Способ контроля кинематической точ-НОСТи зубчАТыХ КОлЕС Советский патент 1981 года по МПК G01B5/20 G01B121/08 

Описание патента на изобретение SU846990A1

(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Похожие патенты SU846990A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ НАКОПЛЕННОЙ ПОГРЕШНОСТИ ОКРУЖНОГО ШАГА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1966
SU178502A1
Способ контроля радиального биения зубчатых колес 1980
  • Василевский Виталий Витальевич
SU953434A1
Способ обработки зубчатых колес 1978
  • Екельчик А.Л.
SU723838A1
Устройство для измерения накопленной погрешности шага зубчатого колеса 1978
  • Верхотуров Борис Яковлевич
  • Кузьмин Валерий Иванович
SU868308A1
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес 1985
  • Соболь Валентин Николаевич
  • Тернюк Николай Эммануилович
  • Котляров Борис Степанович
SU1317269A1
Способ контроля профиля зубьев зубчатого колеса и устройство для его осуществления 1980
  • Армин Штерки
  • Герд Роберт Зоммер
SU1025340A3
Способ контроля зубчатых колес 1980
  • Афонский Борис Дмитриевич
  • Генкин Михаил Дмитриевич
  • Дитев Виктор Васильевич
  • Константинов Борис Дмитриевич
  • Лысков Борис Павлович
SU920363A1
Способ однопрофильного контроля пары зубчатых колес 1982
  • Погорелов Вячеслав Сергеевич
  • Цыганова Наталия Викторовна
  • Попов Валентин Иванович
SU1024689A1
Способ контроля погрешностей формы венца зубчатых колес 1988
  • Гудков Павел Александрович
  • Андреева Людмила Васильевна
  • Наумов Алексей Николаевич
  • Яковенко Наталья Борисовна
SU1608417A1
Способ контроля профиля зуба зубчатых колес и устройство для его осуществления 1980
  • Армин Штерки
  • Герд Роберт Зоммер
  • Вальтер Негели
SU1145938A3

Иллюстрации к изобретению SU 846 990 A1

Реферат патента 1981 года Способ контроля кинематической точ-НОСТи зубчАТыХ КОлЕС

Формула изобретения SU 846 990 A1

1

Изобретение относится к контролю в машиностроении, а именно к контролю зубчатых колес.

Известны способы для контроля кинематической точности зубчатых колес, заключающиеся в .том, что последовательно измерительный щуп вводится в сопряжение с одноименными профилями зубьев, правыми или левыми, определяют отклонения угловых положений точек профилей, находящихся на одной окружности от их номинального положения по отнощению к начальной точке отсчета, и по этим отклонениям судят о кинематической точности зубчатого колеса I.

Недостатками этих способов являются их трудоемкость, невозможность непосредственного (прямого) контроля кинематической точности блока зубчатых колес, так как известные способы не предусматривают участие в контроле одновременно двух зубчатых колес; при раздельном измерении кинематической погрешности двух зубчатых колес блока с последующим суммированием результатов измере.чия погрешность измерения будет большей зеличины, чем при прямом контроле

Наиболее близким к изобретению по техническому рещению и достигаемому результату является способ, предназначенный для контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным щупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп - с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других после10дующих зубьев и по разности дуговь1х расстояний судят о кинематической погрещности зубчатого колеса 2.

Однако данный способ не позволяет производить контроль двух зубчатых колес, находящихся в блоке.

IS

Цель изобретения - контроль точности блока, состоящего из двух зубчатых колес.

Указанная цель достигается тем, что зубчатые колеса взаимно разворачивают на оправке на 180° по отнощению к положению, в котором они совместно обрабатывались,

20 фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем зуба одного колеса, а измерительный щуп - в

контакт с профилем зуба другого колеса блока.

На фиг. 1 изображена схема контроля кинематической точности блока зубчатых колес предлагаемым способом; на фиг. 2 сплошной линией изображен график F(fi) кинематической погрешности блока зубчатых колес, построенный по результатам прямого измерения дискретных значений этой величины.

Пунктирными линиями изображены графики кинематических погрешностей, имеюш,ихся у зубчатых колес, pi - угол поворота мерительной оправки блока, Дф - погрешность угла поворота оправки.

Устройство содержит зубчатое колесо 1 блока, второе зубчатое колесо 2 блока, мерительную оправку 3, упорный щуп 4, измерительный шуп 5, измерительный прибор 6.

При контроле кинематической точности блока по описанному способу его зубчатые колеса 1 и 2 неподвижно устанавливают на мерительной оправке 3 с взаимным разворотом на угол 1ЙО° по отношению к их взаимному положению, при котором они совместно обрабатывались (нарезались зубья). Упорный щуп 4 вводят в сопряжение с зубьями зубчатого колеса 1, а измерительный щуп 5 - с зубьями зубчатого колеса 2. Конструкция щупов может быть различной. В процессе контроля на измерительный щуп 5 одновременно передаются два перемещения от неточности зубчатых колес, суммарный результат которых фиксируется прибором 6, имеющим масщтаб шкалы М1:2. Первое перемещение - от кинематической погрешности зубчатого колеса 1 (график f-)), второе - от кинематической погрешности зубчатого колеса 2 (график fj)- Так как погрешности зубчатых колес 1 и 2 в одноименных точках сдвинуты по фазе на 180°, то в точках взаимодействия профилей с измерительным и упорным щупами 4 и 5 эти погрешности находятся в одной фазе и поэтому вызывают взаимно противоположные перемещения измерительного щупа 5, т. е. взаимно вычитаются. Деление результатов текущих значений измеряемой погрешности пополам производится автоматически за счет применения шкалы измерительного прибора 6 с масштабом М 1:2.

Если погрешности зубчатых колес 1 и 2 блока равны по амплитуде и сдвинуты по

фазе на угол, равный 180°, то измерительный прибор показывает нулевое значение кинематической погрешности блока. Это значит, что эти погрешности независимо от их величины при работе передачи взаимно компенсируются и не вызывают погрешности углового перемещения вала (не показано).

Если эти условия не выдержаны, то измерительный прибор 6 фиксирует погрешность, которая влияет на кинематическую точность при работе блока в передаче.

Применение изобретения, его новой методики контроля кинематической точности блоков зубчать1х колес, позволяет сократить время проведения контроля более, чем в пять раз. Кроме того, повышается качество контроля, его точность за счет устранения погрешностей промежуточных измерений и исключения возможной ошибки при вычислениях текущих значений погрешности блока.

Формула изобретения

Способ контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным щупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп - с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других последующих зубьев и по разности дуговых расстояний судят о кинематической погрешности, отличающийся тем, что, с целью контроля точности блока из двух зубчатых колес, зубчатые колеса разворачивают на оправке на 180° по отнощению к положению, в котором они совместно обрабатывались, фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем.зуба одного колеса, а измерительный щуп - в контакт с профилем зуба другого колеса блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 211110, кл. G 01 В 5/20, 1965.

2. Тайц Б. И. Точность и контроль зубчатых колес. М., Машгиз, 1972,-с. 446-447 (прототип).

SU 846 990 A1

Авторы

Василевский Виталий Витальевич

Даты

1981-07-15Публикация

1979-10-05Подача