(54) ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО КРЫШКИ ЛЮКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОЛУВАГОНА
1
Изобретение относится к подвижному составу железнодорожного транспорта и касается устройств, запирающих крышки люков полувагонов.
Известно запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона, содержащее закрепленную на нижней обвязке кузова щарниром посредством скобы, выполненной с пазом, закидку и закрепленный на оси указанного щарнира фиксатор 1.
Недостатком данного устройства является малая надежность в эксплуатации, так как не исключено самопроизвольное открывание крышки люка.
Цель изобретения - повышение надежности в эксплуатации.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено ползуном, закрепленным на закидке и размещенным в пазу скобы, который выполнен криволинейным, а фиксатор смонтирован эксцентрично относительно ползуна и криволинейного паза.
На фиг. 1 изображено запорное устройство в закрытом положении, общий вид; на фиг. 2 - то же, в открытом положении.
Устройство состоит из закидки 1, шарнирно закрепленной в скобе 2, смонтированной на нижней обвязке 3 кузова полувагона. Закидка 1 в закрытом положении забита под кронштейн 4 крышки люка 5. На скобе 2 валиком 6 шарнирно закреплены закидка 1 и эксцентричный фиксатор 7 с малым углом подъема. Скоба 2 имеет криволинейный паз, по поверхности А которого имеет возможность перемещаться торец Б ползуна 8. Торец В ползуна находится в контакте с фиксатором 7. Ползун 8 смонтирован в обойме 9, закрепленной на закидке 1.
Запорное устройство работает следующим образом.
При закрывании крышки люка 5 закидка 1 забивается под кронштейн 4, при этом ползун 8 торцом Б перемещается по поверхности А криволинейного паза. Затем эксцентричный фиксатор 7, воздействуя на торец В ползуна 8, закрепляет закидку в закрытом положении.
При открывании устройства усилием, приложенным к ручке фиксатора 7 снизу вверх, выводят его из контакта с ползуном 8 и переводят фиксатор в положение «открыто до опирания его на стенку скобы 2, закидку 1 выводят из зацепления с кронштейном 4 крышки люка 5.
В процессе эксплуатации механизма при износе находящихся в контакте поверхностей работоспособность его сохраняется за счет поворота эксцентричного фиксатора на больший угол. Возможное при сборке механизма смещение закидки, достигающее 16 мм в обе стороны от номинального положения, не влияет на работоспособность механизма, поскольку паз скобы позволяет ползуну перемещаться в любое из рабочих положений, а эксцентричный фиксатор, имеющий малый угол подъема, гарантирующий самоторможение, закрепляет это положение.
Предлагаемое устройство характеризуется отсутствием подгоночных работ при монтаже и ремонте запорного устройства; использованием серийно выпускаемой закидки; возможностью модернизации существующего парка полувагонов предлагаемым способом.
За счет наличия ползуна, закрепленного на закидке в криволинейном вырезе скобы и взаимодействующего с ним эксцентричного фиксатора, предотвращается самопроизвольное открывание крыщки люка и тем
самым повыщается надежность в эксплуатации.
Формула изобретения
Запорное устройство крыщки люка железнодорожного полувагона, содержащее закрепленную на нижней обвязке кузова щарниром посредством скобы, выполненной с пазом, закидку и закрепленный на оси указанного щарнира фиксатор, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности в эксплуатации, оно снабжено ползуном, закрепленным на закидке и размещенным в пазу скобы, который выполнен криволинейным, а фиксатор смонтирован эксцентрично относительно ползуна и криволинейного паза.
Источники информации, принятые во-внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 691329, кл. Б 61 D 7/18, 1978 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона | 1977 |
|
SU670489A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1982 |
|
SU1092075A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1989 |
|
SU1745587A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1980 |
|
SU933515A1 |
Запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона | 1973 |
|
SU548473A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1991 |
|
SU1771454A3 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1986 |
|
SU1337296A1 |
Запорное устройство крышки люка железнодорожного полувагона | 1978 |
|
SU691329A1 |
Механизм запирания крышки люка полувагона | 1983 |
|
SU1119896A1 |
Запорное устройство крышки люка полувагона | 1982 |
|
SU1049309A1 |
Авторы
Даты
1983-03-15—Публикация
1981-11-12—Подача