Устройство для компенсации люфта Советский патент 1981 года по МПК G05G23/00 

Описание патента на изобретение SU847309A1

(ЗА) УСТРОЙСТВО для КОМПЕНСАЦИИ ЛОФТА Изобретение относится к приборестроению и точному машиностроению, в частности для использования в следящих приводах антенных установок и радиотелескопов, где необходимо обеспечить повьпаенную точность работы при активной нагрузке. Известны устройства для выбирания люфта в передачах механическим способом, например путем закрутки специального торсиона в параллельной ветви передачи, и создания таким образом постоянного момента распора, выбирающего люфт . Наиболее близким к предлагаемому является устройство компенсации люф та в йередачах электрическим способом в электроприводе с двумя одинако выми исполнительными двигателями. Оно содержит основной и дополиительный приводы, соединенные каждый через передачу с объектом управления и схему компенсации люфта, содержащу два блока формирования напряжения распора с линейной и нелинейной характеристикой, входы которых соединены с выходами согдасующего усилителя,а выходы соединены с входами предварительных усилителей схем управления двух дк игателей, которые соединены . с одной коренной шестерней объекта, управления. В зависимости отнаправления скорости и нагрузки один из двигателей работает в режиме слежения, а другой в - режиме торможения, чем обеспечивается компенсация люфта в переходных режимах 2. Однако в указанном устройстве происходит увеличенный расхбд мощности и повышенный износ передач, что снижает КПД и кинематическую точность передач, вследствие неидентичности приводов при переключении нагрузки.с одного привода на другой возникают дополнительные ошибки слежения устр9йства. Цель изобретения - уменьшение потребляемой мощности н повышение на дежности устройства. Поставлейная цель достигается за счет того, что в устройстве для компенсации люфта, содержащем основной привод, подключенный к исполнительному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, под ключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному ч рез соответствующую люфтовую передач с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода и блок формирования управлякхцих напряжений, введены последовательно включенные блок пороговых элементов, дешифратор и селектор, а также блок мяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входом селектора, третий вход которого соединен с ВЫХОДОМ:блока формирования управляющих напряжений, а выходы под ключены к входу дополнительного привода и одному из входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с входами блока пороговых элементов. На чертеже изображена блок-схема устройства. Устройство состоит из основного привода 1 с исполнительным двигателе 2, соединенньм через люфтовуй переда чу с объектом 3 управления. С объектом 3 управления через другую люфтовую передачу связан исполнительный двигатель 4 дополнительного привода 5. С основным приводом 1 соединены входы датчиков 6 нагрузки и скорости 7 основного привода, выходы которых соединены с блоком 8 пороговых элементов, выход которого соединен со входом дешифратора 9, один из выходо которого соединен с блоком 10 памяти другой выход с одним из входов селектора 11, выход блока 10 памяти со динен с другим из входов селектора 11, третий из входов которого соединен с выходом I2 формирования управЛЯЮ1ЦИХ напряжений, один из выходов селектора соединен с основным приводом, а другой - с дополнительным. Устройство работает следующим образом. Во время слежения основного привода 1 с двигателем 2 дополнительный привод 6 с двигателем 4 создает момент, направленный навстречу моменту/ основного привода и препятствующий образованию люфта в механической передаче к объекту 3 управления. Сигналы скорости и момента нагрузки основного привода поступают соответственно с датчиков 7 и 6 на входы блока 8 пороговых элементов. В зоне реверса основного привода блок пороговых элементов производит пере ключение дешифратора 9, который совместно с управляемым от него блоком 10 памяти, производит выбор канала селектора 11 , по которому поступает сигнал управления с блока 12 на вход дополнительного привода. При этом реверс дополнительного привода происходит с запаздываэ1ием по отношению к реверсу основного привода, что достигается задержкой коммутирующих сигналов в блоке памяти. Кроме того, в зоне реверса по скорости основного привода происходит переключение его структуры по командам из селектора. Такое управление дополнительным. Приводом позволяет обеспечить необходимую точность слежения основного привода при прохождении люфта. Дополнительный привод значительно меньшей мощности, чем основной, так как он работает в тормозном режиме и не участвует в слежении. Это позволяет уменьшить расход электроэнергии и износ механических передач по сравнению с известным. Формула изобретения Устройство для компенсации люфта, содержащее основной привод, подключенный к исполнительному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, подключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному через соответствующую люфтовую передачу с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода и блок формирования управляющих напряжений, отличающееся тем, что, с целью уменьшения потребляемой мощности и повышения надежности устройства, в него введены.последовательно включенные блок пороговых элементов, дешифратор и ёелектор, а также блок

памяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входо селектора, третий-вход которого соединён с выходом блока формирования управляющих напряжений, а выходы подключены к входу дополнительного привода и одному из входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с .входами блока пороговых элементов.

Источники информации, шринятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

285433, кл. F 16 Н 10/08, 1970. V

1 i .

2.Stiiben Н. Antrlebe und Steuerunger von Nachfurantennen. Fell 2.

SteuerungssustemeElektro-Anzeiger 27 Ig IS, Nr 19 (прототип).

Похожие патенты SU847309A1

название год авторы номер документа
Следящая система 1983
  • Као Тиен Гуинь
  • Пичугин Евгений Дмитриевич
  • Прокофьев Владимир Евгеньевич
  • Рауль Ривас Перес
  • Нгуен Ван Дык
SU1109712A1
Следящая система 1980
  • Александров Юрий Артемович
  • Закорюкин Владимир Михайлович
  • Олейников Василий Дмитриевич
  • Поддубный Игорь Алексеевич
SU885970A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
RU2154295C1
Следящий привод с коррекцией люфта в механической передаче 1976
  • Цой Март Яковлевич
  • Прихно Галина Ивановна
  • Тув Александр Меерович
SU647646A1
Система автоматического управления телескопом 1980
  • Сенько Лев Александрович
  • Лыков Евгений Петрович
  • Орлов Александр Борисович
SU974334A1
Следящий привод 1986
  • Сизов Сергей Викторович
  • Яворский Василий Васильевич
  • Добкес Борис Львович
SU1312522A1
Устройство для управления двухдвигательным электроприводом 1988
  • Новиков Владимир Викторович
  • Панкратов Борис Валентинович
  • Ширяев Валерий Константинович
SU1577054A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Сухинин Б.В.
  • Сурков В.В.
  • Ловчаков В.И.
  • Краснов К.В.
RU2143719C1
Устройство для коррекции люфта 1981
  • Горохов Евгений Викторович
  • Грызенков Виктор Ильич
  • Арманд Владимир Александрович
  • Устинов Валерий Иванович
SU951240A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВИНТОВЫМ МЕХАНИЗМОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1991
  • Петренко А.И.
RU2013798C1

Реферат патента 1981 года Устройство для компенсации люфта

Формула изобретения SU 847 309 A1

SU 847 309 A1

Авторы

Горшков Марк Иванович

Мазнин Виктор Александрович

Марков Юрий Владимирович

Матвеев Евгений Николаевич

Лобанов Евгений Павлович

Даты

1981-07-15Публикация

1979-06-14Подача