(54) ПРИВОД КОЛЕС КРУТОСКЛОННОГО ТРАКТОРА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод колес крутосклонного трак-TOPA | 1979 |
|
SU795998A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU948705A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2246060C2 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1981 |
|
SU1031800A2 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU943022A2 |
Механизм выравнивания крутосклонного трактора | 1980 |
|
SU893594A1 |
Колесное транспортное средство | 1980 |
|
SU893606A1 |
Устройство автоматической блокировкидиффЕРЕНциАлА ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852651A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU829457A1 |
Транспортное средство для работы на склонах | 1982 |
|
SU1133126A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно спе циализированному по выпуску мобильных средств механизации горного земледелия, в частности к горным низкокпиренсным колесным тракторам. Известен привод колес крутосклонного транспорта-, содержащий дифференциал, кинематически связанный с ведущими колесами трактора и систему блокировки дифференциала, срабатывающую в зависимости от крутизны склона, состоящую из фрикционной муфты, ведущие и ведомые элементы которой кинематически связаны соответственно с корпусом дифференциала и одной из полуосей, силового цилиндра включения упомянутой муфты управляемого аппарата, вход и выход которого связаны магистралями соответственно с источником давления и управляющей полостью силового цилиндра, и маятника с толкателем, установленного на раме трактора и связанного кинематически с органом управления упомянутого аппарата. Эта конструкция позволяет повысить устойчивость движения, маневренность и тяговые свойства трактора путем регулирования коэффициента блокировки дифференциала в зависимости от крутизны склона lj. Однако такая конструкция обладает достаточно высокой конструктивной сложностью. Кроме того, к недостаткам, ее следует отнести уменьшение коэффициента блокировки дифференциала по мере износа дисков фрикционной муфты, обусловленное уменьшением силы их сжатия вследствие ослабления пружин муфты при утоньшении дисков. Зависимость коэффициента блокировки дифференциала от износа дисков блокировочной муфты нежелательна, так как снижает точность ре- . гулирования коэффициента блокировки дифференциала в зависимости от крутизны отклона, следовательно, и влечет за собой ухудшение перечисленных показателей курсового движения и тяги трактора в пооцессе его эксплуатации. Попь изобретения - повышение эффективности путем обеспечения точности ре- г- пировання коэффициента бпокировки диф феропциала в зависимости от крутизны скпона. Поставпенная цепь достигается тем, что аппарат выпопнен в виде редукционного кпапана, зопотник которого подпружинен относитепьно топкатспя маятника дпя создания в процессе движения трактора постоянного давпения в управляюще попости си нового цилиндра вкпючеиия упо мянутой муфты. На фиг. 1 приведена схема привода копес трактора, расположенного на гори- зонтапьной поверхности; на фиг. 2 - то же, па поперечном склоне. Привод колес крутосклонного трактора содержит дифференциал 1, певая 2 и пра вая 3 полуоси которого кинематически связаны соответственно с левым 4 и пра вым 5 ведущими колесами с помощью бортовых передач 6 и валов 7, установлепных на остове 8 с возможностью врашения. К корпусу 9 дифференциала 1 при креплена ведомая шестерЕШ 10, находящаяся в зацеплении с ведущей щестерней 11 и образующая с последней центральную передачу трактори. Корпус 9 дифференциала связан с певой 12 полуосевой шестерней с помощью водила 13, вала 14, пропущенного сквозь выполненную полой левую полуось 2, фрикционной муф ты 15 и упомянутой полуоси 2. Фрикционная муфта 15, выполняющая роль блокировки дифференциала 1, снабжена приводом для сжатия ее дисков от силового цилиндра 16 одностороннего действия, рабочая полость которого сообщена с источником давления рабочей жидкости 17 и слива 18 через редукционный клапан. Корпус 19 редукционного кпапана закреплен на остове 8, а золотник 20 подпружиЕШН в последнем пружиной 22 о носительно толкателя 21, установленного в корпусе 19 с возможностью осевого перемещения и образующего с маятником 23 кулачковый маятниковый механизм, т. е. механизм, кулачок которого одновременно выполняет и роль маятника. По верхность маятника 23, обращенная к толкателю 21, выполнена в виде выемки симметричного профиля, к середине которой в нейтральном положении маятника 23 прижат пружиной 22 толкатель 21. На водило 13 дифференциала 1 посажены сатеппиты 24, находящиеся в за- цеплении с повой 12 и правой 25 полуосевыми шестернями. Полуоси 2 и 3 дифференциала 1 снабжены также управляемыми тормозами 26 и 27 для остановок или уменьщения скоростей ведущих колес 4 и 5. На схемах изображены также уплотнительные элементы 28 и подщипники 29 качения. Устройство работает следукяцим образом. 