Известные приборы для расчета железнодорожных кривых весьма сложны.
Предлагаемый прибор, с целью упроидения конструкции, содержит фрикционный механизм, один диск которого связан с ва,тиком, наматывающим ленту, а другой диск - с хо довым пиитом, перемеш,аюи1,им карандаш нерпендикулярно движению ленть. Второй диск, кроме того, связан с указателем и может перемещаться вдоль линейк:и при помоиш ходового винта; сама же ;1инейка, с це.тью установки величины замеренной стрелы железнодорожной кривой, выполнена подвижной паралле.тьно первому диску.
На чертеже изображена схема прибора.
Основными деталями прибора яв.ЛЯ1ОТСЯ два фрикционных диска / и 2, оси которых взаимно ие)пендикулярны и распоЛожены в одной плоскости. При враи;ении диска / вследствие фрикционного зацепления будет вращаться и диск 2. Скорость вращения диска 2 пропорциональна радиусу зацепления на ведущем диске /, а направление враптення будет происходить вправо или влево, в зависимости от того, по какую сторону от центра диска происходит зацепление.
Иача.тыюму (нулевому) положению соответствует расположение диска 2 против центра диска /. В этом псложенни при вращении диска / рукояткой 5 диск 2 остается неподвижным.
Падежное зацепление дисков обеспечивается за счет давления центральной пружииы. расположеиной на валу 4.
Вращение вала 4 через пару конических шестерен 5 и 6 и вал 7 передается на барабан 8, который протягивает бу.мажную ленту 9.
Фрикционный диск 2 вращается вместе с валом 10 и, кроме того, может переменцпъся вдоль вала на щпонке п. Вал 10 оканчивается червячным рищтом /2, который при вращении сообщает гайке /5, несущей карандан 4, поступательное движение. В процессе одновременного передвижения бумажной ленты 9 и карандаша 14 на ленте вычерчивается график величин сдвигов отдельных точек кривой.
Па втулке /5 диска 2 н.тотио иасажен шарикоподшипник 16, который соединителем 17 скреплен с гайкой 18. Па гайке укреплена 19, расположенная над делениями тюдвижной линейкн 20.
При вращении винта 21 с помощью ручки 22 гайка 18 перемещается
ВДОЛЬ винта и увлекает за собой диск 2, изменяя радиус зацепления.
Имея замеренные и проектные стрелы прогиба точек железнодорожной кривой, на нриборе производят операции вычерчивания графика сдвижек в следующей последовательности.
Операция № 1. Подвижную линейку 20 перемещают вправо н влево так, чтобы деление лине11ки, соответствующее величине замеренной стрелы, установилось под стрелкой 19.
Операция № 2. Вращая рукояткой 22 винт 21, передвигают стрелку 19 на то деление линейки 20, которое соответствует величине проектной стрелы в данной точке кривой.
Величина перемещения стрелки 19 равна разности стрел прогиба кривой, а направление перемещения соответствует знаку этой разности.
Таким образом, в процессе операции изменяется радиус зацепления дисков / и 2 на величину разности стрел прогиба кривой.
Легко заметить, что при дальнейшем повторении операций диск 2 будет занимать относительно первоначального такое положение, которое соответствует величине и знаку суммы разности стрел прогиба кривой.
Операция № 3. Рукояткой 3 делают один оборот диска / (всегда по часовой стрелке), который в свою очередь вращает зацепленный с ним диск 2.
За счет этого вращения винт 12 переместит гайку 13 с карандащом 14 на величину суммы разностей. В это же время барабан 8 передвинет на один интервал ленту и на ней карандащ прочертит линию.
Для последующих точек кривой операции повторяются. При этом уже на ленте будет производиться суммирование сумм разностей.
Если в какой-либо точке замеренная и проектная стрелы одинаковы, операция № 2 выпадает.
По окончании всех операций для всех точек кривой бумажная лента снимается и производится замыкание веревочного многоугольника обычным порядком.
Величины ординат между веревочным многозтольником и замыкающей его линией будут соответствовать величинам сдвигов в каждой точке.
Веревочный многоугольник может замыкаться как прямой, так и ломаной отинией. Последнее обстоятельство особо важно, так как позволяет получить наиболее выгодные величины сдвижек кривой. Папример, по желанию в необходимых точках (мосты, переезды, стрелочные переводы и др.) можно оставить сдвиги, равные нулю или не более возможной в данных условиях величины.
Предмет изобретения
1.Прибор для расчета железнодорожных кривых путем построения графика величин сдвигов отдельных точек кривых, отличаю H.I; и и с я тем, что, с целью упрощения его конструкции, он содержит фрикционный механизм, один диск которого связан с валиком, наматывающим ленту, а другой - с ходовым винтом, перемещающим карандащ перпендикулярно движению ленты.
2.Прибор по п. 1, отличающийся тем, что один из дисков, связанный с указателем, может перемещаться по другому диску и вдоль линейки при помощи ходового винта.
3.Прибор по пп. 1 и 2, о т л и ч аю щ и и с я тем, что, с целью установки величины замеренной стрелы железнодорожной кривой, линейка выполнена подвижной параллельно первому диску.
Авторы
Даты
1952-01-01—Публикация
1950-10-30—Подача