Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и касается запорных устройств крЕлшек люков полувагонов. Известно запорное устройство крьаш ки люка полувагона, содержащее закид ку и взаимодействующий с ней фиксатор с продольным отверстием, шарнирно закрепленные посредством валка и скобы на нижней обвязке боковой стены вагона, при этом фиксатор смонтирован с возможностью перемещения относительно закидки 1. К недостаткам такого .запорного устройства относится невозможность фиксации закидки в закрытом положении даже при незначительном смещении ее относительно номинального положения , превышающем величину зазора между, фиксатором и скобой, так как тогда не совпадут клин на закидке и клиновидная впадина на фиксаторе. Большие между фиксатором и скобой недопустимы, поскольку сопряженные фиксатор и закидка, перемещаясь в большом зазоре, не обеспечат требуемой величины захода закидки на кронштейн крышки люка. Недостатками известного запорного устройства являются также необходиместь введения новой (несерийной) детали-закидки с выступом; ненадеж- ность установки .фиксатора в крайнем верхнем положении на скосе закидки. Цель изобретения - повышение надежности устройства в эксплуатации. Для этого устройство снабжено закрепленным на продольной обвязке боковой стены ограничителем перемещения фиксатора, а поверхности взаимодействия последнего с ограничителем и .с тыльной стороной закидки расположены под углом одна к другой образуя указанными элементами клиновое соединение, вершина которого обращена вниз. При этом между фиксатором и валиком может быть размещена пластинчатая пружина. Предлагае| 1ое запорное устройство,, состоящее, из закидки, скобы, пружины,, фиксатора и ребра, обеспечивает надежное удержание крышки люка в закрытом положении. На фиг. 1 изображен общий вид запорного устройства в закрытом положении; на фиг. 2 - сечение А-А фиг. 1; на фиг. 3 - общий вид запорного устройства в открытом положении. Запорное устройство содержит закидку 1, шарнирно закрепленной в ско бе 2, смонтированной на нижней обвязке 3 кузова. Эта закидка в закрытом положении забита под кронштейн 4 крышки люка 5. На скобе 2 валиком 6-шарнирно закреплен фиксатор 7 с продольным отверстием d , снабженный Г-образными отгибами. Между гайкой валика 6 и фиксатором 7 установлена пластинчатая пружина 8. Ребро 9 является ограничителем перемещения этого фиксатора. Перемещение послед него на открывание и закрывание осуществляется по отверстиюd . Для удержания фиксатора 7 в закрытом или открытом положении предназначена пружина 8, развивающая при затяжке гайки валика б осевое усилие, обеспечивающее силу трения, достаточную для удержания фиксатора 7 в любом нужном положении, в том числе исключающую возможность самооткрывания его при соударениях вагонов и при разгрузке их на вагоноопрокидыва теле. Поверхности взаимодействия Б и В Г-образных отгибов с ребром 9 и тыльной стороной закидки 1 образуют клиновое соединение, вершина которого обращена вниз. Запорное устройство работает еледующим образом. При закрывании крышки люка 5 закидка 1 забивается под кронштейн 4, фиксатор 7, перемещаясь по валику 6 отверстием а , устанавливается в рабочее положение всередине этого отверстия, взаимодействуя поверхностью в нижнего отгиба с закидкой 1. Со стороны поверхности Б установлено ребро 9 без зазора, взаимодействующее с продольной поверхностью бокового отгиба. Установка ребра 9 таким Образом компенсирует возможное значительное смещение закидки 1(до 16 мм в обе стороны от номинального положения) при сборке и исключает подбор деталей, который при массовом производстве недопустим. При открывании крышки люка ударом по фиксатору 7 снизу выводят его из взаимодействия с ребром 9 и закидкой 1. При этом фиксатор 7 перемещается вверх, закидка 1 выводится из зацепления с кронштейном 4 и этот фиксатор размещается над ребром 9. После выхода закидки 1 из зацепления с кронштейном 4 крышки люка 5 закидка свободно вращается на валике б, а фиксатор 7 под действием пружины 8 остается в положении над ребром 9. По мере износа мест контакта ребра и фиксатора, а также фиксатора и закидки фиксатор имеет но.зможность опускаться по, отверстию и обеспечивать надежное удержание закидки без восстановительного ремонта контактирующих поверхностей. Преимуществами использования предлагаемого запорного устройства являются возможность применения серийно выпускаеьюй детали - закидки; отсутствие подгоночных работ при монтаже и ремонте; применение серийной скобы в качестве заготовки для скобы предлагаемого устройства (при модернизации эксплуатационного парка); увеличение срока службы запорного устройства за счет того, что величина запаса износа поверхностей деталей, находящихся в контакте, является значительной (до 9 мм); сохранение надежности запирания устройства на длительный период времени при нгшичии износа сопрягаемых поверхностей деталей; исключение зазора между закидкой и кронштейном люка, а также сохранение этого положения на длительный период времени при наличии износа сопрягаемых поверхностей деталей. Использование предлагаемого устройства только на одном предприятии (план 20000 полувагонов в год) даст экономию металла не менее чем на 69 тыс.руб. в год. Формула изобретения 1. Запорное устройство крышки люка полувагона, содержащее закидку и взаимодействующий с ней фиксатор с продольным отверстием, шарнирно закрепленные посредством валика и скобы на нижней обвязке боковой стены вагона, при этом фиксатор смонтирован с возможностью перемещения относительно закидки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и эксплуатации, оно снабжено закрепленным на продольной обвязке боковой стены ограничителем перемещения фиксатора, а поверхности взаимодействия последнего с ограничителем и с тыльной стороной закидки расположены под углом одна к другой, образуя указанными элементами клиновое соединение, вершина которого обращена вниз. 2. Запорное устройство по п. 1, отличающееся тем, что между фиксатором и валиком размещена пластинчатая пружина. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 548473,t кл. В 61 D 7/16, 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1989 |
|
SU1745587A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1982 |
|
SU1092075A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1988 |
|
SU1588607A1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО КРЫШКИ ЛЮКА ПОЛУВАГОНА | 1992 |
|
RU2020098C1 |
Запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона | 1981 |
|
SU1004178A1 |
Запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона | 1978 |
|
SU691329A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1980 |
|
SU887319A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1986 |
|
SU1382708A1 |
Механизм запирания крышки люка полувагона | 1983 |
|
SU1119896A1 |
Механизм запирания крышки люкапОлуВАгОНА | 1979 |
|
SU846350A1 |
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1980-10-29—Подача