1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным системам транспортных средств.
Наиболее близким из известных к изобретению является тормозная система двухзвенного транспортного средства, содержащая тормозные контуры тягача и прицепа, оборудованные клапанными устройствами для отключения тормозных камер тягача от источника давления и сообщения их с атмосферой через ограничивающее скорость снижения давления приспособление и командную схему в цени управления клапанными устройствами, включающую в себя чувствительные средства 1.
Недостатком такой тормозной системы является то, что при торможении поезда, в случае аварийного падения давления в одной из тормозных камер поворотной оси прицепа, на последней возникает разворачивающий момент, который приводит к складыванию поезда, так как тормозящие колеса задней оси тягача не способны восприпимать боковую силу и, следовательно, гасить возникающий момент.
Указанное обстоятельство существенно снижает безопасность движения.
Целью изобретения является повышение безопасности.
Указанная цель достигается тем, что командная схема включает в себя сумматор для воздействия на цепь управления, к которому подключены упомянутые чувствительные средства, выполненные в виде датчиков изменения параметров, определяющих величины тормозных моментов на колесах поворотной оси прицепа, при этом датчики выполнены в виде устройств, реагирующих на величину давления в тормозных камерах указанной оси.
Клапанное устройство выполнено с пневматическим управлением от источника давления, при этом связь между источником
15 давления и клапанным устройством тягача осуществлена через указанный сумматор, вынолненный в виде трехпозиционного золотникового распределителя.
Поворотная ось прицепа снабжена датчиком скорости поворота данной оси, клапанное устройство выполнено с электромагнитным управлением, в цепи которого установлен выключатель, управляемый сигналами от сумматора и датчики скорости поворота оси прицепа. Ограничивающее скорость падения давления приспособление выполнено в виде ресивера, избирательно подключаемого к источпику давления и тормозным камерам тягача.
На фиг. 1 изображен первый вариант выполнения тормозной системы двухзвенного транспортного средства; на фиг. 2 - то же, второй вариант выполнения.
Тормозная система двухзвенного транспортного средства (фиг. i) содержит пневматические тормозные системы тягача и прицепа (на чертеже не показаны), сумматор 1, вынолненный в виде трехпозиционного золотникового распределителя, управляющие полости которого являются датчиками 2 давления трубонроводами 3, 4 и соединены соответственно с тормозными камерами 5, 6 поворотной оси прицепа. Клапанное устройство 7, выполненное в виде двухпозиционного золотникового распределителя, который в первой позиции соединяет камеры 8, 9 задней оси тягача посредством трубопровода 10 с тормозным краном (на чертеже не ноказан) тягача, а во второй - трубопроводом 11 с предохранительным клапаном 12, ограничивающим скорость падения давления, сумматор 1 в своих крайних позициях соединяет ресивер 13 прицепа с устройством 7 посредством магистралей 14, 15 и соединительной головки 16. Устройство 7 постоянно находится в первой позиции и поджато пружиной 17.
При движении транспортного средства без торможения устройство У в первой позиции посредством трубопровода 10 соединяет тормозные камеры 8, 9 задней оси тягача с тормозным краном тормозной системы тягача. При этом сумматор 1 постоянно находится в средней позиции и его управляющие полости трубопроводами 3, 4 соединены соответственно с тормозными камерами 5, 6 поворотной оси прицепа. В этой позиции сумматор 1 не соединяет ресивер 13 прицепа с устройством 7.
При торможении транспортного средства в магистрали 10 и, следовательно, тормозных камерах 8, 9 задней оси тягача нарастает давление. Также нарастает давление в тормозных камерах прицепа, в том числе в камерах 5, 6 поворотной оси. При этом в управляющих полостях сумматора 1 давление примерно одинаково и он остается в среднем положении, не соединяя ресивер 13 прицепа с устройством 7. Таким образом происходит нормальное тормолсение транспортного средства.
