(54) КОЛЕСО ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к железнбдорожному транспорту и касается конструкции колеса для колесной пары рельсового транспортного средства. Известно колесо для колесной пары рельсового транспортного средства, со держащее обод с расположенным между его поверхностью катания и внутренней гранью гребнем, смещенную относитель-: но обода в сторону его внутренней грани ступицу и соединякиций среднюю часть обода со средней частью ступицы диск, толщина которого уменьщается от ступицы к ободу, причем поверхности сопряжения диска с ободом и ступицей выполнены в виде сопряженных неполных тороидальных оболочек с кривизнами противоположных знаков, средняя часть диска наклонена относительно перпендикулярной к оси колеса плоскости под ост рым углом, я поверхности обода и ступицы, обрар1енные к диску, симметричны относительно середины ширины обода и ступицы |1 j. Недостатком известного колеса является относительно небольшой срок службы. Цель изобретения - повьш1ение долговечности путем уменьшения остаточмых напряжений. Указанная цель достигается тем, что внутренняя и наружная поверхности диска образованы двумя парами неполных тороидальных оболочек с кривизнами противоположных знаков и сопрягающихся между собой в точках, отстоящих от оси колеса на расстоянии (1/4-1/5 ) диаметра колеса, причемвнутренняя поверхность диска образована двумя оболочками, одна из которых выполнена радиусом равным (1/10-1/11) диаметра колеса и сопряжена с ободом тороидальной поверхностью сопряжения, выполненной радиусом равным (1/241/257 диаметра колеса, другая выполнена радиусом равным (2/9-5/19} диаметра колеса и сопряжена с тороидальной поверхностью ступицы, наружная по верхность диска образована двумя обо лочками, одна из которых выполнена радиусом равным (1/8-1/9) диаметра колеса и согфяжена с тороидальной по верхностью обода, другая выполнена радиусом равным (1/4-.1/5 диаметра колеса и сопряжена со ступицей тороидальной поверхностью сопряжения, вы полненной радиусом равным (1/ГЗ-1/15 диаметра колеса, при этом толщина диска у обода равна (1/55-1/60) диаметра колеса, толщина диска у ступицы равна (1/40-1/50 ) диаметра колеса угол наклона диска 25-40, смещение ступицы относительно обода составляет ( 1 / 1 5-1/19.) диаметра коЛеса. На фиг. 1 изображено колесо для колесной пары, разрез. Колесо содержит снабженньш гребне обод 1 5диск,периферийной частью 2 сое ненный с ободЬм ,а центральной частью 3 - со ступицей 4. Поверхности периферийной части диска и поверхнос ти центральной части диска образован двумя парами неполных тороидальных оболочек с кривизнами противоположных знаков, сопрягающихся между собой в точках А и В, отстоящих от оси колеса на расстояние (1/4-1/5) D, где D- диаметр колеса. Ступица смещена относительно обода на величину Н (1/15-1/19)0.. Толщина диска у обода h (1/55-1/60)0, а толщина диска у ступицы h (1/40-1/50)0. Внутренняя поверхность перйферийа.ной части диска образована радиусом R (1/10-1/11)0, а наружная поверхность - радиусом R (1/8-1/9)0 с центрами соответственно в точках 0,0 Наружная поверхность центральной части диска образована радиусом RS ()0 с центром в точке О а внутренняя поверхность - радиусом RA (2/9-5/19)0 с центром в точке 0. Радиусы сопряжения диска с ободо равны- Rg-(l/24-1/25)0, а радиусы сопряжения диска со ступицей R,- (1/13-1/15)0.. Средняя часть диска в месте перех да периферийной части в центральную наклонена относительно перпендикулярн к оси колеса плоскости на угол ot 25-40 Ступица вьшолнена шарообразной с диаметром шара D. (1/30-1/31)0. Преддахаемое колесо обладает боле высокими прочностными характеристика ми при меньшем весе. изобретения Колесо для колесной лары рельсово го транспортного средства, содержаще обод с расположенным между его поверхностью катания и внутренней гранью гребнем, смещенную относительно обода в сторону его внутренней грани ступицу, и соединяющий среднюю часть обода со средней частью ступицы диск, толщина которого уменьшается от ступицы к ободу, причем поверхности сопряжения диска с ободом и ступицей выполнены в виде сопряженных неполных тороидальных оболочек с кривизнами противоположных знаков, средняя часть диска наклонена относительно перпендикулярной к оси колеса плоскости под острым углом, а поверхности обода и ступицы, обращенные к диску, симметричны относительно середины ширины обода и ступицы, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности колес путем уменьшения остаточных напряжений, внутренняя и наружная поверхности диска образованы двумя парами неполных тороидальных оболочек с кривизнами противоположных знаков и сопрягающихся между собой в точках, отстоящих от оси колеса на расстоянии (1/4-1/5) диаметра колеса, причем внутренняя поверхность диска образована двумя оболочками, одна из которых выполнена радиусом равным (1/10-1/11) диаметра колеса и сопряжена с ободом, тороидальной поверхностью сопряжения, выполненной радиусом равным ( 1/24-1/25) диаметра колеса, другая выполнена радиусом равным (2/95/19) диаметра колеса и сопряжена с тороидальной поверхностью ступицы, а наружная поверхность диска образована двумя оболочками, одна из которых выполнена радиусом равным (1/8-1/9) диаметра колеса и сопряжена с тороидальной поверхностью обода, другая вьтол-нена радиусом равным (1/4-1/5 диамет- . ра колеса и сопряжена со ступицей тороидальной поверхностью сопряжения, выполненной радиусом равным (1/13-1/15) диаметра колеса, при этом толщина диска у обода равна (1/55-1/60) диаметра колеса, толищна диска у ступицы равна (1/40-1/50) диаметра колеса, угол наклона диска 25-40, смещение ступицы относительно обода составляет (1/151/19) диаметра колеса. . Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . Винокуров М.В. Вагоны. М. Трансжелдориздат, 1953, с. 74, фиг. 42 ( прототип).
о,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колесо железнодорожное цельнокатанное для колесной пары (его варианты) | 1982 |
|
SU1092053A1 |
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2008 |
|
RU2376149C1 |
Цельнокатаное колесо | 1975 |
|
SU779100A1 |
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО | 2022 |
|
RU2788741C1 |
Железнодорожное колесо | 2019 |
|
RU2728028C1 |
Обод железнодорожного колеса | 1991 |
|
SU1794694A1 |
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО | 2007 |
|
RU2408470C2 |
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО | 2007 |
|
RU2386545C2 |
ЦЕЛЬНОКАТАНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 1991 |
|
RU2013212C1 |
Цельнокатанное железнодорожное колесо | 1984 |
|
SU1738687A1 |
Авторы
Даты
1981-11-30—Публикация
1974-07-22—Подача