(ЗА) УСТРОЙСТВО для КОМПЕНСАЦИИ ЛОФТА Изобретение относится к приборестроению и точному машиностроению, в частности для использования в следящих приводах антенных установок и радиотелескопов, где необходимо обеспечить повьпаенную точность работы при активной нагрузке. Известны устройства для выбирания люфта в передачах механическим способом, например путем закрутки специального торсиона в параллельной ветви передачи, и создания таким образом постоянного момента распора, выбирающего люфт . Наиболее близким к предлагаемому является устройство компенсации люф та в йередачах электрическим способом в электроприводе с двумя одинако выми исполнительными двигателями. Оно содержит основной и дополиительный приводы, соединенные каждый через передачу с объектом управления и схему компенсации люфта, содержащу два блока формирования напряжения распора с линейной и нелинейной характеристикой, входы которых соединены с выходами согдасующего усилителя,а выходы соединены с входами предварительных усилителей схем управления двух дк игателей, которые соединены . с одной коренной шестерней объекта, управления. В зависимости отнаправления скорости и нагрузки один из двигателей работает в режиме слежения, а другой в - режиме торможения, чем обеспечивается компенсация люфта в переходных режимах 2. Однако в указанном устройстве происходит увеличенный расхбд мощности и повышенный износ передач, что снижает КПД и кинематическую точность передач, вследствие неидентичности приводов при переключении нагрузки.с одного привода на другой возникают дополнительные ошибки слежения устр9йства. Цель изобретения - уменьшение потребляемой мощности н повышение на дежности устройства. Поставлейная цель достигается за счет того, что в устройстве для компенсации люфта, содержащем основной привод, подключенный к исполнительному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, под ключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному ч рез соответствующую люфтовую передач с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода и блок формирования управлякхцих напряжений, введены последовательно включенные блок пороговых элементов, дешифратор и селектор, а также блок мяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входом селектора, третий вход которого соединен с ВЫХОДОМ:блока формирования управляющих напряжений, а выходы под ключены к входу дополнительного привода и одному из входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с входами блока пороговых элементов. На чертеже изображена блок-схема устройства. Устройство состоит из основного привода 1 с исполнительным двигателе 2, соединенньм через люфтовуй переда чу с объектом 3 управления. С объектом 3 управления через другую люфтовую передачу связан исполнительный двигатель 4 дополнительного привода 5. С основным приводом 1 соединены входы датчиков 6 нагрузки и скорости 7 основного привода, выходы которых соединены с блоком 8 пороговых элементов, выход которого соединен со входом дешифратора 9, один из выходо которого соединен с блоком 10 памяти другой выход с одним из входов селектора 11, выход блока 10 памяти со динен с другим из входов селектора 11, третий из входов которого соединен с выходом I2 формирования управЛЯЮ1ЦИХ напряжений, один из выходов селектора соединен с основным приводом, а другой - с дополнительным. Устройство работает следующим образом. Во время слежения основного привода 1 с двигателем 2 дополнительный привод 6 с двигателем 4 создает момент, направленный навстречу моменту/ основного привода и препятствующий образованию люфта в механической передаче к объекту 3 управления. Сигналы скорости и момента нагрузки основного привода поступают соответственно с датчиков 7 и 6 на входы блока 8 пороговых элементов. В зоне реверса основного привода блок пороговых элементов производит пере ключение дешифратора 9, который совместно с управляемым от него блоком 10 памяти, производит выбор канала селектора 11 , по которому поступает сигнал управления с блока 12 на вход дополнительного привода. При этом реверс дополнительного привода происходит с запаздываэ1ием по отношению к реверсу основного привода, что достигается задержкой коммутирующих сигналов в блоке памяти. Кроме того, в зоне реверса по скорости основного привода происходит переключение его структуры по командам из селектора. Такое управление дополнительным. Приводом позволяет обеспечить необходимую точность слежения основного привода при прохождении люфта. Дополнительный привод значительно меньшей мощности, чем основной, так как он работает в тормозном режиме и не участвует в слежении. Это позволяет уменьшить расход электроэнергии и износ механических передач по сравнению с известным. Формула изобретения Устройство для компенсации люфта, содержащее основной привод, подключенный к исполнительному двигателю, соединенному через люфтовую передачу с объектом управления, дополнительный привод, подключенный к соответствующему исполнительному двигателю, соединенному через соответствующую люфтовую передачу с объектом управления, датчики скорости и нагрузки основного привода и блок формирования управляющих напряжений, отличающееся тем, что, с целью уменьшения потребляемой мощности и повышения надежности устройства, в него введены.последовательно включенные блок пороговых элементов, дешифратор и ёелектор, а также блок
памяти, через который второй выход дешифратора соединен со вторым входо селектора, третий-вход которого соединён с выходом блока формирования управляющих напряжений, а выходы подключены к входу дополнительного привода и одному из входов основного привода, причем выходы датчиков скорости и нагрузки соединены с .входами блока пороговых элементов.
Источники информации, шринятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР
285433, кл. F 16 Н 10/08, 1970. V
1 i .
2.Stiiben Н. Antrlebe und Steuerunger von Nachfurantennen. Fell 2.
SteuerungssustemeElektro-Anzeiger 27 Ig IS, Nr 19 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Следящая система | 1983 |
|
SU1109712A1 |
Следящая система | 1980 |
|
SU885970A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2154295C1 |
Следящий привод с коррекцией люфта в механической передаче | 1976 |
|
SU647646A1 |
Система автоматического управления телескопом | 1980 |
|
SU974334A1 |
Следящий привод | 1986 |
|
SU1312522A1 |
Устройство для управления двухдвигательным электроприводом | 1988 |
|
SU1577054A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ С ЛЮФТОМ И СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2143719C1 |
Устройство для коррекции люфта | 1981 |
|
SU951240A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВИНТОВЫМ МЕХАНИЗМОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2013798C1 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-06-14—Подача