БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА Российский патент 1994 года по МПК G01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2011169C1

Изобретение относится к гироскопической технике, в частности к системам управления объектов, движущихся в пространстве.

Известна бесплатформенная инерциальная навигационная система [1,2] , содержащая измерители линейных ускорений или скоростей, датчики угловых скоростей, вычислительное устройство.

Наиболее близким техническим решением является бесплатформенная инерциальная навигационная система, содержащая блок датчиков линейных ускорений или скоростей, блок датчиков угловых скоростей, вычислитель вектора состояния объекта, входы которого связаны с блоком датчиков угловых скоростей и блоков датчиков линейных ускорений или линейных скоростей [3] .

Недостатком описанных БИНС является то, что абсолютная ошибка при программном развороте объекта нарастает пропорционально углу разворота, что приводит к ужесточению требований к точности масштабного коэффициента ДУС.

Целью изобретения является повышение точности в режимах программных разворотов.

Цель достигается тем, что в бесплатформенную инерциальную навигационную систему, содержащую блок датчиков линейных ускорений или линейных скоростей, блок датчиков угловых скоростей и вычислитель вектора состояния объекта, входы которого связаны с блоком датчиков угловых скоростей и блоком датчиков линейных ускорений или линейных скоростей, в нее введены программные механизмы углового разворота, число которых соответствует числу датчиков угловых скоростей в блоке датчиков угловых скоростей, каждый программный механизм программного разворота кинематически связан с соответствующим датчиком угловой скорости, вход каждого из программных механизмов программного разворота связан с выходом вычислителя вектора состояния объекта.

На чертеже представлена функциональная схема бесплатформенной инерциальной навигационной системы, где приняты следующие обозначения:
1 - вычислитель вектора состояния;
2 - блок датчиков линейных ускорений или линейных скоростей,
3 - блок датчиков угловых скоростей;
4 - программные механизмы углового разворота.

Бесплатформенная инерциальная навигационная система (БИНС) содержит блок датчиков линейных ускорений или линейных скоростей 2 и блок датчиков угловых скоростей 3, вычислитель вектора состояния 1, соответствующие входы которого связаны с выходами блока датчиков линейных ускорений или линейных скоростей 2 и блока датчиков, угловых скоростей 3, причем каждый из датчиков угловой скорости в блоке датчиков угловых скоростей 3 кинематически связан с соответствующим программным механизмом углового разворота 4, входы каждого из которых соединены с соответствующим выходом вычислителя вектора состояния 1.

Устройство работает следующим образом.

При движении объекта, снабженного системой стабилизации, по заданной траектории с БИНС определяется недетерминированная погрешность смещения "нуля" ДУС 3i/i = 1,2,3). При программном изменении траектории движения объекта программные механизмы 4i разворачивают ДУС 3i на требуемый программный угол разворота с обратным знаком. При этом программная угловая скорость, измеряемая ДУС 3i близка к нулю за счет стабилизации углового положения объекта, т. е. тем самым ДУС 3i работает в малом диапазоне угловых скоростей, в то время как объект может поворачиваться со скоростями, равными угловой скорости программного механизма 4i.

При включении ДУС 3i в контур обратной связи системы автоматического регулирования объекта вычислитель вектора состояния I формирует сигнал обратной связи Uхi = Fi (Uвыхi), Fi(Uвыхi) - управляющий функционал, формируемый таким образом, что обеспечивается равенство нулю интеграла от выходного сигнала ДУС 3i.

dt = 0 Подставляя значения выходного сигнала ДУС 3i Uвыхi= KiДУСioi) в формулу (I), получаем:
(-)dt = 0
dt = dt
ϕi= ϕoi , где ϕi - угол разворота объекта по соответствующей оси;
ϕoi - угол программного разворота, на который разворачивается ДУС 3i программным механизмом 4i по соответствующей оси i. Тем самым точность программного разворота будет сведена к точности измерения смещения "нуля" за время движения объекта.

Введение в известную БИНС программного механизма разворота позволяет устранить влияние масштабного коэффициента КДУС на точность программного разворота объекта, так как в существующей БИНС абсолютная ошибка разворота нарастает пропорционально углу разворота, что позволяет повысить точность программного разворота объекта, уменьшить требования к точности масштабного коэффициента КДУС ДУС, следовательно снизить его себестоимость. (56) Бычков С. И. и др. Лазерный гироскоп. М. ; Сов. радио, 1975.

