(5) ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА МНОГООСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к тормозны системам. По основному авт. св. tf известна тормозная система многооснбго транспортного средства, содержа щая органы управления подачей давления к колесным тормозным цилиндрам и золотниковые распределители для подачи давления к муфтам замыкания кинематических связей между колесами транспортного средства, связанные с отдельным источником давления, управляющие торцовые полости которых подключены к тормозным контурам противоположных бортов транспортного средства 1 . Недостатком известной тормозной системы является то, что она не обес печийает замыкание межколесных кинематических связей при различных значениях замедлений колес транспортног средства, обусловленных или различным значением коэффициентов сцепления под колесами или различным состоянием тормозных механизмов колес, хотя при этом тормозные контуры момогут быть в исправном состоянии. Разность в замедлениях колес приводит к заносу транспортного средства . Цель изобретения - повышение безопасности движения. Для достижения цели тормозная система многоосного транспортного средства снабжена измерителем разности угловых ускорений колес, выполненным в виде датчиков угловых скоростей колес, подключенных через сравнивающее устройство к входу дифференцирующего устройства, и дополнительным золотниковым распределителем для подачи давления к муфтам замыкания межколесных кинематических связей, орган управления которым подключен к выходу дифференцирующего устройства измерителя разности угловых ускорений. На фиг. 1 изображена схема тормозной системы многоосного транспортного Средства; на фиг. 2 - дифференцирующее устройство тормозной системы. Тормозная система содержит основную I и дополнительную 2 ведущую оси колесные тормозные цилиндры 3 и 4 передних и задних колес, основные цилиндры 5-7 включения муфт 8 и 9 блокировки дифференциалов и муфты 10 привода дополнительного моста, золотниковые распределители 11 и 12, сообщенные магистралями 13 и 1 с магистралями 5 и 16 тормозных контуров передних и задних колес, источник дав ления 17 системы торможения и источник давления 18 (насос или гидропневмо аккумулятор) для питания цилиндров 5-7, тормозной кран 19 и тормозную педаль 20, Тормозная система снабжена измерителями разности угловых ускорений колес, выполненными в виде датчиков 21 и 22 угловых скоростей колес передней и задней осей, подключенных через сравнивающие устройства 23 и 2Д, которые вырабатывают сигнал, пропорциональный разности угловых скоростей, ко входу дифференцирующих устройств 25 и 2б, выход которых посредством каналов связи 27 и 28 подключен к органу управления дополнительного золотникового распоеделителя 29. Основные цилиндры 5-/ сообщены со сливом магистралями 30 и 31. Дифференцирующие устройства 25 и 2б выполнены, например, по схеме простей шего счетно-решающего устройства (см. фиг. 2) и состоят из трансформатора 32, поляризованного реле 33, силового реле 3, источников питания 35 и 36. При нажатии на тормозную педаль 20 давление от источника 17 поступает по магистралям 15 и 16 в цилиндры 3 и и по магистралям 13 и 1U к торцам золотниковых распределителей 11 и 12. Если давления в трубопроводах магистралей 15 и 16 равны, то распре делители 11 и 12 уравновешены и занимают среднее положение. При этом, если разность замедлени колес оси не равна нулю, напряжение на вторичной обмотке трансформатора 32 (фиг. 2) увеличивается. Якорь поляризованного реле при заданной вели чине напряжения, обусловленного уров .нем замедления, поворачивается вправо и замыкает контакты силового реле , в результате чего к органу управ ления дополнительного золотникового распределителя 29 (фиг, 1) подается переменный по величине ток. При величине тока, равном порогу срабатывания, золотниковый распределитель 29 перемещается и сообщает основные цилиндры 5-7 с источником давления 18, отсоединяя при ртом магистралями 30 и 31 от слива. При этом межколесные кинематические связи замыкаются. Напряжение срабатывания поляризованного реле устанавливается потенциометром 37 (фиг. 2) в зависимости от класса машины и допускаемого уровня разности замедлений колес оси. При уменьшении разности замедлений колес оси ниже допустимого, напряжение во вторичной обмотке трансформатора дифференцирующего устройства уменьшается, якорь поляризованного реле при заданной величине напряжения поворачивается влево и контакты силового реле размыкаются. Золотниковый распределитель 29 возвращается в исходное положение и соединяет цилиндры 5-7 со сливом, при этом межколесные кинематические связи размыкаются. Если при нажатии на педаль в одной из магистралей 15 и 16 происходит падение рабочего давления, то нарушается равновесие золотников распределителей 11 и 12. Они под действием разности давлений в магистралях 13 и 14 занимают одно из крайних положений. При этом, если разность замедлений колес оси ниже допустимого, дополнительный золотниковый распределитель 29 находится в первоначальном положении и распределители .11 и 12 сообщают источник давления 18 с цилиндрами 5-7 и разобщают магистралями 30 и 31 со сливом. При этом муфты 8 и 9 блокировки дифференциалов и муфта 10 привода дополнительного моста замыкаются. Если разность замедлений колес оси выше допустимого, то золотниковый распределитель 29, перемещаясь, сообщает источник давления 18 с цилиндрами и разобщает магистралями 30 и 31 со сливом. Таким образом, в зависимости от состояния тормозных контуров колес транспортного средства и величины замедлений колес осей происходит замыкание и размыкание межколесных кинематических связей, чт8 обеспечивает повышение безопасности движения. Формула изобретения Тормозная система многоосного тра спортного средства по авт. св. № .отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения, она снабжена измерителем разности угловых ускорений колес, выполненным в виде датчиков угловых скоростей колес, подключенных через сранивающее устройство к входу дифференцирующего устройства, и до976 полнительным золотниковым распределителем для подачи давления к муфтам . замыкания межколесных кинематических связей, орган управления которым подключен к выходу дифференцирующего устройства измерителя разности угловых ускорений. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № , кл. В 60 К «H/ZS, 1978,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тормозная система многоосного транспортного средства | 1978 |
|
SU742181A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU816805A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU770867A1 |
Транспортное средство | 1979 |
|
SU887306A2 |
Регулятор угловой скорости колес транспортной машины | 1979 |
|
SU864257A1 |
Тормозная система транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU797932A1 |
Тормозная система колесного транспортного средства | 1978 |
|
SU753701A1 |
Транспортное средство | 1980 |
|
SU882797A1 |
Привод ведущих колес многоосного транспортного средства | 1984 |
|
SU1273274A1 |
Транспортное средство | 1982 |
|
SU1049301A2 |
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-11-04—Подача