Изобретение относится к машинестроению а именно к контролю зубча тых колес. Наиболее близким к изобретению . по технической сущности является .устройство для к м«шек ного двухпрофильного контроля гибких плоских зубчатых колес, соде)ока1аее ст.анину ; направляющими, установленные на них две каретйи, из которых измерительная, другая - установок ная, первый кронштейн, установленный с возможмостьк п0| еме1аения на измерительной жестко закре ленньб на установочной каретке второй Кронштейн, две опргшки, размеще ные на соответсгвуицнх кронштейвах установленные на станине измеритель пёре1х & ений одной из кареток и приКонтролируемое и изАлерительное колеса устанавливаются на оправках .неподвижного и Г1одв11жйого кро 111ггейнов, в.водятся в бейзазорное зацепле ние и обкатывакпгся. Неточности конт ролируемого колеса при - обкате его с измерительным вызывают осевое перемещёнйе измерительного колеса, которое фиксирусзтся измерителем перемещения tl}. Недостатком этого устройства является невозможность контроля.гибких плоских колес в деформированном сосТоянии.Т Целью изобретения является обеспечение возможности комплексного двухпрофильиого контроля гибких плоских зубчатых колес в деформированном состоянии. Поставленная цель достигается тем, что устройствр для комплексного двухпрофильного к жтропя rH6KHXv плоских зубчатых колес, ьрдержаад станину с нглравяяиьроа, установленные на ннх две каретки, одна из которыхизмерительная, другая - установоч- . ная, первый кронштейн, установленный с возможностью перемещения на измерительной каретке, жестко закрепленный наустановочной каретке второй кронштейн, две , размещенные на соответствующих .кронштейнах, установлен1ше на станине измеритель перемещений одной из кареток и привод, снабжено установленным на оправке пёрв&го кронштейна шпинделем с двумя буртами для установки гибкого колеса на расстоянии от жесткого колесэ, равном его осевой деформации, н установленным на оправке второго кронштейна волнообразователем, а ос шпинделя и ось волнообраэователя ус тановлены соосно оси оправки первог кронштейна. На фиг. 1 схематически показано устройство для контроля гибких плос ких зубчатых колес; на фиг. 2 - схе ма взаимного расположения измерител ного жесткого и контролируемого колес; на фиг. 3 - расположение зубье в исходном положении; на фиг. 4 расположение зубьев в деформированном состоянии. Устройство содержит станину 1 (фиг. 1), установленные на ней направляющие 2, установленные на направляющих две каретки, одна из кареток 3 - измерительная, вторая каретка 4 - установочная, установленный на измерительной каретке 3 подвижный кронштейн 5, закрепленный на установочной каретке 4 неподвижный кронштейн 6, две оправки, одна оправка 7 установлена на подвижном кронштейне 5, вторая оправка 8 - на неподвижном кронштейне 6, установлен ные на станине 1 измеритель 9 перемещений измерительной каретки 3 и привод 10. В исходном (недеформированном) положении гибкое колесо 11 базирует ся относительно жесткого измеритель ного колеса 12 на шпинделе 13с дву мя буртами на расстоянии осевой деформации W (фиг. 2, 3). Измерительное жесткое колесо 12 устанавлив ает ся на оправке 7 подвижного кронштей на 5. Волнообразователь 14 устанавливается на оправке 8 неподвижного кронштейна б, ось которого выполнена параллельно направляющим установочной каретки 4. Вращение оправки 8 неподвижного кронштейна и волнооб разователя 14 через пару конических шестерен 15 осуществляется приводим 10. Для аттестации размеров N, G, G и М устройство снабжено сфера ми 16-18 и 19. Перемещение ус тановочной каретки 4 в требуемое по ложение осуществляется при помощи м ховичка 20. . Плотное сопряжение колес обеспечивается пружиной 21. Колебание высо ты зацепления Нд (фиг. 4) фиксируется измерителем 9 перемещений. Перед контролем высоты зацепления Нд производят настройку прибора в ре зультате чего устанавливают размеры Р и Р. Размер Р устанавливают по блоку концевых мер, который определяют по следующей зависимости: Р N + М + G, где N, G - аттестованное расстояние между торцами оправок 7 и 8 и сферами 16 и 17; М - расчетное расстояние между торцами оправок 7 и 8 измерительного колеса 12 и волнообразователя 14, соответствующее плотному зацеплению контролируемой пары (фиг. 4). Размер Р устанавливают по блоку концевых мер, который определяют по следующей зависимости; где G-, - аттестованное расстояние между осью оправки 7 первого кронштейна 5 и сферой 18; М-1 - аттестованное расстояние между осью оправки 8 второго кронштейна 6 и пятой 19. Установкой размера Р располагают Волнообразователь 14, контролируемое гибкое колесо 11 и жесткое измерительное колесо 12 на .одной оси О-О. Под влиянием совокупности элементных погрешностей гибкого колеса в плотном зацеплении с измерительным жестким колесом появляется боковой зазор между некоторыми из зубьев, что изменяет высоту зацепления Н , а соответственно и размеры Мир. Устройство работает следующим образом. Перемещением установочной каретки 4 при помощи ходового винта (не показан) по блоку концевых мер, расположенному между сферами 16 и 17, устанавливают размер р (начало отсчета) . Затем по блоку концевых мер, расположенных между сферой 18 и пятой 19, устанавливают размер Р. Контролируемое гибкое колесо 11 устанавливают на шпинделе 13. При фиксированном положении измерительной каретки 3 перемвиением установочной каретки 4 дефоришруют на величину заданной осевой деформации волнообраэователем 14 контролируемое гибкое колесо 11 и вводят его в зацепление с остановленньин жестким колесом 12. Освободив измерительную каретку 3, пружиной 21 обеспечивают плотный контакт между зубьями гибкого контролируемого и измерительного колес. Вращая Волнообразователь 14, имитируют обкат в плотном зацеплении гибкого контролируемого колеса 11 относительно остановленного измерительного жесткого колеса 12. Погрешности изготовления гибкого контролируемого колёса при обкате вызывают изменение высоты зацепления Н. и осевое перемещение измерительной каретки 3, фиксируемое измерителем 9 перемещений. Применение волнообразователя, расположенного на оправке неподвижного кронштейна установочной каретки со
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1981-08-25—Подача