Способ регулирования тормозного момента на колесе транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60T8/00 

Описание патента на изобретение SU933507A1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения в частности к тормозным системам транспортных средств, и может быть использовано в автоматических противоблокировочных устройствах. , Известен способ регулирования тормозного момента на колесе транспортного средства, заключакждайся в периодическом повьгоении и понижении тормозного момента и поддержании постоянной величины его между фазами понижения и повышения, причем командный сигнал на понижение, прекращение понижения и повышение тормозного момента формируют в зависимости от величины измеряемого в процессе торможения углового ускорения и замедления колеса 1.

Недостаток этого способа заклю чается в поздней подаче командного сигнала на прекращение снижения тор моэного момента (при достижении угловьм замедлением значения, равного нулю). Это приводит к сниженто среднего за цикл значения реализуемого по условиям сцепления тормозного момента, н как следствие к снижению эффективности торможения, а также к повышенному расходу рабочего тела.

Целью изобретения является повышенна эффективности торможения и снижение расхода рабочего тела.

Цель достигается тем, что командный сигнал на прекращение снижения тормозного момента подают при достижении угловым замедлением колеса величины, равной отношению продольного замедления транспортного средст10ва к радиусу колеса.

На фнг.1 показаны графики изме-т нения за цикл работы протнвоблокировочной системы подведенного к колесу М н реализуемого по условиям 15 сцепления М ц тормозных моментов и углового ускорения (замедления) колеса; на фиг.2 - зависимость указанных тормозных моментов от величины относительного продольного сколь20жения колеса; на фиг.3 - функциональная схема устройства для реализации предложенного способа.

Регулирование тормозного мсмлента осуществляется следующнм образом.

25

При повышении М. (фиг.1) растут угловое замедление лЬ и относительное продольное скольжение S колеса. При этом увеличивается и .После .|. ; достижения величиной М if максималь. ного приданных сцепных условиях значения начинается блокировка коле са, сопровождающаяся более быстрьом увеличением ш . При достижении величиной d первого порогового значения в точке С подают командный сиг нал на снижение Вследствие снижения последнего угловое замедление колеса уменьшается. При достижении угловым замедлением величины {где jq - замедление транспортного средства, г - радиус колеса) подают командный сигнал, на прекращение сни жения М. Далее М поддерживают пос тоянным до тех пор, пока угловое ускорение колеса не достигнет точки максимума, после чего в точке Сд по дают командный сигнал на повышение тормозного момента. Далее цикл повторяется . Подача командного сигнала на .пре кращение снижения-Mj- в точке ш - обеспечивает увеличение М в фазе выдержки на величину С, -i (с:м. фиг.2) по сравнению с подачей командного сигнала при и) О. Это поз воляет повысить среднюю за цикл величину тормозного момента и снизи расход рабочего тела. Снижение расхода последнего обеспечивается тем, что при изменении величины Mf- за счет изменения приводного давления уменьшается амплитуда пульсаций при водного давления. Более ранняя подача командного сигнала на прекращение снижения М(до точки С г) не обеспечивает гаран тированного разблокирования колеса Как следует из уравнения динамики колеса, при величине тормозного момента MT Мц, + 1. |где 1|/ - момент инерции колеса, относительное продольное скольжение колеса не изменяется, поскольку его угловое замедление находится в соот ветствии с продольным замедлением. Следовательно, при- снижении М до величины М ц| + I к 1 (эта величина обозначена штрих-пунктирной линией на фиг.1 и 2) относительное продол ное скольжение колеса увеличиваетс т.е. процесс блокирования прекращается в точке ш -- . Поэтому более ранняя подача командного сигнала может привести к тому, что колесо полностью заблокируется, а более поздняя,как отмечалось выще, приводит к снижению эффективности тор можения и увеличению расхода рабочего- тела. Следовательно, точка ш- - (точка Сп) является наилучше для формирования командного сигнал на прекращение снижения тормозного момента. Устройство для реализации предложенного способа содержит датчик частоты вращения колеса, преобразователь 2 частоты в напряжение (анаог угловой скорости), дифференциующее устройство 3., деселерометр 4, блок 5 вычисления ДЗ-/ сумматор 6, пороговые устройства 7, 8 и 9, суматор 10 и исполнительное устройство 11 . Аналог угловой скорости колеса из преобразователя 2 непрерывно подается в сумматор 10 и устройство 3. Производная угловой скорости поступает в устройство 9 и сумматор б. В последнем угловое замедление суммируется с величиной- , поступающей из блока 5 с обратным знаком. Эта сумма подается в устройства 7 и 8. Сумматор 10 задает первое пороговое значение, например, в виде суммы угловой скорости и постоянной величины. При достижении угловым замедлением порогового значения (точка С) устройство 7 подает командный сигнал на снижение тормозного момента устройству 11. Устройство 8 детектирует момент достижения нуля величины, поступающей из сумматора б (точка Сг) , и подает командный сигнал на прекращение снижения давления. Устройство 9 детектирует момент достижения угловым ускорением максимума и подает командный сигнал на повышение давления. Более ранняя подача командного сигнала на прекращение снижения тормозного момента обеспечивает повышение эффективности торможения и снижение расхода рабочего тела. Формула изобретения Способ регулирования тормозного момента на колесе транспортного средства, заключающийся в периодическом повышении и понижении тормозного момента и поддержании постоянной величины тормозного момента между фазами понижения и повышения, причем командные сигналы на понижение, прекращение понижения и повышение тормозного момента формируют . в зависимости от величины измеряемого в процессе торможения углового ускорения и замедления колеса, отл ичающийся тем, что с целью повьлцения эффективности торможения и снижения расхода рабочего тела, командный сигнал на прекращение снижения тормозного момента подают при достижении угловым замедлением колеса величины, равной отношению продольного замедления транспортного средства к радиусу колеса. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Заявка Франции 2085907, кл. В 60 Т 8/00, 1971.

