(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО для КОНТРОЛЯ НАКОПЛЕННОЙ ПОГРЕШНОСТИ ОКРУЖНОГО ШАГА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 1966 |
|
SU178502A1 |
Способ контроля радиального биения зубчатых колес | 1980 |
|
SU953434A1 |
Способ обработки зубчатых колес | 1978 |
|
SU723838A1 |
Устройство для измерения накопленной погрешности шага зубчатого колеса | 1978 |
|
SU868308A1 |
Способ комплексного двухпрофильного контроля зубчатых колес | 1985 |
|
SU1317269A1 |
Способ контроля профиля зубьев зубчатого колеса и устройство для его осуществления | 1980 |
|
SU1025340A3 |
Способ контроля зубчатых колес | 1980 |
|
SU920363A1 |
Способ однопрофильного контроля пары зубчатых колес | 1982 |
|
SU1024689A1 |
Способ контроля погрешностей формы венца зубчатых колес | 1988 |
|
SU1608417A1 |
Способ контроля профиля зуба зубчатых колес и устройство для его осуществления | 1980 |
|
SU1145938A3 |
1
Изобретение относится к контролю в машиностроении, а именно к контролю зубчатых колес.
Известны способы для контроля кинематической точности зубчатых колес, заключающиеся в .том, что последовательно измерительный щуп вводится в сопряжение с одноименными профилями зубьев, правыми или левыми, определяют отклонения угловых положений точек профилей, находящихся на одной окружности от их номинального положения по отнощению к начальной точке отсчета, и по этим отклонениям судят о кинематической точности зубчатого колеса I.
Недостатками этих способов являются их трудоемкость, невозможность непосредственного (прямого) контроля кинематической точности блока зубчатых колес, так как известные способы не предусматривают участие в контроле одновременно двух зубчатых колес; при раздельном измерении кинематической погрешности двух зубчатых колес блока с последующим суммированием результатов измере.чия погрешность измерения будет большей зеличины, чем при прямом контроле
Наиболее близким к изобретению по техническому рещению и достигаемому результату является способ, предназначенный для контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным щупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп - с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других после10дующих зубьев и по разности дуговь1х расстояний судят о кинематической погрещности зубчатого колеса 2.
Однако данный способ не позволяет производить контроль двух зубчатых колес, находящихся в блоке.
IS
Цель изобретения - контроль точности блока, состоящего из двух зубчатых колес.
Указанная цель достигается тем, что зубчатые колеса взаимно разворачивают на оправке на 180° по отнощению к положению, в котором они совместно обрабатывались,
20 фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем зуба одного колеса, а измерительный щуп - в
контакт с профилем зуба другого колеса блока.
На фиг. 1 изображена схема контроля кинематической точности блока зубчатых колес предлагаемым способом; на фиг. 2 сплошной линией изображен график F(fi) кинематической погрешности блока зубчатых колес, построенный по результатам прямого измерения дискретных значений этой величины.
Пунктирными линиями изображены графики кинематических погрешностей, имеюш,ихся у зубчатых колес, pi - угол поворота мерительной оправки блока, Дф - погрешность угла поворота оправки.
Устройство содержит зубчатое колесо 1 блока, второе зубчатое колесо 2 блока, мерительную оправку 3, упорный щуп 4, измерительный шуп 5, измерительный прибор 6.
При контроле кинематической точности блока по описанному способу его зубчатые колеса 1 и 2 неподвижно устанавливают на мерительной оправке 3 с взаимным разворотом на угол 1ЙО° по отношению к их взаимному положению, при котором они совместно обрабатывались (нарезались зубья). Упорный щуп 4 вводят в сопряжение с зубьями зубчатого колеса 1, а измерительный щуп 5 - с зубьями зубчатого колеса 2. Конструкция щупов может быть различной. В процессе контроля на измерительный щуп 5 одновременно передаются два перемещения от неточности зубчатых колес, суммарный результат которых фиксируется прибором 6, имеющим масщтаб шкалы М1:2. Первое перемещение - от кинематической погрешности зубчатого колеса 1 (график f-)), второе - от кинематической погрешности зубчатого колеса 2 (график fj)- Так как погрешности зубчатых колес 1 и 2 в одноименных точках сдвинуты по фазе на 180°, то в точках взаимодействия профилей с измерительным и упорным щупами 4 и 5 эти погрешности находятся в одной фазе и поэтому вызывают взаимно противоположные перемещения измерительного щупа 5, т. е. взаимно вычитаются. Деление результатов текущих значений измеряемой погрешности пополам производится автоматически за счет применения шкалы измерительного прибора 6 с масштабом М 1:2.
Если погрешности зубчатых колес 1 и 2 блока равны по амплитуде и сдвинуты по
фазе на угол, равный 180°, то измерительный прибор показывает нулевое значение кинематической погрешности блока. Это значит, что эти погрешности независимо от их величины при работе передачи взаимно компенсируются и не вызывают погрешности углового перемещения вала (не показано).
Если эти условия не выдержаны, то измерительный прибор 6 фиксирует погрешность, которая влияет на кинематическую точность при работе блока в передаче.
Применение изобретения, его новой методики контроля кинематической точности блоков зубчать1х колес, позволяет сократить время проведения контроля более, чем в пять раз. Кроме того, повышается качество контроля, его точность за счет устранения погрешностей промежуточных измерений и исключения возможной ошибки при вычислениях текущих значений погрешности блока.
Формула изобретения
Способ контроля кинематической точности зубчатых колес с использованием прибора с упорным и измерительным щупами, заключающийся в том, что упорный щуп вводят в контакт с профилем одного зуба, а измерительный щуп - с одноименным профилем диаметрально расположенного зуба, последовательно измеряют дуговые расстояния между одноименными профилями двух других последующих зубьев и по разности дуговых расстояний судят о кинематической погрешности, отличающийся тем, что, с целью контроля точности блока из двух зубчатых колес, зубчатые колеса разворачивают на оправке на 180° по отнощению к положению, в котором они совместно обрабатывались, фиксируют это положение, а затем вводят упорный щуп в контакт с профилем.зуба одного колеса, а измерительный щуп - в контакт с профилем зуба другого колеса блока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 211110, кл. G 01 В 5/20, 1965.
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-10-05—Подача