(54) ДЕЛЬТАПЛАН Изобретение относится к воздухоплаванию, а именно к устройствам, позволяющим свободное перемещение в воздушной среде за счет использования энергии воздушных масс, а конкретно к летательным аппаратам типа дельтаплан. Известен дельтаплан с изменением купольности, содержащий продольную трубу, мачту, боковые трубы, поперечную трубу, ручку управления закрепленную в месте пересечения продольной трубы и мачты и обшивку. Управление купольностью дельтаплана осуществляется с помощью двух шнуров, прикрепленных к левой и правой обшивке дельтаплана 1. Недостатком данного дельтаплана является то, что управляя купольностью пилот вынужден выполнять дополнительные действия не свойственные для обычного управления дельтапланом. Наиболее близкий по технической сущности является дельтаплан, включающий продольную несущую трубу, поперечную трубу, мачту, закрепленную на продольной трубе, ручку управления и обшивку. Установленная на дельтаплане продольная несущая труба, связана с каркасом пластичными аутригерами 2. Недостатком дельтаплана является то, что для создания необходимой жесткости поперечной трубе, требуются трубы большого диаметра, что утяжеляет его конструкцию, а также и то, что при изменении купольности изменяется аэродинамический фокус при постоянном положении центра тяжести, а это увеличивает устойчивость дельтаплана, что отрицательно сказывается на его продольной управляемости. Кроме того, дельтаплан не обеспечивает принудительного изменения купольности. Цель изобретения - повышение безопасности полета дельтаплана. Поставленная цель достигается тем, что дельтаплан, включающий продольную трубу, поперечную трубу, мачту, ручку управления и обшивку, оборудуется механизмом автоматического изменения купольности, выполненного в виде силового рычага подвески пилота, крепящегося шарнирно в месте пересечения продольной трубы, мачты и ручки управления, натяжного тросика, скользящего фитинга, установленного на
продольной трубе и связанного с аутригерами и подвижного блока.
При этом поперечная труба выполнена из двух частей жестко скрепленных с продольной трубой.
На фиг. 1 изображен дельтаплан, вид в плане, На фиг. .2 - то же, вид сбоку.
Дельтаплан состоит из поперечных распорных труб 1 и продольной трубы 2, скреп: гнных жестко в их пересечении, ручки 3, управления, мачты 4, обшивки силового рычага 5, связанного через подвижной блок 6, с помощью натяжного тросика 7, со скользящим фитингом 8, который соединен с аутригерами 9.
Дельтаплан работает следующим образом.
При нормальном стабилизированном полете сила Р, действующая от веса пилота через рычаг 5 уравновешивается силой Y, которая возникает в результате давления воздуха на обшивку.
В случае резкого ускорения воздушного потока (динамический удар), купольность увеличивается, что приводит к изменению центра давления аэродинамических сил, которые автоматически компенсируется, за счет перемещения силового рычага 5 на величину АР. Таким образом, центр давления аэродинамических сил в состоянии купольности всегда соответствует центру тяжести, создаваемому весу пилота.
В случае резкого увеличения скорости воздушного потока, принудительное уменьшение купольности создается за счет увеличения силы Р. Для этого пилоту необходимо притянуть ручку управления к себе в вертикальном направлении.
В случае резкого увеличения скорости воздушного потока на левом или правом крыле за счет свободного перемещения аутригера 9 относительно фитинга 8, происходящее изменение купольности на одном из крыльев передается на другое . Таким образом происходит компенсация резкого увеличения аэродинамических сил на одном
из крыльев, за счет чего дельтаплан ведет себя в полете устойчиво.
Применение в конструкции дельтаплана системы, позволяющей принудительное изменение купольности в полете при синхронизированном изменении точки подвески пилота с изменяющимся во время полета центром давления аэродинамических сил, в значительной степени увеличивает безопасность полета, так как в случае возникновения критических ситуаций, к которым можно отнести, например, попадание в турбулентный поток или резкое увеличение скорости ветра у пилота появляется возможность изменять купольность, то есть приспосабливаться к воздушному потоку. Конструкция дельтаплана с изменяющейся в полете купольностью значительно увеличивает срок службы дельтаплана.
Формула изобретения
Дельтаплан, содержащий продольную трубу, жестко скрепленную с поперечной распорной трубой, мачту, закрепленную на продольной трубе, аутригеры, подвеску пилота, ручку управления, обшивку, отличающийся тем, что, с целью повышения безопасности полета, дельтаплан обоборудован механизмом автоматического изменения купольности, включающим силовой рычаг подвески пилота, закрепленный шарнирно в месте пересечения продольной
0 трубы, мачты и ручки управления, натяжной тросик, установленный на продольной трубе скользящий фитинг и подвижной блок, через который силовой рычаг с помощью Натяжного тросика связан со скользящим фитингом, к которому прикреплены аутригеры.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент Франции № 2284518, В 64 С 31/02,14.05.76 (аналог).
0 2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2875753, кл. В 64 С 31/02, 14.02.80 (прототип).
/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дельтаплан @ -07 | 1982 |
|
SU1098866A1 |
Дельтаплан | 1980 |
|
SU897640A1 |
Дельтаплан с балансирным управлением | 1984 |
|
SU1200530A1 |
ДЕЛЬТАМАХОЛЕТ | 2004 |
|
RU2263610C1 |
Дельтаплан | 1982 |
|
SU1121181A1 |
Дельтаплан | 1987 |
|
SU1752657A1 |
РОТОПЛАН И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ПОЛЕТОМ | 1994 |
|
RU2124458C1 |
КРЫЛО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СВЕРХЛЕГКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2001 |
|
RU2208541C1 |
БИОАЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С МАШУЩИМИ КРЫЛЬЯМИ | 2009 |
|
RU2392189C1 |
СТЕНД ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1993 |
|
RU2092804C1 |
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1980-07-17—Подача