1 При движении трактора по горизонтальной поверхности (фиг. 1) толкатель 21 поджат к профилю выемки маятника 23 пружиной 22 в средней ее части. При этом давление на выходе редукционного клапана строго зависит от силы упругости пружины 22. Такое же давление рабочая жидкость имеет в рабочей полости силового цилиндра 16, обеспечивая ежа- тие дисков фрикционной лyфтoй 15с определенным усилием, от которого в свою очередь зависит коэффициент блокировки дифференциала 1. При въезде трактора на поперечный склон остов 8 получает боковой крен. В результате этого маятника 23, занимая под действием силы веса вертикальное положение, перемещает толкатель 21 в сторону золотника 20, дополнительно сжав пружину 22. Возрастание усилия сжатия пружины 22 повышает давление на выходе редукционного клапана, а следовательно, и в рабочей полости силового цилиндра 16. Повышение давления в рабочей полости силового цилиндра 16 увеличивает усилие сжатия дисков фрикционной муфi ты 15, что свидетельствует об увеличении и коэффициента блокировки дифференциала 1. При дальнейшем возрастании угла склона увеличивается также и величина перемещения толкатегш 21, а следовательно, и усилие сжатия пружины 22, давление на выходе редукционного клапана и рабочей полости силового цилиндра 16, усилие сжатия дисков фрикционной муфты 15 и в конечном итоге коэффициент блокировки дифференциала 1. 1 При уменьшении угла склона маятник 23 поворачивается под действием силы веса в обратную сторону относительно остова 8. В результате этого толкатель 21 ,поджимаемый к прнэфилю выемки пружиной 22, перемещается в противоположную от золотника 20 сторону, что приводит к уменьшению усилия сжатия пружины 22, а следовательно, и падению на некоторую величину давления на выходе редукционного клапана и в рабочей попости силового цилиндра 16. Это уменьшает сипу сжатия дисков фрикционной муфты 15 и в Итоге коэффициент блокировки диф ференциапа 1. На склоне обратной крутизны.устройство работает аналогичным образом, обе печивая Tj же функциональную зависимость коэффициента блокировки дифференциала 1 от угла склона благодаря симмв ричности профиля выомки маятника 23. Предлагаемое устройство позволяет поддерживать величину коэффициента блокировки дифференциала такой, чтобы исключить разблокирование колес на поперечном склоне при прямолинейном движе НИИ трактора, несмотря на неравномерное распределение его веса, а следовательно, и развиваемых колесами тяговых усилий по бортам, и обеспечить разблокирование копес на повороте или в силу других при чин. Последнее будет иметь место в сипу того, что данная система реагирует пишь на уклон поверхности движения, поэтому возрастание разницы моментов у колес противоположных бортов по другим причинам она не учитывает и не изменяет величину коэффициента блокировки. Следовательно, разблокирование дифферен циала на повороте неизбежно, что позволяет трактору обладать высокой манев- ренностью (поворотливостью), а при прямолинейном движении разливать значительное тяговое усилие. Высокая точность регулирования коэффициента блокировки дифференциала в зависимости от угла склона, обеспечиваемая за счет устранения износа дисков фрикционной муфты на величину указанного коэффициента блокировки, позволяет сохранить рассматриваемые показатели (маневренность и тягу) трактора практически без изменения в процессе его эксплуатации. Форму л а изобретения Привод колес крутосклонного трактора, содержащий дифференциал, кинематически связанный с ведущими колесами трактора, и систему блокировки дифференциала, срабатывающую в зависимостя от . крутизны склона, состоящую из фрикононной муфты, ведущие и ведомые элементы которой кинематически связаны соответ ственно с корпусом дифференциала и одной из полуосей, силового цилиндра вкшочеиия упомянутой муфты, управляемого аппарата, вход и выход которого связаны магистралями соответственно с источником давления и управляющей полостью упомянутого вшпиидра, и маятника с толкателем, установленного на раме тракто ра и связанного кинематически с органом управления упомянутого аппарата, отличающийся тем, что с цепью повышения эффективности путем обеспечения точности регулирования коэффициента блокировки дифференциала в зависимости от крутизны склона, упомянутый аппарат выполнен в виде редукционного клапана, золотник которого подпружинен относительно топкателя маятника для создания в процессе движения трактор постоянного давления в управляющей по- пости силового цилиндра включения упомянутой муфты. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство заявке № 2721702/27-11, кл. В 6О К 17/32, В 60 В 39/О8. 21.02.79.
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-03-24—Подача