Изобретение относится к машиностроению в частности к соединениям в самолетостроении. Известно заклепочное соединение, содержащее пакет соединяемых, деталей в конические отверстия которых установлены конические заклепКи, располо женные рядами, причем конусность отверстия в пакете соединяемых деталей на 15-20% меньше конусности стержня заклепки, а диаметр большого основания стержня заклепки превышает бол ший диаметр конического отверстия в пакете на 2-1% 1. Однако многорядное соединение, образованное этими заклепками, установленными с одинаковыми .натягами не обеспечивает требуемой надежности и ресурса соединения из-за неравномерного распределения сдвигающих нагрузоч между рядами заклепок. Известно что в соединении деталей силовыми элементами, расположенными рядами, в условиях сдвигающихся нагрузок наиболее нагруженными являются крайние ряды (фиг. 4) по которым/ как правило происходит разрушение .. Цель изобретения - повышение надежности и ресурса )4ногорядного соединения в условиях сдвигающих нагрузок. Указанная цель достигается установкой крепежа с коническим телом, в отверстие той же конусности меньшего диаметра с обеспечением после запрессовки крепежа в отверстия радиальных натягов, пропорциональных действующим на каждый ряд нагрузкам по формуле I п 0,2+0,2 . д,100 где - радиальный натяг в мм в соединении; п - порядковый ряда, считая средний (средние для четного количества рядов) ряд первым; d - диаметр крепежа в зоне закладной головки. На фиг, 1 показано многорядное соединение, например заклепочное, с выступающими закладными головками до запрессовки и образования замыкающих головок; на фиг. 2 - аналогичное соединение с потайными закладными головками; на фиг. 3 - распределение натягов по рядам десятирядного шва при различных уровнях нагружения; на фиг, 4 - целесообразное распределение натягов по рядам десятирядного шва с целью повышения ресурса соединения. Многорядное соединение деталей образовано несколькими рядами крепежа, например, заклепками 1, установленными в соосные конусные отверстия соединяемых деталей 2 и 3. Поскольку в многорядном соединерии нагрузка по рядам распределяется неравномерно (фиг, 3) необходимо в каждом ряду крепежа создать натяг, пропорциональный дествующей нагрузке Для швов, указанных на фиг. 1 и 2 натяги определяются следующим образом, ,2 + 0,2 ТОО ° 2-0,2 + 0,2 ТОО 3.0,2 + 0,2 Величины натягов для десятирядного шва приведены на фиг. 4. Установка конусного крепежа, напр мер, заклепок производится следующим образом. Ограничительными насадками настро енньами на различную глубину, произво дят сверление и зенкование конусных отверстий, диаметры которых различны для каждого ряда. Затем конусный кре пеж 1 с одинаковыми размерами конусной части устанавливают в подготовленные отверстия и осаждают заподлиц с пакетом либо с помощью пресса, либ клепальными молотками. Так как разме ры отверстий разные, различны по , й,, и т.д. Для личине натяги is настройки ограничительной насадки и практического определения величины натяга замеряют величину зазора S между головкой крепежа и плоскостью пакета S -. где К - конусность крепежного элемента. Для конусности 1:50, наиболее широко применяемой в промышленности, К 0,02. Установка крепежа в многорядном шве с различными радиальными натягами по различным рядам повьлшает в 23 раза ресурс соединения, увеличивает время межремонтных,налетов, что снижает затраты .на ремонтные работы. Формула изобретения 1.Заклепочное соединение, содержащее пакет соединяемых деталей в конические отверстия которых установлены конические заклепки, расположенные рядами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и ресурса соединения в условиях сдвигающих нагрузок заклепки в рядах установлены с неравным радиальным натягом. 2.Соединение по п. 1, отличающееся тем, чтонатяг заклепок в различных рядах определяется по формуле п.0,2 + 0,2 , ТУО где Д - величина радиального натяга; п - порядковый номер ряда, считая первым средний; dj, - диаметр заклепки в зоне закладной головки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2718968/25-27, кл. F 16 В 5/04, 31.01.79
f г 3 5 ff 7 8 9 /ff
fifffi/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединение деталей | 1987 |
|
SU1418524A1 |
Заклепочное соединение | 1988 |
|
SU1555549A1 |
Способ получения заклепочного соединения деталей | 1990 |
|
SU1735627A1 |
ЗАКЛЕПКА ДЛЯ ОДНОСТОРОННЕЙ КЛЕПКИ | 1994 |
|
RU2134364C1 |
Заклепочное соединение | 1988 |
|
SU1581881A1 |
Способ клепки заклепками из труднодеформируемых материалов | 1986 |
|
SU1442322A1 |
Способ образования заклепочного соединения | 1990 |
|
SU1738460A1 |
Способ клепки | 1983 |
|
SU1215821A1 |
Заклепка | 1985 |
|
SU1278499A1 |
Способ клепки | 1985 |
|
SU1250378A1 |
Авторы
Даты
1981-06-30—Публикация
1979-08-16—Подача