(54) ПРИВОД КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции колеса. Известен привод колеса транспортного средства, содержащий полую ступицу с установленной внутри нее лопастью, закрепленной на ведущей оси колеса для разделения полости ступицы на две части, каждая из которых гидравлически соединена с гидроаккумулятором 1.
Недостатком этой конструкции является то, что она не позволяет полностью автоматизировать процесс аккумулирования энергии при трогании и торможении. Кроме того, эту энергию необходимо отдавать в начальный период разгона транспортной машины и возможна утечка рабочей жидкости в часть попости, работающей при заднем ходе транспортной машины.
Цель изобретения - повышение КПД путем обеспечения эффективности процесса аккумулирования энергии при трогании и торможении транспортного средства.
Поставленная цель достигается тем, что упомянутый привод снабжен двумя расположенными соосно двухпозиционными гидрораспределителями, первый и второй входы каждого из которых соединены гидравлически с соответствующей частью упомянутой полости, и гидроклапаном прямого действия, при этом гидроаккумулятор выпопнен с тремя рабочими полостями, разделенными двумя поршнями, подпружиненными один относительно другого и корпуса гидроаккумулятора, а золотники упомянутых гидрораспределителей
10 подпружинены один относительно другого и корпусов последних, причем два выхода первой рабочей полости гидроаккумзшятора соединены соответственно с выходом упомянутого гидроклапана и первым выходом первого
15 из упомянутых гидрораспределителей, выход третьей рабочей полости гндроаккумулятора связан гидравлически со вторым выходом первого из упомянутых пздрораспределителей, а два выхода второго из упомянутых гидро20распределителей связаны гидролиниями соответственно с входом упомянутого гидроклапана к вьсходом второй рабочей полости гидроаккумулятора. 39 На чертеже изображен предлагаемый привод колеса транспортного средства (разрез), общий вид. Привод колеса включает диск 1 колеса, закрепленный на ступипе 2, установленный на подшипниках на ведущей оси 3 колеса и имеющей полость, разделяющую на две части 4 и 5 лопастью 6, соединенной с ведущей осью 3, гидроаккумулятор 7, внутри ко торого установлены упругие элементы 8, 9, и 10 и порщни 11 и 12, разделяющие гидроаккумулятор 7 на три рабочих полости 13, 14 и 15, соединенные гидравлически магистралями 16, 17, 18 и 19. Магистраль 16, имеющая гидроклапап 20, а также магистрал 17 соответственно соединены с полостями 21 и 22 аккумулирующего двухпозиционного гид рораспределителя 23, имеющего на своих кон цах порщни 24 и 25 и упирающие в пружины 26 и 27, а магистрали 18 и 19 соединены соответственно с полостями 28 и 29 нагнетательного двухпозиционного гидрораспределителя 30, имеющего на своих концах поршни 31 и 32 и упирающие в пружины 27 и 33. Полости 21 н 22 аккумулирующего гидрораспределителя 23 соединены магистралью 34 с частью 5 Полости, а полости 28 и 29 нагнетающего гидрораспределителя соединены магистралью 35 с частью 4 полости. Привод колеса работает следующим образом. При приложении к ведущей оси 3 тормозного момента (или при трогании задним ходом) лопасть 6 воздействует на рабочую жид кость части 5 полости, и рабочая жидкость поступает по магистрали 34 в полости 21 и 22 аккумулирующего гидрораспределителя 23 В начальный момент воздействия лопасти 6 на рабочую жидкость части полости 5 магистрали 34 и 17 соединяются перемещением аккумулирующего гидрораспределителя 23 вправо за счет усилия пружины 27 и давления рабочей жидкости на порщень 25, и рабочая жидкость поступает в полость 14 гидроаккумулятора 7, перемещая поршень 12 и сжимая упругий элемент 10. При этом рабочая жидкость из полости 15 поступает по магистрали 18 в полость 28 нагнетательного гидрораспределителя 30 и в часть 4 полости, магистрали 18 и 35. соединяются перемещением нагнетательного гидрораспределителя 30 влево за счет усилия пружины 27 и давления рабочей жидкости на поршень 31. При дальнейшем повороте лопасти 6 давление рабочей жидкости повышается в части 5 полости, а также в полостях 21 w 22 аккумулирующего гндрораспределителя 23. За счет повышенного усилия от давления рабочей жидкости на поршень 24 (так как он имеет больщую площадь по сравнению с порщнем 25) и усилия пружины 26 происходит перемещение аккумулирующего гидрораспреде- лителя 23 влево, сжимая при этом пружину 27, что разобщает магистрали 34 и 17 и соединяет магистраль 34 и 16. И тогда рабочая жидкость поступает из части 5 полости по магистралям 34 и 16 через полость 21 аккумулирующего гидрораспределителя 23 и гидроклапан 20 в полость 13 гидроаккумулятора 7, перемещая поршни 11 и 12, сжимая при этом упругий элемент 10 и вытесняя рабочую жидкость по магистралям 18 и 35 через полость 28 нагнетательного гидрораспределителя 30 в часть 4 полости. Перед началом трогания