1
Изобретение относится к подъемио-транспортному машиностроению, а именно к козловым кранам.
Известен козловой кран, содержащий однобалочный мост и опоры с расположенными вдоль боковых граней моста стойками, снабженными ходовыми тележками, причем стойки, по крайней мере одной из опор, имеют разнесенные в продольном направлении пояса, верхние концы которых примыкают к верхнему поясу моста 1.
Недостатком такого крана является то, что стойки опор имеют ломаную конфигурацию, усложняющую их изготовление и увеличивающую их металлоемкость.
Известен также козловой кран, содержащий однобалочное пролетное строение и опоры из наклонных стоек, снабженных ходовыми тележками, при этом стойки опор имеют разнесенные вдоль пролетного строения пояса, верхние концы которых примыкают к поперечным элементам, связанным с верхним поясом пролетного строения 2.
Однако в этом случае вследствие разнесения точек примыкания поясов стоек в поперечном направлении участок пролетного строения, расположенный между указанными стойками, испытывает интенсивное скручивание в результате действия на опоры крана нагрузок, возникающих при
его перекосе, который появляется при движении крана. Это скручивание вызывается двумя парами вертикальных составляющих усилий в поясах стоек опор, основания которых, в свою очередь, нагружены осевыми реакциями от воздействия на кран перекосного усилия. Возникающие крутильные моменты на участке пролетного строения дополнительно нагружают его грани,
10 что требует увеличения их поперечных сечений и приводит к повышению металлоемкости конструкции.
Цель изобретения - снижение металлоемкости путем устранения усилий, возникающих при перекосе крана и действующих на грани пролетного строения.
Поставленная цель достигается тем, что козловой кран снабжен парой вертикально расположенных несущих конструкций,
20 скрепленных между собой, размещенных в месте примыкания разнесенных поясов опорных стоек к пролетному строению и соединяющих по диагонали узлы примыкания указанных поясов.
25 На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый козловой кран; на фиг. 2 - узел примыкания стоек жесткой опоры к пролетпому строению; на фиг. 3 - несущая конструкция в месте примыкания стоек к
30 пролетному строению; на фиг. 4 - схема
распределения усилий в опорном узле пролетного строения.
Кран имеет трехгранное решетчатое однобалочное пролетное строение 1, а также жесткую 2 и гибкую 3 оноры, снабженные ходовыми тележками 4, передвигающимися но подкрановым рельсам 5. Вдоль пролетного строения J перемещается грузовая тележка 6. Жесткая опора 2 имеет две наклонные стойки с поясами 7-10, связанными вверху поперечииами 11. Пролетное строение образовано верхним ноясом 12 и ннжннми поясами 13 и 14, соединенными системами раскосов и стоек. В месте примыкания ноясов стоек оноры 2 к верхнему поясу нролетного строения прикренлены поперечины 15, к проушинам 16-19 которых примыкают пояса 7-10 стоек опоры 2. В опорном узле пролетного строения 1 предусмотрены расноложенные в вертикальной плоскости несущие конструкции, выполненные, напрнмер, в внде ферм, одна из которых образована стержнем 20, соединяющим проушины 16 и 17, подкосами 21, а также стойкой 22 и нижними связями 23. Вторая несущая ферма образована стерл нем 24, соединяющим проушины 18 и 17, подкосами 25 и стойкой 22. Последняя, таким образом, является общим элементом двух пересекающихся между собой диагональных ферм.
Несущие конструкции могут быть выполнены и в виде плоских листов.
Па опорном участке пролетного строения
1имеются стойки 26, ноддерживающие нонеречины 15, а также раскосы 27 боковых граней.
При крана, нанример вследствие неодинаковых сопротивлений для опор
2и 3 в их ходовых тележках, кран испытывает воздействие перекосных усилий Г, действующих вдоль подкрановых рельсов 5. Эти усилия Т вызывают, в свою очередь, осевые реакции Я на ходовых тележках 4. Реакции Я нагружают стойки жест{ ой опоры 3, вызывая в их поясах 7, 8, 9 и 10 сжимающие и растягивающие усилия N.
Вертикальные составляющие Л этих усилий оказываются прилол енными к проушинам 16, 17, 18 и 19 диагональных ферм. Пары усилий создают крутящие моменты, прилолсенные по торцам опорного участка
пролетного строения. Однако при этом одна из ферм со стерл нем 24 оказывается нагруженной действующими вверх усилиями.
Очевидно, что фермы взаимно уравновешивают одна другую. Вследствие этого элементы граней пролетного строения 1 (в данном случае верхний пояс 12 и раскосы 27 боковых граней) практически неиснытывают нагрузок, вызванных действием указанных крутящих моментов. Это позволяет уменьшить сечения данных элементов, которые иснытывают значительные усилия от других, нагрулсающих пролетное строение
воздействий.
Предлагаемая конструкция козлового крана нозволяет уменьшить его металлоемкость, что дает экономию народно.му хозяйству в размере 1,5 тыс. руб. на один кран.
Формула изобретения
Козловой кран, содержащий однобалочное пролетное строение и опоры в виде наклонных стоек, снабженных ходовымн тележками, при этом стойки, по крайней мере одной из онор, имеют разнесенные вдоль нролетного строения пояса, верхние концы которых подсоединены к поперечным элементам, связанным с верхннм ноясом пролетного строения, отличающийся тем, что, с целью металлоемкости путем устранения усилий, возникающих нри перекосе крана и действующих на его пролетное строение, кран снабжен парой вертикально расположенных несущих конструкций, скрепленных между собой, размещенных в месте нрнмыкания разнесенных поясов опорных стоек к пролетному строению и соединяющих по диагонали узлы примыкания указанных ноясов.
Источники информации, нринятые во внимание при экспертизе
1. Богуславский П. Е. Металлические конструкции грузоподъемных машин и соорул ений. М., Мащгиз, 1961, стр. 391, фиг. 363.
2. «А1еханизация и автоматизация производства, 1978, № 3, стр. 4, рис. 2 (прототип).
//
/О
//
t2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Козловой кран | 1976 |
|
SU698907A1 |
Пролетное строение мостового крана | 1978 |
|
SU751786A1 |
Козловой кран | 1976 |
|
SU549406A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВ | 1966 |
|
SU178393A1 |
Козловой самомонтирующийся кран | 1987 |
|
SU1636325A1 |
Козловой кран | 1978 |
|
SU745852A1 |
УСТРОЙСТВО для МОНТАЖА КОЗЛОВОГО КРАНА | 1972 |
|
SU360313A1 |
Козловой кран | 1988 |
|
SU1723009A1 |
Опора козлового крана | 1976 |
|
SU549407A1 |
Консольный кран для монтажа пролетных строений мостов | 1974 |
|
SU536116A1 |
iZ
20 13
I
-7
f/
Фиг «
Авторы
Даты
1981-12-07—Публикация
1980-04-03—Подача