дит к недопустимому повреждению коле ных пар, и при которых возможные сра батывания противоюзного устройства удлиняют тормозной путь и препятству ют прицельной остановке, необходимо блокировать воздействие сигнала управления о юзе на исполнительный механизм. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Цель достигается тем, что устройство снабжено блоком дифференцирования, дискриминатором, элементом совпадения и дополнительным пороговым элементом, ко входу которого подключен выход блока выбора максимального сигнала, а к выходу - один из входов элемента совпадения, другой вход которого соединен с выходом элемента задержки, а третий - с выходом дискриминатора, подключенного входом к выходу блока дифференцирования соединенного входом с датчиком угловой скорости контролируемого колеса. На чертеже представлена схема пре лагаемого устройства для выявления юза колес транспортного средства. Устройство содержит датчики 1-4 угловых скоростей колес транспортног средства, соединенные с входами блока. 5 выбора максимального сигнала и блока 6 контроля одновременного юза колес, генератор 7 импульсов и интег ратор 8, подключенные к одним из вхо дов сумматора 9, к первому из входов которого подключен выход датчика 1 сигнала угловой скорости контролируемого колеса, ко второму входу - выход блока 5 выбора максимального сиг нала, а выход сумматора 9 соединен с пороговым элементом 10, выход которого подключен к входу элемента 1 1 задержки, выход которого, а также выход дополнительного порогового эле мента 12 соединены с одним из входов блока 13 совпадения, другой вход которого соединен с блоком Н дифферен цирования сигнала по времени через дискриминатор 15. Устройство работает следующим образом. При движении транспортногосред. ства датчики 1-4 сигналов угловых скоростей вырабатывают напряжения, пропорциональные значениям угловых скоростей колес, В блоке 6 контроля одновременного юза колес формируется эталонный сигнал, соответствующий угловой скорости вращения колес без юза. Блоком 5 выбора максимального сигнала выявляется наибольший из си1- налов, поступающих от датчиков 1-4 и блока 6 контроля одновременного юза колес. Этот сигнал подается на сумматор 9, где из него вычитаются сигнал от датчика угловой скорости контролируемого колеса (в рассмотренном случае контролирумое колесо связано с датчиком 1) и сигнал, формируемый на выходе интегратора 8, и суммируются импульсы, поступающие от генератора 7. При срабатывании первого порогового элемента 10 включается элемент задержки 11 и не пропускает поступающий сигнал на блок 13 совпадения в течение времени Т задержки. Одновременно сигналом от первого порогового элемента 10 включается интегратор 8, который вырабатывает при этом нарастающее напряжение, что приводит к уменьшению разности сигналов на выходе сумматора 9 и выключению первого порогового элемента 10. При этом выключается и элемент 11 задержки. Теперь сигнал на выходе интегратора 8 начинает убывать и через сумматор 9 вновь включается первый пороговый элемент 10, повторяя описанный цикл работы устройства, продолжающийся при движении транспортного средства без юза. Скорость интегрирования выбирается равной наибольшей возможной скорости изменения разности сигналов на выходе блока 5 выбора максимального сигнала и датчика 1 при движении колес без юза. Время Т задержки элемента 11 задержки выбирается больше максимальной длительности сигналов, поступающих от первого порогового элемента 10 при наибольшей скорости увеличения разности названных сигналов в отсутствие юза. При торможении транспортного средства в случае юза колеса значение разности между сигналами на выходах блока 5 и датчика 1 возрастает со скоростью, большей скорости интегрирования интегратора 8. Поэтому при превышении сигналом на выходе сумматора 9 порогового уровня, несмотря на формирование на выходе интегратора 8 возрастающего напряжения, сигнал на выходе сумматора 9 продолжает увеличиваться и пороговый элемент 10 устойчиво находиться во вклю1денном состоянии. По истечении времени Т с выхода элемента 11 задержки на вход блока 13 совпадения поступает сигнал о выявлении юза.
При замедлении колеса в процессе торможения и развития юза, подключенный, к датчику 1 угловой скорости блок
14дифференцирования вырабатывает сигнал, пропускаемый,дискриминатором
15на блок 13 совпадения. При скорости движения транспортного средства больше 10 км/ч сигнал с выхода блока 5 становится больше уровня срабатывания второго порогового элемента
12 и с выхода последнего на вход блока 13 совпадения также поступает сигнал. При наличии одновременно сигналов от дискриминатора 15 элемента задержки 11 и дополнительного порогового элемента 12 на входах блока 13 совпадения последний вырабатывает на выходе сигнал управления (о юзе), воздействующий на исполнительный механизм.
В момент перехода колеса от замедленного к ускоренному вращению изменяется знак производной угловой скорости на выходе блока 1k дифференцирования, что приводит к снятию сигнала, поступающего от дискриминатора 15 на вход блока 13 совпадения, который при этом прекращает вырабатывать си1- нал управления о наличии юза до тех пор, пока контролируемое колесо ускоряется.
С понижением скорости движения транспортного средства перед ocTaHOBкой сигнал с выхода блока 5 становится меньше уровня срабатывания второго порогового элемента 12, напряжение на его выходе исчезает и блок 13 совпадения также закрывается, блокируя вырабатывание сигнала управления о возможном юзе.
Таким образом, в предлагаемом устройстве при движении транспортного средства без юза колес пульсации сигнала управления исключаются, момент отмены сигнала управления о наличии юза связан непосредственно с характером процесса протекания юза и при низких { 10 км/ч) скоростях движения сигнал управления блокируется, что позволяет существенно повысить надежность и эффективность работы устройства.
Формула изобретения
Устройство для выявления юза колес транспортного средства, содержащее датчики угловых скоростей колес, подключенные к одним входам блока выбора максимального сигнала и входам блока контроля одновременного юза колес, выход которого соединен с другим входом блока выбора максимального сигнала, подключенного выходом к одному из входов сумматора, другой вход которого соединен с выходом генератора импульсов, а третий с выходом интегратора, подключенного входом к выходу порогового элемента, вход которого соединен с выходом сумматора, подключенного четвертым входом к датчику угловой скорости контролируемого колеса, при этом выход порогового элемента соединен с входом элемента задержки, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено блоком дифференцирования, дискриминатором, элементом совпадения и дополнительным пороговым элементом к входу которого подключен выход блока выбора максимального сигнала, а к выходу - один из входов элемента совпадения, другой вход которого соединен с выходом элемента задержки, а третий - с выходом дискриминатора, подключенного входом к выходу блока дифференцирования, соединенного входом с датчиком угловой скорости контролируемого колеса.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
I. Авторское свидетельство СССР N 5762itO, кл. В 60 Т 8/08, 1975.
Г-I j - /g
гЦ r.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для выявления юза и буксования колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1098839A1 |
Устройство для выявления юза и боксования колес транспортного средства | 1984 |
|
SU1230877A1 |
Устройство для автоматического регулирования колесного тормоза по условиям движения | 1987 |
|
SU1505811A1 |
Антиблокировочное устройство управления колесным тормозом | 1980 |
|
SU874420A1 |
Устройство для автоматического управления колесными тормозами по условиям сцепления | 1982 |
|
SU1047755A1 |
Обнаружитель юза | 1981 |
|
SU1008040A1 |
Устройство для защиты от боксования и юза колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1139653A1 |
Устройство для обнаружения скольжения колесных пар подвижного состава | 1982 |
|
SU1050925A1 |
Устройство для обнаружения юза колеса транспортного средства | 1981 |
|
SU1036582A1 |
Устройство для обнаружения юза колесных пар подвижного состава | 1984 |
|
SU1245452A1 |
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-11-17—Подача