Система для динамической стабилизации судна Советский патент 1981 года по МПК B63B39/00 

Описание патента на изобретение SU878646A1

Изобретение относится к судовой автоматике и может быть использовано при создании систем для динамической стабилизации по линейным перемещениям и курсу судов или иных объектов, оснащенных активными средствами управления.

Известна система для динамической стабилизации судна, содержащая датчик линейных координат положения, два датчика программных значений линейных координат и датчик программного курса, выходы которых подключены к соответствующим входам блоков сравнения, датчик курса, выход которого через один из дифференцирующих блоков подключен к первым двум входам счетно-решающего блока, а два выхода последнего соединены с двумя входами блока управления, выход которого подключен ко входу датчика обратной связи, а выход последнего соединен с третьим входом счетно-рещающего блока 1.

Недостатком указанной системы является влияние изменения курса судна при рыскании или маневрировании на точность его удержания по линейным координатам, вызываемого отличием систем отсчета истинных и заданных значений этих координат.

Задаваемые вручную.программные значения линейных координат местоположения судна остаются неизмененными в процессе

стабилизации, что соответствует их заданию в неподвижной относительно морского дна системе координат. Измеряемые же гидроакустическим датчиком в связанных с судном осях сотавляющие расстояние до устанавленного на грунте маяка меняются по величине и направлению при рыскании или маневрировании судна по курсу, даже если смещения самого судна относительно

10 заданной точки на грунте и не происходит. Поэтому при цревыщении рыскания судна по курсу на 3° и более в системе возникают значительные ощибки стабилизации по линейным координатам, что может отрица15тельно повлиять на успещное выполнение производимых работ.

Цель изобретения - повышение точности.

Поставленная цель достигается тем, что система снабжена тремя преобразователя20ми координат, первые входы которых подключены к выходу датчика курса, второй и третий входы первого преобразователя соединены с выходами датчика линейных

25 координат положения, а каждый из двух выходов его подключен к соответствующим вторым входам блоков сравнения и ко входам дифференцирующих блоков, второй и третий входы второго преобразователя соединены с соответствующими выходами бло30

мав сравнения, а два ею выхода подключены к четвертому и пятому входам счетнорешающего блока, второй и третий входы третьего преобразователя подключены к соответствующим выходам дифференцирующих блоков, а два его выхода соединены с шестым и седьмым входами счетно-решающего блока.

На чертеже представлена блок-схема системы для динамической стабилизации судна.

Система содержит датчики: 1 - линейных координат положения, 2 - курса, 3 - обратной связи, 4 и 5 - программных значений линейных координат, 6 - программного значения курса.

Два выхода датчика 1 линейных координат положения подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 7. Выход датчика 2 курса подключен к первым входам преобразователей координат 7, 8, 9, входу дифференцирующего блока 10 и к блоку сравнения 11.

Датчики 4, 5 программных значений линейных координат подключены соответственно к блокам сравнения Ш, 13. Датчик 6 программного значения курса подключен к блоку сравнения 11.

Два выхода преобразователя координат 7 подключены к блокам сравнения 12, 13 и одновременно к дифференцирующим блокам 14, 15.

Выходы блоков сравнения 12, 13 подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 8. Выходы дифференцирующих блоков 14, 15 подключены ко второму и третьему входам преобразователя координат 9.

Выходы датчика 3 обратной связи, преобразователей координат 8, 9, дифференцирующего блока 10 и блока сравнения 1.1 подключены ко входам счетно-решающего блока 16,

Входы блока управления 17 связаны с выходами блока 16, а выход их подключен ко входу датчика 3 обратной связи.

Система работает следующим образом.

Поступающие от датчика 1 сигналы линейных координат положения судна, изменяемые в связанных с ним осях, преобразуются преобразователем координат 7 в сигналы в неподвижных осях, фиксированных относительно морского дна (например, север - юг, восток - запад), свободные от влияния изменения курса.

В блоках 12, 13 они сравниваются с программными значениями координат пО ложения, поступающими с датчиков 4, 5 для получения составляющих линейного отклонения судна от заданного, и в блоках 14, 15 дифференцируются для получения составляющих линейной скорости его перемещения.

Поступающие от датчика 2 курса сигналы курса дифференцируются в блоке 10

для получения угловой скорости судна и сравниваются в блоке 11 с программными значениями курса, поступающими с датчика 6, для получения величины углового от5 клонеиия по курсу.

Полученные в неподвижных осях сигналы линейных отклонений и скоростей судна преобразуются преобразователями координат 8, 9 в связанные оси и поступают

10 наряду с сигналами угловых отклонений и скорости и сигналами обратной связи с датчика 3 на входы счетно-рещающего блока 16, где по ним формируются сигналы управления перемещениями судна в про5 дольном, боковом направлениях и по курсу. В соответствии с выработанными в блоке 16 сигналами управления блок управления 17 развивает упоры и момент, возвращающие судно в заданное положение.