При экстренном торможении, в случае аварийного падения давления в одной из тормозных камер поворотной оси прицепа, сумматор 1 под действием перепада давлений в управляющих полостях займет крайнее положение, в котором ресивер 13 прицепа посредством магистралей 14, 15 и соединительной головки 16 будет соединен с управляющей полостью устройства 7. Под действием давления воздуха устройство 7 займет позицию, в которой тормозные камеры 8, 9 заблокированной, задней оси тягача будут соединены посредством трубопровода 11 с предохранительным клапаном 12, отрегулированном на давление меньшее, чем номинальное (рабочее) в тормозной системе и тормозных камерах 8, 9 тягача. При этом задние колеса тягача разблокируются и будут способны воспринимать боковую силу, возникающую в результате действия разворачивающего момента на поворотной оси прицепа.
Тормозная система двухзвенного транспортного средства в другом варианте выполнения (фиг. 2) отличается тем, что содержит измерители тормозных моментов 18 вместо датчиков 2, установленные на поворотной оси прицепа, сигналы от которых поступают на сумматор 1. Устройство 7 состоит из двухпозиционного золотникового распределителя 19, который соединяет тормозные камеры 8 и 9 задней оси тягача в
первой позиции с тормозным краном (на чертеже не ноказан) посредством трубопровода 10, а во второй - с атмосферой и с дополнительным ресивером 20, соединенным трубопроводом 21 с компрессором (на
чертеже не показан). В трубопроводах 10 и 21 установлен отсечной клапан 22, выполненный в виде двухпозиционного золотникового распределителя, который в первой позиции сообщает указанные магистрали с
тормозным краном и компрессором соответственно, а во второй - запирает трубопроводы 10 и 21. Поворотная ось прицепа оборудована датчиком 23 скорости разворота оси. В цепи управления 24 установлен
выключатель 25, соединенный с сумматором 1 и датчиком 23.
При отсутствии сигнала рассогласования, вырабатываемого сумматором 1, выключатель 25 разрывает цепь управления 24, отсечной клапан 22 и распределитель 19 находится в первой позиции.
Работает система по фиг. 2 аналогично системе на фиг. 1 с той лишь разницей, что включение клапана 22 и распределителя 19
происходит при рассогласовании сигналов измерителей 18 и выдаче управляющих сигналов от сумматора 1 и датчика 2 на выключатель 25.
Формула изобретения
1. Тормозная система двухзвенного транспортного средства, содержащая тормозные контуры тягача и прицепа, оборудованные
клапанными устройствами для отключения тормозных камер тягача от источника давления и сообщения их с атмосферой через ограничивающее скорость снижения давления приспособление и командую схему в
цепи управления клапанными устройствами, включающую в себя чувствительные средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения, командная схема включает в себя сумматор для воздействия на цепь управления, к
которому подключены упомянутые чувствительные средства, выполненные в виде датчиков изменения параметров, определяющих величины тормозных моментов на колесах поворотной оси и прицепа.
2.Тормозная система по п. 1, отличающаяся тем, что датчики выполнены в виде устройств, реагирующих на величину давления в тормозных камерах колес указанной оси.
3.Тормозная система по п. 2, отличающаяся тем, что клапанное устройство выполнено с пневматическим управлением от источника давления, при этом связь между источником давления и клапанным устройством тягача осуществлена через указанный сумматор, выполненный в виде трехпозиционного золотникового распределителя.
4.Тормозная система по п. 1, отличающаяся тем, что поворотная ось прицепа снабжена датчиком скорости поворота данной оси, клапанное устройство выполнено с электромагнитным управлением, в цепи которого установлен выключатель, управляемый сигналами от сумматора и датчика скорости поворота оси прицепа.
5.Тормозная система по п. 4, отл ич ающ а я с я тем, что ограничивающее скорость падения давления приспособление выполнено в виде ресивера, избирательно подключаемого к источнику давления и тормозным камерам тягача.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Великобритании № 1356167, кл. F2F, опубл. 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная система двухзвенного транспортного средства | 1985 |
|
SU1306770A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1191314A1 |
Система управления автопоездом | 1985 |
|
SU1261829A1 |
Пневматический привод тормозов тягача | 1983 |
|
SU1150128A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
Опорно-сцепное устройство тракторного транспортного поезда | 2023 |
|
RU2811756C1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU948746A1 |
Тормозное управление автопоезда | 1987 |
|
SU1423443A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU933528A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1983 |
|
SU1184721A2 |
//
h
Авторы
Даты
1981-07-07—Публикация
1979-12-14—Подача