В ОСНОВНОМ авт. св. № 80613 описан способ защиты бурильных труб от скручивания при приводе бурового станка многоскоростным асинхронным двигателем путем перевода двигателя в момент заклинивания долота в генераторный режим переключеиием обмотки на меньшее число оборотов (т. е. на больп1ее число полюсов).
Описываемое изобретение относится к тому случаю, когда привод станка осуществляется от двух асинхронных двигателей. Согласно изобретению, при таком приводе защита труб от скручивания осуществляется путем включения асинхронных двигателей в режим каскадного генератора.
На чертеже изображена схема управления двигателями по предлагаемому способу.
Для пуска двигателей } и 2 штурвалы командоконтроллеров станЩ1Й управления, механически связанные между собой, устанавливаются в нейтральное положение. В таком положении контакты /С/ и KJ замыкаются, и катушки реле РН становятся под напряжение. Реле напряжения РН замыкает свои нормально разомкнутые блок-контакты PHJ и размыкает свои нормально замкнутые блок-контакты РН2 в цепи питания контактора 1У дригателя 2.
При повороте штурвалов командоконтроллеров контакты К. и /C/i размыкаются, а контакты К2 замыкаются.
При замыкании контактов К2 включается контактор /У, который своими нормально разомкнутыми блок-контактами 1У1 замыкает цепь питания реле ускорения 1РУ. Цепь питания катушки хода вперед и хода назад второй станции управления оказывается разомкнутой.
№ 91593- 2 -
Одновременно с включением контактора 1У, цепь питания контакторов управления добавочными сопротивлениями двигателя / разомкнется при помощи- блок-контактов 1У2. Двигатели, таким образом, оказываются подготовленными к переходу на первую пусковую ступень. При дальнейшем повороте штурвалов командоконтроллеров замыкаются контакты К.4 в цепи управления первого двигателя, и двигатели включаются на первую пусковую ступень в каскад с добавочным сопротивлением R ,епи ротора двигателя 2.
С переходом на вторую ступень контакты К2 размыкаются и обесточивают контактор 1У и реле ускорения 1РУ. При отключении контактора 1У, его блок-контакты 1У2 в цепи питания контакторов добавочных сопротивлений первой станции управления замыкаются. При срабатывании реле ускорения 1РУ, его блок-контакты 1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад (В и Н) второй станции управления замыкаются с выдержкой времени, определяемой уставкой реле ускорения 1РУ и подготавливают схему к переходу на вторую пусковую ступень.
На второй ступени замыкаются контакты /C5i и K4 второй станции управления и контакты /С5 первой станции управления.
При замыкании контактов Л5 контактор 2У срабатывает без выдержки времени, так как блок-контакты 2РУ1 реле ускорения 2РУ в цепи его питания предварительно были уже включены (при срабатывании реле ускорения 2РУ на первой пусковой ступени).
Наличие выдержки времени реле ускорения 1РУ и блок-контактов 1РУ1 в цепи питания контакторов хода вперед и хода назад второй станции управления обеспечивает необходимую блокировку их с контактором /У и замыкание нулевой точки добавочных сопротивлений первого двигателя до включения двигателей параллельно в сеть. Таким образом, роторная цепь двигателя / во все время пуска оказывается замкнутой либо на статор двигателя 2, либо на добавочные сопротивления.
Дальнейший переход на 3, 4 и 5-ю пусковые ступени (реле ЗРУ и 4РУ происходит при одновременном замыкании контактов К,5 и К.6; K6i и К7; Л71 и К8.
Если при бурении скважины произоп1ло заклинивание долота и бурильные двигатели начнут работать на скручивание буровых труб, то при достижении нагрузки свыше установки токовых реле РК.У, последние сработают и своими блок-контактами разомкнут цепь питания реле напряжения РН. Через некоторое время, определяемое установкой выдержки времени, реле напряжения РН сработает. Разомкнутся его блок-контакты РН1 и замкнется блок-контакт РН2 в цепи питания контакторов 1У и 2У второй станции управления. При этом цепь питания статора двигателя 1 не прервется вследствие наличия перемычки блок-контактов РН в цени питания контакторов хода вперед или хода назад первой ступени управления.
После размыкания контактов хода вперед или хода назад и замыкания блок-контактов В или Я в цепи питания контактора /У, последний включится и переключит двигатель 2 в каскад с двигателем /. Размыкание контакторов хода вперед или назад двигателя 2 вызовет размыкание цепи питания контакторов ЗУ и 4У. Цепь питания контактора 2У тоже разомкнется, но тут же включится обратно блок-контактом РН2.
При включении двигателя 2 в каскад с двигателем / контактор /У одновременно разрывает цепь питания контакторов 1У, 2У, ЗУ и 4У в цепи ротора двигателя 1 своими нормально замкнутыми блок-контактами 1У2, и двигатели оказываются в режиме каскадного генератора с необходимой величиной добавочного сопротивления в цепи ротора двигателя 2.
Неавтоматический перевод в режим каскадного генератора при заклинивании долота может быть осуществлен простым поворотом штурвалов командоконтроллеров и установкой их на первой ступени пусковой схемы двигателей.
Переключение двигателей на нормальную работу также производится простым поворотом штурвалов командоконтроллеров.
Число оборотов двигателей в процессе бурения скважины на малых скоростях долота можно уменьшить в два раза без потерь энергии в добавочных сопротивлениях переключением двигателей в каскад. Для этого необходимо перевести штурвал командоконтроллера на первую ступень и путем нажатия вспомогательной кнопки /(„ вывести из цепи ротора второго двигателя добавочные сопротивления при помощи контакторов ЗУ и 4У. При этом, как известно, общая мощность двух одинаковых двигателей, включенных в каскад, будет равна мощности одного двигателя.
Предмет изобретения
Способ защиты бурильных труб от скручивания при двухдвигательном приводе бурового станка по авт. св. № 80613, отличающийся тем, что в момент заклинивания долота асинхронные двигатели включают в режим каскадного генератора.
- 3 -№ 91593
Авторы
Даты
1951-01-01—Публикация
1950-05-06—Подача