транспортной машины к ведушей оси 3 прикладывается крутящий момент и лопасть 6 воздействует на рабочую жидкость части 4 полости, и рабочая жидкость поступает по магистрали 35 в полости 28 и 29 нагнетательного гидрораспределителя 30, на который воздействует пружина 27, перекрывает магистрали 35 и 19 и соединяет магистрали 35 и 18, и рабочая жидкость поступает в полость 15 гидроаккумулятора 7, перемещая поршень 12 и сжимая пружину 9, а из полости 14 рабочая жидкость поступает по магистралям 17 и 34в полость 22 аккумулирующего гидрораспределителя 23 и затем уже - в часть 5 полости привода. Полость 21 аккумулирующего гидрораспределителя перекрыта поршнем 24 за счет усилия пружины 27. В последующий период трогания в полости 29 под действием увеличения усилия жидкости на поршень 32 (так как площадь поршня 32 больше площади поршня 31) и усилия пружины 33нагнетательный гидрораспределитель 30 перемещается вправо, перекрывая магистрали 35и 18 и открывая магистраль 19, через которую рабочая жидкость перетекает из части 4 полости привода в полость 13 гидроаккумулятора 7, сжимая при этом пружину 9 и вытесняя рабочую жидкость из полости 14 гидроаккумулятора но магистралям 17 и 34через полость 22 аккумулирующего гидрораспределителя в часть 5 полости. После окончания трогания и начала разгона транспортного агрегата ведущий момент, действзтощий на ось 3 и лопасть 6, мгновенно Зт еньщается в несколько раз, а следовательно, давление в части 4 полости мгновенно снижается и в это время за счет усилия сжатых пружин 9 и 10, действующих на поршень 11, рабочая жидкость под болыш1м давлением поступает из полости 13 по магистралям 19 и 35 через полость 29 нагнетательного гидро 5 распределителя 30 в часть 4 полости. Это позволяет дополнительно повысить разгонные качества за счет энергии, аккумулирующей в пружинах 9 и 10 при торможении и трогании, и позволяет наполнить часть 4 полости рабочей жидкостью, так как за счет неплотностей между лопастью 6 и ступицей 3 часть рабочей жидкости при работе транспортной машины перетекает из части 4 в часть 5 полости привода. В момент окончания перекачки рабочей жидкости усшшями пружин 9 и 10 давление в полости 29 нагнетательног гидрораспределителя 30 снижается н он под действием усилия пружин 27 и давления рабочей жидкости на поршень 31 перемещается вправо, перекрывая магистрали 35 и 19 и сое диняя магистрали 35 и 18. Предлагаемое изобретение позволяет осущес вить плавное трогаиие с места транспортного средства, сокращение расхода топлива на 10-20%, уменьшение износа узлов силовой передачи. Формула изобретения Привод колеса транспортного средства, содержащий полую ступицу с установленной вну ри нее лопастью, закрепленной на ведущей ос колеса для разделения полости ступицы на две части, каждая из которых гидравлически соединена с гидроаккумулятором отличающийся тем, что, с целью повышения КПД путем обеспечения эффективности процесса аккумулированяя энергии при трогании и торможении laiicnopTHoro средства, он снабжен двумя расположенными соосно двухпозиционными гидрсфаспредешггелями, первый и второй входы каждого из соединены гидравлически с соответствующей частью упомянутой папости,и гидроклгшаном прямого действия, при этом гвдроаккумулятор выполнен с тремя рабочими полостями, раздепеаными двумя поршнями, аодпружиненньпли один относительно другого н корпуса гйдроаккумулятора, а золотяикн упомянутых гидрораспределителей подпружинены один относи тельно другого и корпусов последних, причем два выхода первой {Рабочей полости гидроаккумулятора соединены соответственно с выходом упомянутого гндроклапана и первым выходом первого из упомянутых гидрораспределителей, выход третьей рабочей полости гидроаккумулятора связан гидравлически с вторым выходом первого из упомянутьгх гидрораспределителей, а два выхода зторого из зшомянутых гидрораспрйделителей свя- . заны гидролиниями соответственно с входом упомянутого гидроклапана и вьюсодом второй рабочей полости гидроаккумулятора. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 707836, кл. В 60 К 17/32, 1978.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Привод колеса транспортного средства | 1988 |
|
SU1549805A2 |
ПРИВОД КОЛЕСА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2261181C1 |
Привод колеса транспортного средства | 1979 |
|
SU856869A2 |
Привод колеса транспортного средства | 1984 |
|
SU1175745A1 |
Привод ведущего колеса | 1984 |
|
SU1219420A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Привод колеса транспортного средства | 1979 |
|
SU839759A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ЭНЕРГИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2193977C2 |
Система управления движением сочлененных тракторов | 1987 |
|
SU1459965A1 |
Машина для вскрытия кюветов от снега | 1988 |
|
SU1602955A1 |
Авторы
Даты
1982-03-15—Публикация
1980-07-16—Подача