Раушенбах Б. В. и др. Управление ориентацией космических аппаратов. М. ; Наука, 1974.

Лукьянов Д. П. и др. Генеральные навигационные системы морских объектов. Л. : Судостроение, 1989, с. 88.

Похожие патенты RU2011169C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ УПРАВЛЯЕМЫХ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Зайцев С.А.
  • Калинин А.И.
  • Макарченко Ф.И.
  • Межирицкий Е.Л.
  • Румянцев Г.Н.
RU2241959C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2005
  • Напольский Виктор Петрович
  • Шепеть Игорь Петрович
  • Напольская Галина Юрьевна
  • Иванов Михаил Николаевич
RU2313067C2
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Макарченко Федор Иванович
  • Калинин Анатолий Иванович
  • Зайцев Сергей Александрович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
RU2334947C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БЕСПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОСЛЕ СБОЯ АППАРАТУРЫ 2020
  • Андреев Степан Витальевич
  • Ключников Александр Васильевич
  • Шалашов Семен Владимирович
  • Чертков Максим Сергеевич
  • Ильиных Владимир Викторович
RU2754128C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЯЕМОГО АППАРАТА, ПОДВЕШЕННОГО К САМОЛЕТУ-НОСИТЕЛЮ 2014
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
RU2553776C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ИНЕРЦИАЛЬНОГО БЛОКА ОТНОСИТЕЛЬНО БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ 2004
  • Макарченко Федор Иванович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Калинин Анатолий Иванович
RU2279635C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАВИГАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ И БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2016
  • Черенков Сергей Анатольевич
  • Лисин Алексей Анатольевич
RU2634071C1
БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ КУРСОВЕРТИКАЛЬ 2014
  • Заец Виктор Федорович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Качанов Борис Олегович
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Горшенин Александр Анатольевич
  • Титова Юлия Олеговна
RU2564379C1
Способ выставки БИНС ЛА корабельного базирования и устройство для его осуществления 2016
  • Заец Виктор Федорович
  • Качанов Борис Олегович
  • Кулабухов Владимир Сергеевич
  • Туктарев Николай Алексеевич
  • Ахмедова Сабина Курбановна
RU2635398C2
АВТОНОМНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПРИБОРНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ БЕСПЛАТФОРМЕННОГО ИНЕРЦИАЛЬНОГО БЛОКА УПРАВЛЯЕМОГО ОБЪЕКТА ОТНОСИТЕЛЬНО БАЗОВОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ 2008
  • Макарченко Федор Иванович
  • Гусев Андрей Александрович
  • Макарченко Олег Федорович
RU2386107C1

Реферат патента 1994 года БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к гироскопической технике, в частности к системам управления объектов, движущихся в пространстве. Целью изобретения является повышение точности в режимах программных разворотов. Цель достигается тем, что в бесплатформенную инерционную навигационную систему, содержащую блок датчиков линейных ускорений и/или скоростей 2, блок датчиков угловых скоростей (ДУС) 3, вычислитель вектора состояния 1, введены программные механизмы углового разворота ДУС 3 вокруг их осей чувствительности относительно корпуса объекта, назначением которых является разворот ДУС 3 по сигналу вычислителя состояния объекта 1 на углы, соответствующие углам разворота объекта. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 011 169 C1

БЕСПЛАТФОРМЕННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА, содержащая блок датчиков линейных ускорений или линейных скоростей, блок датчиков угловых скоростей и вычислитель вектора состояния объекта, входы которого связаны с блоком датчиков угловых скоростей и блоком датчиков линейных ускорений или линейных скоростей, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности в режимах программных разворотов, в нее введены программные механизмы углового разворота, число которых соответствует числу датчиков угловых скоростей в блоке датчиков угловых скоростей, каждый программный механизм программного разворота кинематически связан с соответствующим датчиком угловой скорости, вход каждого из программных механизмов программного разворота связан с выходом вычислителя вектора состояния объекта.

RU 2 011 169 C1

Авторы

Шамаров В.А.

Каштанов В.Д.

Харченко С.В.

Даты

1994-04-15Публикация

1990-12-10Подача