3 колебаний соединен через датчик момента прокатки с источником переменного тока, а другой - с измерителем хода нажимных винтов. Таким образом, данным устройством реализуется такой способ компенсации неравномерности хода,когда в систему регулирования в противофазе с колебаниями частоты вращения ::1бусловленной неравномерностью хода шпинделя, вводится синусоидальный сигнал, в результате чего колебания тока якоря электродвигателя уменьшаются 2. Недостатком такого способа и pea лизующего его устройства является то, что в нем компенсируются колеба ния электрических параметров систем но собственно неравномерность хода шпинделей не устраняется, в результате чего зачастую снижается их дол говечность, а иногда и исключается возможность практической реализации заданных частот вращения и нагрузок Цель изобретения - повышение надежности и уменьшение колебаний тока, и скорость электродвигателей. Поставленная цель достигается те что шпиндели обоих валков при холос том ходе рассогласовывают между собой на SO град, частоту вращения ни него двигателя увеличивают перед захватом для лыжеобразования слитка изменяя указанное рассогласование п ложений обоих шпинделей, а после захвата слитка снова поддерживают рассогласование шпинделей равным 90 мех.град. В устройстве для осуществления способа контакт датчика захвата через параллельную цепочку, каждая зетвь которой состоит из последовательно соединенных контактов фоторе ле и аппарата соответствующего направления прокатки, соединен с катушками реле, переключающие контакт которых подключены к статорным обмоткам сельсинов датчика и приемника и к дифференциальному сельсину. На фиг. 1 представлено устройств реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 - кривые неравномерности ход шпинделей;на фиг. 3 - кинематическа схема привода вертикальных валков. Слиток 1 прокатывается в валках 2.Перед клетью расположено фоторел 3,а за клетью - фотореле . 8 Шпиндели 5 и 6 верхнего и нижнего валков сочленены соответственно с электродвигателем 7 верхнего валка (непосредственно) и через промежуточный вал 8 - с электродвигателем 9 нижнего валка. С электродвигателями 7 и 9 сочленены тахогенераторы 10, а также соответственно сельсин-датчик 11 и сельсин-приемник 12, работающий в трансформаторном режиме. В рассечку между трехфазными статорными обмотками сельсинов 11 и 12 включен дифференциальный сельсин 13, а к выходу сельсина 12 подключен фазочувствительный выпрямитель 14. Выход фазочувствительного выпрямителя подключен ко входу регулятора 15 положения электродвигателя 9 нижнего валка,выход которого подключен ко входу регулятора 16 его частоты вращения. Обратная связь по частоте вращения осуществляется с помощью датчика 17. Выход регулятора 16 частоты вращения подан на вход регулятора 18 тока. Обратная связь по току осуществляется с помощью датчика 1 9 f ока. Выход регулятора 18 тока подан на вход регулятора 20 напряжения. Обратная связь по напряжению осуществляется с помощью датчика 21 напряжения. Выход регулятора 20 напряжения подключен ко входу регулируемого источника 22 питания. Элементы 15-22 образуют подчиненную систему регулирования положения электродвигателя 9 нижнего валка. Система регулирования частоты вращения электродвигателя 7 верхнего валка также построена по подчиненному принципу и на фиг.1 не показана . Далее, размыкающий контакт 23 датчика захвата (не показан) через параллельную цепочку, каждая ветвь которой состоит из последовательно включенных замыкающих контактов фотореле 3 (или 4) и контактов 2 (или 25) аппаратов, определяющих направление прокатки, соединен с реле 26 (или 27). Замыкающие контакты реле 26 (или 27) подключают дифференциальнь|й сельсин 13 в рассечку трехфазных статорных обмоток сельсинов 11 и 12, а размыкающие 5 контакты реле 2б (или 27) соединяют между собой статорные обмотки сельсиной 11 и 12, минуя дифференциальный сельсин 13. Рассмотрим далее фиг.2, на которой сплошной синусоидой представлена кривая неравномерности хода шпинделя нижнего валка, когда за начало отсчета, т.