,

ff, о

fir

dJ

/y.

fff-J -7

/ 5

Похожие патенты SU933507A1

название год авторы номер документа
Способ регулирования качения колеса в тормозном режиме 1980
  • Алекса Николай Николаевич
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU878627A1
Способ предотвращения скольжения колеса 1987
  • Капелин Олег Борисович
  • Пекер Феликс Леонидович
  • Метлюк Николай Федорович
  • Халецкий Анатолий Николаевич
SU1555159A1
Способ предупреждения блокирования колеса автомобиля 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Алекса Николай Николаевич
  • Гецович Евгений Моисеевич
  • Якштес Дмитрий Люцианович
SU783081A1
Способ регулирования качения колес при торможении автомобиля 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Гецович Евгений Моисеевич
  • Алекса Николай Николаевич
SU768676A1
Способ управления процессом торможения колеса автомобиля 1977
  • Ломака Степан Иосифович
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU779120A1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БЛОКИРОВАНИЯ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ 2000
  • Гурин А.С.
  • Трач С.И.
RU2211770C2
Способ предотвращения блокированияКОлЕСА АВТОМОбиля 1979
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU839789A1
Способ управления торможением колеса 1984
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU1172782A1
Способ регулирования давления в тормозном приводе антиблокировочной системы 1986
  • Гецович Евгений Моисеевич
SU1423442A1
Система торможения транспортного средства 1986
  • Малькольм Брилей
  • Ричард Брайан Мозелей
SU1526570A3

Иллюстрации к изобретению SU 933 507 A1

Реферат патента 1982 года Способ регулирования тормозного момента на колесе транспортного средства

Формула изобретения SU 933 507 A1

SU 933 507 A1

Авторы

Алекса Николай Николаевич

Гецович Евгений Моисеевич

Даты

1982-06-07Публикация

1980-10-08Подача