0 Таким образом, введение в систему преобразователей координат существенно повышает точность динамической стабилизации, так как позволяет исключить влияние рыскания или маневрирования судна на

25 точность вычисления составляющих его линейного отклонения и скорости и обеспечивает возможность автономного управления судном в продольном, боковом направлениях и по курсу.

Формула изобретения

Система для динамической стабилизации судна, содержащая датчик линейны координат положения, два датчика программных значений линейных координат и датчик программного курса, выходы которых подключены к соответствующим входам блоков сравнения, датчик курса, выход которого через один из блоков сравнения и один из дифференцирующих блоков подключен к первым двум входам счетнорешающего блока, а два выхода последнего соединены с двумя входами блока управления, выход которого подключен ко входу датчика обратной связи, а выход последнего соединен с третьим входом счетно-рещающего блока, отличающаяся тем,

0 что, с целью повыщения точности, система снабжена тремя преобразователями координат, первые входы которых подключены к выходу датчика курса, второй и третий входы первого преобразователя соединены с

5 выходами датчика линейных координат положения, а каждый из двух выходов его подключен к соответствующим вторым входам блоков сравнения и ко входам дифференцирующих блоков, второй и третий входы второго преобразователя соединены с соответствующими выходами блоков сравнения, а два его в.ыхода подключены к четвертому и пятому входам счетно-решающего блока, второй и третий входы третьего преобразователя подключены к соответствующим выходам дифференцирующих блоков, а два его выхода соединены с и седьмым входами счетно-решающего блока.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Патент США № 3211121, кл. 114-144, 1965.

Похожие патенты SU878646A1

название год авторы номер документа
Система автоматической стабилизации судна без хода 1976
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Гольдин Анатолий Исаакович
  • Дымкина Татьяна Евсеевна
SU583032A1
Устройство для стабилизации положения бурового судна 1974
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Гольдин Анатолий Исаакович
  • Матюшенков Леонид Михайлович
  • Останин Геннадий Дмитриевич
  • Ефимов Николай Васильевич
SU574703A1
Система автоматического удержания судна над заданной точкой морского дна 1977
  • Жилин Валентин Ипатьевич
  • Каинов Дмитрий Алексеевич
  • Лось Олег Александрович
SU944988A1
Система управления движением судна 1978
  • Карпович Игорь Анатольевич
  • Кудряшов Владимир Евгеньевич
  • Леонтьев Георгий Дмитриевич
  • Нечаев Виктор Анатольевич
  • Фрейдзон Исаак Рубинович
SU717730A1
СПОСОБ КОМПЕНСАЦИИ ИНЕРЦИОННОЙ ПОГРЕШНОСТИ ГИРОКОМПАСА ПРИ МАНЕВРИРОВАНИИ СУДНА И ГИРОКОМПАС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Гаврилов А.Н.
  • Каштанов В.Д.
  • Кузин С.Н.
  • Никишин С.А.
  • Благовещенский М.Н.
  • Румянцев Л.Н.
RU2128822C1
Система динамической стабилизации судна 1985
  • Болховитинов В.К.
  • Гольмшток В.Я.
  • Лившиц Г.М.
  • Балашова Т.Б.
  • Лернер Д.М.
  • Абрамов С.И.
SU1308040A1
Измеритель местоположения бурового судна 1983
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Гольмшток Вадим Яковлевич
  • Ляпин Вячеслав Иванович
  • Медовой Евгений Ильич
  • Скворцов Петр Александрович
  • Шулькин Владислав Семенович
  • Янчевский Эдуард Александрович
SU1134928A1
Устройство для управления положением бурового судна 1976
  • Болховитинов Виктор Константинович
  • Беляев Михаил Николаевич
  • Васильев Герман Анатольевич
  • Колкунов Юрий Иванович
  • Червяков Виктор Викторович
SU753715A1
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ 2004
  • Чернявец В.В.
  • Пирогов Н.Н.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец А.В.
RU2260191C1
Авторулевой 1979
  • Вронко Валерий Тимофеевич
  • Каплунов Яков Григорьевич
  • Малофеев Владимир Егорович
  • Шикова Вера Николаевна
SU842725A1

Реферат патента 1981 года Система для динамической стабилизации судна

Формула изобретения SU 878 646 A1

SU 878 646 A1

Авторы

Голубев Вячеслав Борисович

Ляпин Вячеслав Иванович

Печатников Яков Михайлович

Даты

1981-11-07Публикация

1980-02-06Подача