е. для момента времени, равного нулю, принято положение этого шпинделя, показанное на фиг.1. Пунктирной синусоидой представле на кривая неравномерности хода шпин деля верхнего валка, когда для указанного момента времени, равного ну лю, принято положение этого шпинделя, также показанное на фиг.1,т.е. рассогласованное относительно шпинделя н-/;жнего валка на 90 мех. град. Как видно из фиг.2, именно при указанном взаимном рассогласовании шпинделей в 90 мех.град, и равенство углов наклона шпинделей (у. В f Фиг.1) кривые неравномерности хода обоих шпинделей находятся в противофазе, вследствие чего суммарная неравномерность хода системы нижний валок - слиток - верхний валок оказывается скомпенсированной. Указанная на фиг.2 полная компенсация неравномерности хода при взаимном рассогласовании шпинделей в 90 мех.град, и связи валков через прокатываемый металл имеет место дл индивидуального электропривода вертикальных валков, когда моменты ине ции линии приводов левого и правого валков и углы наклона их шпинделей всегда при работе равны (фиг.З)Для индивидуального электроприво да горизонтальных валков равенство углов наклона шпинделей может иметь место только в одной точке, посколь ку при перестановке верхнего валка угол наклона верхнего шпинделя меняется. Кроме того, из-за наличия промежуточного вала, например в электроприводе нижнего валка, момен инерции линии нижнего валка несколь ко выше такового верхнего валка (примерно на 10). Поэтомудля электропривода горизонтальных валков в общем случае будет иметь место не совсем полная компенсация неравномерности хода. Кроме того, в электроприводе горизонтальных валков с целью исключени ударов выходящей из клети заготовки 8 О ролики рольганга необходимо обеспечить так называемое лыжеобразование слитка, т.е. изгиб вверх выходящего из клети переднего конца слитка , что достигается установкой более высокой частоты вращения нижнего двигателя перед захватом слитка. Устройство работает следующим образом. При отсутствии слитка 1 в валках 2 (работа вхолостую) и нахождения его вне зоны фотореле 3 реле 26 и 27 обесточены, и их размыкающие контакты соединяют трехфазные статорные обмотки сельсинов 11 и 12. Установленное взаимное рассогласование шпинделей 5 и 6 верхнего 7 и нижнего S электродвигателей, равное 90 мех.град., поддерживается с помощью регулятора 15 положения. При этом верхний электродвигатель 7, с валом которого сочленен сельсиндатчик 11, является ведущим, а нижний электродвигатель 9 с валом которого сочленен сельсин 12, является ведомым. При движении слитка к клети в направлении вперед засвечивается фотореле 3 и вследствие того, что при таком направлении прокатки контакт 2 замкнут, реле 2б сработает (включится), в результате чего в рассечку между трехфазными сГаторными обмотками сельсинов 11 и 12 окажутся включенным дифференциальный сельсин 13Ротор дифференциального сельсина 13 установлен таким образом, что нижний электродвигатель 2 будет стремиться занять новое положение, для достижения которого ему необходимо будет ускориться относительно верхнего электродвигателя. В процессе указанного ускорения нижнего электродвигателя 9 его частота вращения станет выше частоты вращения верхнего электродвигателя 7, что необходимо для осуществления лыжеобразования слитка 1. Расстояние между фотореле 3 (или ) и осью валков 2 выбирается таким, чтобы в момент начала захвата слитков 1 валками 2 частота вращения нижнего электродвигателя 9 превышала необходимую для лыжеобразования слитка частоту вращения верхнего электродвигателя 7, но заданное положением ротора ди ференциального сельсина 13 взаимное рассогласование положении шпинделей 5 и 6, отличное от 90 град., не было еще отработано. При захвате слитка валками в процессе лыжеобразовэния частота вращения нижнего электродвигателя уменьшится, как обычно, до частоты вращения верхнего электродвигателя Одновременно в этим при захвате слитка сработает датчик захвата (не показан), и его размыкающий контакт обесточит катушку реле 26, В результате трехфазные статорны обмотки сельсинов 11 и 12 будут сно ва соединены между собой, минуя дифференциальный сельсин 13, и система регулирования положения нижнег электродвигателя обеспечит установку относительного рассогласования шпинделей 5 и 6, снова равную 90 мех.