(54) СПОСОБ РЕМОНТА ОБМОТКИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ ремонта обмотки | 1979 |
|
SU807454A2 |
Способ ремонта обмотки | 1974 |
|
SU671005A1 |
Способ изготовления катушечных обмоток электрических машин | 1977 |
|
SU733065A1 |
Стержневая обмотка высоковольтной электрической машины и способ ее изготовления | 1985 |
|
SU1676008A1 |
Способ изготовления изоляции статорных обмоток электрических машин | 1987 |
|
SU1515269A1 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2236740C2 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
Способ изготовления обмотанных статоров | 1978 |
|
SU731517A1 |
Способ изготовления обмоток | 1976 |
|
SU599709A2 |
Способ изготовления обмоток | 1966 |
|
SU262239A1 |
Изобретение относится к способам ремонта электрических машин, а именно к способу ремонта обмотки с микалентой компаундированной изоляцией. По основному авт. св. № 671005 известен способ ремонта обмотки с миКсшентной компаундированной битумом изоляцией, извлеченной из статора быв шей в эксгшуатации электрической ма - .... шины, заключающийся в наложении на об мотку непропитанной стеклосодержащей ленты, те 1злообработке до удаления по меньшей мере части битума и последующей пропитке и запечке 1. Такой способ позволяет без замены обмотки одновременно не только восстановить свойства корпусной изоляции и изоляции элементарных проводников обмотки, но и получить свойства корпусной изоляции и изоляции элемен тарных проводников выше,чем они бьти в исходном состоянии при изготовлени до эксплуатации. Однако этот способ требует обяэательного демонтажа всех элемеитсш обмотки .из активной части железа статора. Ввиду того, что микгшентная компаундированная изоляция распухает под воздействием эксплуатационных иагру зок, элементы обмотки оказываются заклиненными в пазах активной части статора электрической машины. И при демонтаже приходится прикладывать значительные механические усилия для извлечения элемента обмотки из пазов активного железа. При этом ряд элементов (20-30% от всей обмотки) деформируется, что сопровождается необратимыми повреждениями корпусной изоляции, а иногда и изоляции элеменIтарных проводников. Такой вид повреждений исключает возможность восстановления изоляций, описанным способом. Это требует отбраковки повреждеиных элементов обмотки и- искгаоченяя их из повторного использования. Целью изобретения является обеспечение возможности ремонта обмоток с повреждейной корпусной изоляцией и изоляцией элементарных проводников. Это достигается тем, что до наложения стеклосодержащей ленты снимают поврежденную часть корпусной изоляции, устанавливают изоляционные прокладки между элементарными проводниками с поврежденной изоляцией и- на место снятой поврежденной изоляции наносят слюдосодержащую стеклоленту, не содержащую связущего. П№чем могут быть использованы изоляционные прокладки, содержащие клеющийсостав. Каждому деформированному элементу обмотки до указанных операций по замене изоляци на шаблоне придают требуемую геометрическую форму. , Далее удаляют битумное связующее из оставшейся части изоляции и прово дят последующую пропитку изоляции. По окончании запечки вся изоляция элементов обмотки представляет единую, однородную систему с практически одинаковыми электрофизическими /свойствами, обеспечивающими возможность повторной эксплуатации элементов обмотки. Принципиально новым в предлагаемом способе является то, что процесс консолидации изоляции элементов обмотки осуществляется одновременно и для бывшей в эксплуатацией и для вновь внесенной изоляции. Это обеспечивает практически одинаковые элек трофизические свойства и однородность изоляции всего элемента обмотки при использовании в качестве глав ного диэлектрического барьера того же материала, что и- в остальной изоляции, а в качестве связующего - того же компаунда. Использование предлагаемого способа позволяет исключить потерю по меньшей мере 20% элементов обмотки (стержней), что составит значительный экономический эффект, если учест что стоимость одного нового стержня гидрогенератора типа ВГС 1500/200 88 - 270 руб. Пример, в стержне,демонтированном из активной части статора и .деформированном в процессе работы,ви зуально определяют зоны повреждения Затем поврежденную изоляцию срезают под углом 25-30 к поверхности изоляции обеих сторон зоны повреждения После этого визуально определяют эле ментарные проводники с поврежденной изоляцией. Между элементарными проводниками и поврежденной изоляцией, а также .между слоями проводников, устанавли вают миканитовые прокладки толщиной 0,2-0,3 мм. Затем на место удаленно поврежденной изоляции наносят вполнахлеста корпусную изоляцию из сухих слюдосодержащих лент, например стеклослюдинитовой ленты ЛС-40РУТТ. Далее на стержни наносят обычное полупроводящее покрытие (например из лент ЛСП-01 и ЛСП-03) и укладывают на стальной шаблон, где стержням придается требуемая геометрическая .путем механического обжатия. После этого (в обычном порядке) на стержни наносят технологические пресспланки, вводят ускоритель, удаляют битумное связующее из оставшейся части изоляции термовакуумным методом и производят вакуумнагветауельную пропитку стержней (одновременно пропитывается и старая изоляция и нанесенная в ходе ремонта на поврежденную зону) эпоксидным компаундом, например ПК-П. Пропитку производят на первом ртапе при остаточном давлении 0,10,5 мм рт.ст., на втором этапе - при избыточном давлении 5-10 ати. Вяз-, кость компаунда не должна превышать 40 с по вискозиметру ВЗ-4. По завериении пропитки запекают всю изоляцию стержней в термостате при температуре 140±5°С в течение 20-24 часов. Формула изобретения 1.Способ ремонта обмотки по авт. св. № 671005, отличающи fi с я тем, что, с целью обеспечения возможности ремонта обмоток с поврежденной корпусной изоляцией и изоляцией элементарных проводников, до наложения стеклосодержащей ленты снимают поврежденную -часть корпусной изоляции, устанавливают изоляционные прокладки между элементарными проводниками с поврежденной изоляцией и на место снятой поврежденной изоляции наносят слюдосодержащую стеклоленту, не содержащую связующего. 2.Способ по п. 1,отличающ и и с я тем, что используют изоляционные прокладки, содержащие клеющий состав. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 1 671005, кл. Н 02 К 15/12, 1974.
Авторы
Даты
1981-02-23—Публикация
1979-08-27—Подача