Изобретение относится к машиностроению, к высокоресурсным заклепочным соединениям.
Цель изобретения - повышенно1 усталостной долговечности заклепочного соединения путем повышения радипль- ного натяга и повышения поперечной податливости.
На фиг. 1 изображена предлагаемая конструкция до ее расклепывания; на фиг. 2 то же, после ее расклепывания .
Заклепка для соединения листовых деталей 1 и 2 состоит ич закладной головки 3 с компенсатором 4 на стержне 5 и цилиндрической втулки 6, состоящей из набора цилиндрических колец 7, имеющих конические торцовые поверхности 8. Заклепка устанавливается в отверстие соединяемых деталей. Материал колец более пластичный, чем материал стержня, стержень выполнен из высокопрочного материала. Образование заклепочного соединения деталей происходит при приложении к зак-- лепке осевого усилия Р. , приводящего к раздаче в зоне замыкающей головки сердечника и примыкающей к нему части последнего кольца и образованию замыкающей головки заклепки 9. Реализация радиального натяга в соединении идет за счет пластического течения стержня заклепки и за счет клиновидной (конической) поверхности цилиндров стержня заклепки.
Известно, что податливость крепежной связи (закчепки) слагается из взаимного обмятия заклепки и соединяемого листа; сдвига заклепки; изгиба заклепки. Причем составляющая податливости за счет изгиба заклепки достаточно велика (25-40). Выполнение втулки заклепки из набора резко уменьшает изгибкую жесткость разработанной заклепки при ее работе на срез от усилия Рэ .
Наружный диаметр втулки может быть равен, либо больше диаметра головки заклепки - такой будет конструкция стержневой заклепки для клепки на автоматах; меньше диаметра головки заклепки - для заклепок с обычными (потайными или непо гайными) головками для клепки на прессах или вручную.
Конструкция заклепки со втулкой, наружный диаметр которой меньше диаметра головки стержня, является преимущественной .
0
5
0
5
0
5
0
5
Угол конусности кольца, примыкающего к закладной гловке, равен углу конусности головки 90 -- 120°.
Угол конусности торцовых поверхностен колец, образующих втулку, равен
liK 15 - 25°. Соотношение между диаметром стержня dc и диаметром втулки dj можно рекомендовать в диапазоне
1С (0,3 - 0,5).
Величину выступающих частей последнего кольца и стержня, образующих замыкающую гловку, выбирают из условия, чтобы после клепки диаметр замыкающей гловки был равен 1,5 - 1,8 диаметра втулки, а общая высота замыкающей гловки была равна О,А - 0,5 диаметра втулки. То есть с учетом этих рекомендаций высота части кольца, выступающей из пакета соединяемых деталей, равна 0,5 - 0,7 ее диаметра, а высота выступающей части стержня равна 1,2 - 1,4 его диаметра.
Применение предлагаемой заклепки целесообразно для первых рядов многорядных заклепочных соединений. Для изготовления набора колец заклепки целесообразно использовать типовые для самолетостроения материалы типа В-65, Д18П, идущие на изготовление заклепочных нормалей. /Тля изготовления стержня целесообразно применять высокопрочные стали типа ЗОХГСА, 12Х 8Н9Т и т.п. Для обеспечения статической прочности заклепки на срез необходимо, чтобы в плоскость не попал участок сопряжения двух колец стержня. Статическая прочность на отрыв заклепки обеспечивается замыкающей головкой высокопрочного стержня.
Прдлагаемое изобретение позволяет увеличить величину и равномерность радиального натяга в заклепочном соединении и увеличить податливость заклепки на сдвиг. Это приведет к увеличению усталостной долговечности заклепочного соединения, что позволит увеличить ресурс соединения, либо снизить его вес.
Формула изобретения 1. Заклепочное соединение, содержащее установленный в отверстиях соединяемых деталей стержень с потайной закладной головкой и замыкающей головкой, а также охватывающую его втулку, отличающееся теп, что, с целью повышения усталостной долговечности заклепочного соединения путем
попышения радиального натяга и повышения поперечной податливости, втулка выполнена в виде набора сопряженных между собой колец с коническими торцовыми поверхностями, вершины конусов которых направлены в сторону замыкающей головки стержня, а последнее кольцо втулки выполнено с кольцевым
буртиком, расположенным между замыкающей головкой стержня и поверхностью соединяемой детали, при этом материал колец более пластичный, чем материал стержня.
2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что стержень выполнен ич высокопрочного материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Заклепочное соединение | 1989 |
|
SU1673758A1 |
Заклепка | 1987 |
|
SU1439307A1 |
Заклепка | 1986 |
|
SU1401171A1 |
Заклепка | 1989 |
|
SU1670205A1 |
Заклепка | 1989 |
|
SU1687944A1 |
Заклепка | 1988 |
|
SU1620707A1 |
Способ получения заклепочного соединения деталей | 1990 |
|
SU1735627A1 |
Способ образования заклепочного соединения | 1990 |
|
SU1738460A1 |
Способ получения заклепочного соединения | 1989 |
|
SU1732022A1 |
Заклепка | 1988 |
|
SU1545013A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к высокоресурсным заклепочным соединениям. Цель изобретения - повышение усталостной долговечности заклепочного соединения путем повышения радиального натяга и повышения поперечной податливости. Заклепки состоят из стержня 5 с закладной головкой 3 и втулки 6 из набора колец 7, сопряженных по коническим торцовым поверхностям 8. Материал колец более пластичный, чем материал стержня. При клепке происходит образование замыкающей головки из части кольца и конца стержня. За счет конических торцовых поверхностей колец происходит их радиальная раздача, образующая радиальный натяг в заклепочном соединении. Заклепочное соединение позволяет увеличить величину и равномерность радиального натяга и увеличить поперечную податливость заклепки, что увеличивает усталостную долговечность заклепочного соединения. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Составитель С.Никулина Редактор С.Патрушева Техред М.Ходашш Корректор М.Шароши
Заказ 548
Тираж 553
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
--- - - - - - ,- - -.,.-. - - -. - - -..-. -- - -.-.-«-.-- - -.--- - - - - - - -
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Фиг. г
Подписное
Заклепка | 1982 |
|
SU1154497A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Заклепка | 1986 |
|
SU1350386A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-04-07—Публикация
1988-02-15—Подача