град., как при холостом ходе электродвигателя. , ;При прокатке в направлении впере и выходе заготовки из клети контак 23 датчика захвата замыкается, однако реле 26 остается разомкнутым благодаря тому, что фотореле 3 теряет засветку от заднего конца сли ка еще до выхода из клети, что необ ходимо для сохранения заданного вза имного рассогласования шпинделей 5 и 6 равным 90 мех.град, и при прокатке. При реверсе устройство работает таким же образом, с той лишь разницей, что включение реле 27 осуществляется посредством контактор фотореле 4 и аппарата 25, определяющего направление прокатки назад Реле 26 при этом не работает. Таким образом, при работе шпинделей как вхолостую, так и при про ке, они будут взаимно рассогласова ны на 90 мех.град., что обеспечит при прокатке уменьшение неравномерности хода шпинделя и повышение надежности установки. При работе вхолостую, т.е. когда оба шпинделя через валки прокатываемым слитком не связаны, взаимное рассогласование шпинделей в 90 /-{ех.град. необходимо для того, чтобы обеспечить более четкое подде жание рассогласования шпинделей в 90 мех,град, при прокатке после захвата слитка и его лыжеобразования. В этом случае необходимо незначительное отклонение взаимного положения шпинделей (порядка нескол 8 ких градусов) для возврата в установленное при холостом ходе их рассогласование в 90 мех.град. Если же рассогласование положений шпинделей при холостом ходе перед захватом слитка окажется случайным, например, равным нулю, (или 180 град), то после захвата слитка и связи валков через прокатываемый металл установить рассогласование шпинделей в 90 мех.град, оказывается затруднительным. Формула изобретения 1.Способ уменьшения неравномерности хода шпинделей прокатного стана, преимущественно обжимных реверсивных станов горячей прокатки с индивидуальным приводом валков от электродвигателей постоянного тока, и при которой устанавливают разность частот вращения нижнего и верхнего валков для лыжеобразования слитка, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения колебаний тока и скорости электродвигателей, шпиндели обоих валков при холостом ходе рассогласовывают между собой на 90 град., частоту вращения нижнего двигателя увеличивают перед захватом для лыжеобразования слитка, изменяя указанное рассогласование положений обоих шпинделей, а после захвата слитка снова поддерживают рассогласование шпинделей равным 30 мех.град. 2.Устройство для осуществления способа по П.1, содержащее систему подчиненного регулирования положения электродвигателя нижнего валка, сельсин-датчик верхнего валка, дифференциальный сельсин и сельсинприемник, сочлененный с электродвигателем нижнего валка, а также два расположенных по обе стороны клети фотореле, датчик захвата, контакты аппаратов, определяющих направление прокатки и реле, отличающее с я тем, что контакт датчика захвата через параллельную цепочку, каждая ветвь крторой состоит из последовательно соединенных контактов фотореле и аппарата соответствующего направления прокатки, соединен с катушками реле, переключающие контакты которых подключены к с таторным обмоткам ника и к принятые 9SOB i iS10 сельсинов датчика и прием- . 1 . Авторское свидетельство СССР дифференциальному сельсину. If 176856, кл. В 21 В SS/l, 19б5. Источники информации,2. Авторское свидетельство СССР во внимание при экспертизе If A02129i кл. Н 02 Р 5/00, 1976.
ft
Put2
Авторы
Даты
1982-02-28—Публикация
1980-06-06—Подача