может быть применен и независимый привод, например лебедки. Края щитов 1, расположенные вдоль туннеля посредством шарниров 12 связаны с продольными ребрами 13 фермы, причем с каждым ребром связаны два смежных шита. При этом шарниры 12 каждого щита 1 располагают под смежным щитом и тем самым вне плоскости их разъема. Такое расположение шарниров приводит к подвижности щитов 1 относительно не только фермы 2, но и друг друга, что упрощает процесс распалубки и повышает надежность эксплуатации опалубки. Устройство работает следующим образом. Ферму 2 приподнимают и оставляют стоять на домкратах 7, при этом- тележка 5 оказывается в подвешенном состоянии. Гидроцклиндрами 3 щиты 1 опалубки вьщвигаются в рабочее положение навстречу своду и лотку туннеля и поддерживаются ими в этом положении все йремя бетонирования. При этом замки 4 на краях щитов 1 защелкиваются и последние обрамляют все сечение туннеля. После установки щитов начинают укладку бетона в запалубное пространство на ранее смонтированный армокаркас. По достижении бетоном распалубочной прочности начинают подготовку опалубки к перемещению на новый участок бетонирования . Для этого предварительно освобождают связанные замками 4 концы щитов 1, выбирая пальцы замков. щиты 1 с помощью гидроцилшщров 3 пе ремещают назад к ферме, к центру тунн за счет чего объем опалубки уменьщает ся, Сйновременно с этим ведут монтаж армокаркаса на новом впередилежащем участке бетонирования. Затем шток гидротолкателя 9 укрепляют в первом (от фермы) гнезде 10 опорной платфор мы 8 и, втягивая его, задвигают платформу под ферму на длину хода штока. Затем шток выводят из первого гнезда, укрепляют во втором и снова перемещают платформу. Так поэтапно, шагами, платформу. задвигают под ферму далее вглубь туннеля на расстояние не менее длины опа лубки. После окончания перемещения передний край платформы опирают на от кидные опоры 11 так как ее задний кра опирается на готовый бетон лотка и поэтому расположен выше переднего. Поскольку ширина рельсовой колеи, уложенной на опорной платформе 8, рав поперечному расстоянию между катками тележки 5, то платформа 8 при перемещении проходит между домкратами 7, расположенными у краев фермы. После установки платформы ферму с помощью домкратов 7 опускают, пока катки тележки 5 не установятся на рельсах 6. Затем гидротолкателем 9 ферму перемещают по рельсам вперед, вглубь туннеля, до тех пор, пока задний Kpaji опалубки не установится на одной прямо с передним краем ранее забетонированного участка. Это позволяет обеспечить сплошную, без просветов, обделку туннеля. Гидротолкатель 9 служит, таки образом, средством перемещения как фермы 2, так и рельсовых направляющих 6. Затем ферму снова приподнимают и ус танавпивают на домкратах. При этом, если ширина опалубки меньше ширины фермы, то передняя пара домкратов 7 опирается на черновой, незабетонированный, участок лотка туннеля, а задняя пара на готовый, забетонированный.. Далее с помощью гидротолкателя 9 опор ную платформу 8 вытягивают из-под фермы назад. Теперь опорная платформа устана ливается на готовом бетоне лотка туннеля. Щиты 1 опалубки вновь устанавливают, в рабочее положение, поджимая гидроцилиндрами 3 к своду и лотку туннеля. Далее цикл повторяется. Если туннель имеет отличную от круга, например элипсоидную форму сечения, то и элементам опалубки придают соответствующую форму. Применение предлагаемой опалубки позволяет уменьшить расход металла на ее изготовление, вдвое повысить скорость бетонирования, сократить количество обслуживающего персонала. Кроме того, отпадает необходимость в трудоемком и длительном процессе перестилки рельсового пути. Формула изобретения 1. Объемно-переставная опалубка для обделки туннелей, содержащая несущую пространственную ферму квадратного сечения, установленную катками на рельсовые направляющие, шарнирно прикрепленные на,ферме секции наружных ДИтов опалубки с замками и силовыми механизмами для поворота и закрепления их В рабочем положении, механизм перемещения фермы по направляющим вдоль оси туннеля и пульт управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения производительности и надежности эксплуатации, она снабжена подвижными в вертикальной плоскости опорами, размещенными по краям внешних сторон фермы для установки ее в рабочем положении, и каретками с катками, причем рельсовые направляющие размещены внутри фермы и снабжены с одной стороны упорами для фиксации механизма перемещения фермы, с другой стороны откидными опорами, а секции опалубки попарно присоединены к угловым элементам посредством шарниров. 2. Опалубка по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что механизмом перемещения фермы является гидротолкатель, оторый шарнирно прикреплен корпусом к ерме, а штоком взаимодействует с упоами рельсовой направляющей. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 319667, кл. Е О4 Q 11/20, 197О. 2.Авторское свидетельство СССР № 223847, кл. Е О4 Q 11/2О, 1963.
.l
/2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опалубка для возведения монолитной обделки наклонного туннеля | 1979 |
|
SU787600A1 |
Подвижная опалубка | 1979 |
|
SU947433A1 |
Подвижная секционная опалубка | 1980 |
|
SU903534A1 |
Самоустанавливающаяся переставная опалубка для возведения обделки тоннеля | 1985 |
|
SU1268734A1 |
Катучая опалубка | 1977 |
|
SU734367A1 |
Опалубка для бетонирования монолитной обделки туннеля | 1981 |
|
SU1013611A1 |
Передвижная опалубка | 1979 |
|
SU872766A1 |
Туннельная опалубка | 1979 |
|
SU802477A1 |
Шагающий бетоноукладочный агрегат | 1981 |
|
SU972110A1 |
Щит для сооружения тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой | 1986 |
|
SU1448061A1 |
гД;
w
Фи2Л
Фиг.5
kfl
Авторы
Даты
1981-01-15—Публикация
1978-07-07—Подача