Отопительное устройство для транспортного средства Советский патент 1981 года по МПК B60H1/18 

Описание патента на изобретение SU861116A1

1

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам для обогрева кабин транспортных средств, например тракторов.

Известно отопительное устройство для кабин транспортных средств, содержащее корпус с впускным и выпускным патрубками, внутри которого установлен источник тепла, образованный выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания, выполненной с двойными стенками, а к впускному патрубку подсоединен вентилятор

Недостаток известного устройства заключается в том, что не исключено прогорание двойных стенок выхлопной трубы, и в этом случае выхлопные газы будут вместе с воздухом нагнетаться вентилятором в кабину, а средства, предотвращающего прорыв выхлопных газов и сигнализирующего о неисправности в устройстве, не предусмотрено. Кроме того, воздушная прослойка, заключенная между двойными стенками выхлопной трубы, в силу низкой теплопроводности воздуха, снижает эффективность устройства. Все это ограничивает практическое применение устройства.

Наиболее близким к изобретению является отопительное устройство, содержащее

источник тепла, образованный выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания и установленный внутри камеры с промел уточным теплоносителем, которая расположена в теплообменнике, смонтированный перед последним электровентилятор и размещенное в камере предохранительное устройство, имеющее чувствительный элемент и включенное в цепь электровентилятора

10 2. Предохранительное устройство выполнено в виде датчика давления, а промежуточный теплоноситель образован парожидкостной рабочей средой, при этом жидкостная среда заполняет не более одной трети

15 объема камеры.

Недостатком этого известного технического рещения является то, что в камере с промежуточным теплоносителем при работе двигателя создается избыточное давление. Это предъявляет повыщенные требования к прочности камеры, теплообменника, самой выхлопной трубы и элементов их соединения; кроме того, парожидкост25 ная смесь агрессивна, что может привести к коррозии поверхностей камеры и выхлопной трубы. Все это снижает безопасность устройства в работе.

Кроме того, конструкция данного отопн30 тельного устройства не позволяет нспользовать его при вертикальном расположении выхлопной трубы.

Цель изобретения - повышение безопасности устройства в работе.

Указанная цель достигается за счет того, что промежуточный теплоноситель образован электропроводящей средой, температура кипения которой выше температуры выхлопных газов, а чувствительный элемент предохранительного устройства помещен в упомянутый промежуточный теплоноситель в рабочем полол ении устройства. При этом в качестве промежуточного теплоносителя используется легкоплавкий сплав, температура плавления которого ниже, а температура кипения выще температуры выхлопных газов.

Благодаря такому выполнению устройства исключается возникновение избыточного давления в камере теплообменника, поверхности устройства предохраняются от коррозии, -что повыщает надежность и безопасность работь устройства.

На чертеже изображено предлагаемое отопительное устройство.

Отопительное устройство для транспортного средства содер5кит теплообменник 1, выполненный в виде цилиндрического корпуса, сообщающегося при помощи впускного патрубка 2 с электровентилятором 3, расположенным перед теплообменником. При помощи выпускного патрубка 4 теплообменник сообщается с воздухораспределителем 5, расположенным в кабине транспортного средства. В теплообменнике установлена герметичная камера 6. Внутри камеры расположен источник тепла в виде выхлопной трубы 7 двигателя внутреннего сгорания. Теплообменник 1 может быть установлен как на горизонтальном, так и на вертикальном участке выхлопной трубы 7. Камера 6 заполнена промежуточным теплоносителем, который образован электропроводящей средой, например легкоплавким оловяиисто-свинцовым сплавом. В камере установлено предохранительное устройство 8, чувствительный элемент которого в виде контакта 9 взаимодействует с промежуточным теплоносителем. Предохранительное устройство включено в электрическую цепь привода электровентилятора 3. В эту же цепь включена сигнальная лампа 10. Подключение питания осуществляется выключателем 11.

Устройство работает следующим образом.

После запуска двигателя внутреннего сгорания выхлопные газы, проходя по трубе 7, нагревают ее и, следовательно, нагревается промежуточный теплоноситель, находящийся в камере 6 теплообменника 1. Поскольку в качестве теплоносителя используется легкоплавкий сплав, то он в течение первых минут работы двигателя весь переходит в жидкое состояние. Благодаря тому, что при изготовлении теплообменника сплав заливается в камеру 6 в расплавленном состоянии, а при затвердевании он дает усадку, во время работы

двигателя, переходя в жидкое состояние, сплав займет свой прежний объем. Это обеспечивает соединение контакта предохранительного устройства 8 с массой двигателя и, кроме того, исключает возникновение напряжений в деталях устройства. С помощью выключателя 11 включают электровентилятор 3. При этом на панели приборов трактора загорается сигнальная лампа 10. Это свидетельствует о том, что

контакт предохранительного устройства 8, погруженный в электропроводящий теплоноситель, замкнут на массу, а следовательно, герметичность камеры 6 не нарущена. Воздух, подаваемый вентилятором 3 через

впускной патрубок 2, проходит через теплообменник 1, где нагревается, и поступает далее через выпускной патрубок 4 в кабину транспортного средства через воздухораспределитель 5. В случае аварийной

ситуации при прогорании выхлопной трубы 7 или появлении трещин в стенках камеры 6 жидкий сплав будет герметизировать камеру до тех пор, пока размер отверстий или трещин не позволит расплаву

вытекать из камеры. В результате снижения его уровня контакт предохранителя устройства 8 окажется отсоединенным от массы. Вследствие этого электродвигатель вентилятора 3 отключается, а лампа 10

гаснет. Благодаря этому предотвращается попадание выхлопных газов в кабину и водитель своевременно получает сигнал о возникшей неисправностр. При остановке двигателя внутреннего сгорания сплав

в камере 6 вновь затвердевает. Уровень его понижается, контакт предохранительного устройства не будет замыкаться через теплоноситель, и цепь привода электровентилятора разомкнется, а лампа 10 в кабине погаснет.

Устройство обеспечивает надежный и безопасный обогрев кабины транспортного средства. При этом исключается опасность прорыва выхлопных газов в кабину. Особенно эффективно его применение на транспортных средствах, имеющих двигатель с воздушным охлаждением, а также при работе в условиях низких температур. Устройство компактно и несложно в изготовлеиии и эксплуатации.

Формула изобретения

1. Отопительное устройство для транспортного средства, содержащее источник тепла, образованный .выхлопной трубой двигателя внутреннего сгорания и установленный внутри камеры с промежуточным теплоносителем, имеющим жидкостную среду, при этом камера расположена

в теплообменнике, смонтированный перед теплообменником электровентилятор и размещенное в камере предохранительное устройство, имеющее чувствительный элемент и включенное в цепь электровентилятора, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности устройства в работе, промежуточный теплоноситель образован электропроводящей средой, температура кипения которой выще температуры выхлопных газов, а чувствительный элемент предохранительного устройства помещен в промежуточный теплоноситель.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что электропроводящая среда промежуточного теплообменника выполнена из легкоплавкого сплава, температура плавления которого ниже температуры выхлопных газов.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 348401, кл. В бон 1/18, 1969.

2.Авторское свидетельство СССР № 695855, кл. В 60 Н 1/18, 1977 (прототип).

Похожие патенты SU861116A1

название год авторы номер документа
Отопительная система для транспортного средства 1980
  • Акимов Вячеслав Васильевич
  • Пыжиков Анатолий Васильевич
  • Ялынский Евгений Станиславович
SU977225A1
Отопительное устройство для транспортного средства 1977
  • Пыжиков Анатолий Васильевич
  • Ялынский Евгений Станиславович
SU695855A1
Отопительное устройство для транспортного средства 1980
  • Пыжиков Анатолий Васильевич
  • Ялынский Евгений Станиславович
SU962036A1
Отопительное устройство транспортногоСРЕдСТВА 1979
  • Пыжиков Анатолий Васильевич
  • Ялынский Евгений Станиславович
SU823181A1
Отопительное устройство транспортного средства 1980
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Тищук Виктор Акимович
  • Ткачева Людмила Тимофеевна
  • Федюнин Анатолий Васильевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU992245A1
Отопительное устройство для транспортного средства 1983
  • Лазуткин Виктор Петрович
  • Липатов Александр Анатольевич
  • Филиппович Александр Сергеевич
SU1106690A1
Отопительное устройство для кузова транспортного средства 1980
  • Груданов Владимир Яковлевич
  • Тищук Виктор Акимович
  • Кручан Иван Степанович
  • Найгерцик Леонид Яковлевич
  • Федюнин Анатолий Васильевич
SU950553A1
ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Корнилов Владимир Константинович
RU2601826C1
Отопительное устройство транспортного средства 1988
  • Самохвалов Леонид Сергеевич
SU1505803A1
ОТОПИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1993
  • Мельников Виктор Иванович
RU2057032C1

Реферат патента 1981 года Отопительное устройство для транспортного средства

Формула изобретения SU 861 116 A1

SU 861 116 A1

Авторы

Акимов Вячеслав Васильевич

Пыжиков Анатолий Васильевич

Ялынский Евгений Станиславович

Даты

1981-09-07Публикация

1979-04-02Подача