Изобретение относится к электромашиностроению, в частности, к бесконтактным электродвигателям постоянного тока (БДПТ), а именно, к высокомоментным и низкоскоростным электродвигателям малой мощности.
Известен БДПТ, содержащий ротор с цилиндрическим постоянным магнитом, полюса разной полярности которого чередуются по окружности, статор, с выступающими полюсами разных размеров, смещенных на заданный угол, и датчик положения, изменяющий направление тока в обмотках, размещенных на статоре.
Известен БДПТ, содержащий ротор с постоянным магнитом, статор, сердечники которого закреплены на корпусе с обмотками, причем часть обмоток расположена в воздушном зазоре между ротором и сердечниками, магнитопроводящий элемент, предназначенный для замыкания магнитной цепи, образованной корпусом и ротором, датчик положения и электронный коммутатор.
Известен БДПТ вентильный электродвигатель, содержащий электродвигатель, контур регулирования его скорости вращения, состоящий из датчика положения ротора электродвигателя и дополнительной электрической машины, обмотки которой соединены с датчиком положения, а ротор которого механически связан с датчиком положения.
Известен БДПТ, являющийся наиболее близким техническим решением к данному изобретению, содержащий бесконтактный двигатель переменного тока, включающий основной статор с рабочей обмоткой, подключенной к выходу электронного коммутатора, силовой вход которого подключен к источнику постоянного тока, и основной ротор с выходным валом и бесконтактный датчик положения ротора, образованный подвижным и неподвижным элементами, выход которого подключен к информационному входу электронного коммутатора.
Общим недостатком вышеуказанных известных БДПТ является относительно небольшая величина удельного момента двигателя, небольшая величина отношения максимального момента к пусковому моменту двигателя и практическая неустойчивость работы на низких скоростях работы. В указанных аналогах для повышения величины удельного момента двигателя можно или увеличить значения магнитной индукции в воздушном зазоре между статором и ротором за счет изменения параметров рабочей обмотки статора, например, путем увеличения числа витков или величины тока в рабочей обмотке статора, или за счет увеличения габаритных размеров двигателя.
Изобретение направлено на одновременное увеличение значения удельного момента двигателя и отношения максимального момента двигателя к пусковому, а также на обеспечение возможности устойчивой работы на низких скоростях вращения выходного вала без использования какой-либо редукции и без увеличения габаритов электродвигателя.
Патентуемый БДПТ, помимо основного статора с рабочей обмоткой, основного ротора, первого электронного коммутатора и бесконтактного датчика положения, содержит дополнительно введенные вспомогательные и явнополюсные статор и ротор, второй электронный коммутатор, совокупность которых совместно с бесконтактным датчиком положения, контролирующим взаимное положение вспомогательного ротора и статора, создает автоколебательное движение вспомогательного ротора с постоянными частотой и амплитудой и жестко связанного со вспомогательным ротором второго подвижного магнитопровода основного статора с рабочей обмоткой, в которую с первого электронного коммутатора, связанного через второй электронный коммутатор с бесконтактным датчиком положения, подается управляющий импульс в моменты, когда второй магнитопровод отклоняется от среднего положения в одном направлении. В эти же моменты магнитное поле, созданное рабочей обмоткой, наводит вихревые токи в основном роторе, расположенном в зазоре между первым неподвижным и вторым подвижным магнитопроводами основного статора, и при отклонении которого его магнитное поле увлекает за собой основной ротор, т.е. создается вращательное движение выходного вала в одном направлении. Причем скорость вращения выходного вала зависит от частоты взаимодействия магнитных полей второго магнитопровода и основного ротора, которая определяется частотой следования импульсов управления, задаваемой автоколебательным движением вспомогательного ротора. Вследствие инерционности электромеханической системы предлагаемого БДПТ его колебания будут низкочастотными (обычно не превышает нескольких герц), а так как в двигателе происходит преобразование автоколебательного движения во вращательное, то снижается номинальное значение скорости вращения выходного вала двигателя и одновременно увеличивается величина удельного момента на выходном валу.
На фиг. 1 представлена возможная реализация устройства бесконтактного низкоскоростного высокомоментного двигателя постоянного тока, при котором второй магнитопровод основного статора конструктивно расположен внутри первого магнитопровода; на фиг. 2 вариант выполнения двигателя, при котором первый магнитопровод основного статора конструктивно расположен внутри второго магнитопровода; на фиг. 3 вариант выполнения двигателя, при котором второй магнитопровод выполнен явнополюсным с полюсами, в межполюсном пространстве которого размещены секции рабочей обмотки, соединенные последовательно; на фиг. 4 вариант выполнения двигателя, при котором второй магнитопровод выполнен неявнополюсным, в пазах которого располагается основная рабочая обмотка; на фиг. 5 вариант выполнения двигателя, при котором элемент создания постоянного магнитного поля размещен на вспомогательном роторе и выполнен в виде постоянного магнита, а обмотка управления на вспомогательном статоре; на фиг. 6 вариант выполнения двигателя, при котором элемент создания постоянного магнитного поля выполнен в виде обмотки, подключенной к источнику постоянного тока; на фиг. 7 вариант выполнения двигателя, при котором элемент создания постоянного магнитного поля выполнен в виде обмотки, подключенной к третьему выходу второго электронного коммутатора, через элемент регулировки величины тока в ней; на фиг. 8 вариант выполнения двигателя, при котором второй магнитопровод, вспомогательный ротор и подвижный элемент датчика положения неподвижно закреплены на дополнительно введенном вспомогательном валу, установленным соосно с выходным валом с возможностью его поворота относительно корпуса в подшипниковых опорах, размещенных на крышке; на фиг. 9 временные диаграммы напряжений на выходах: а второго электронного коммутатора, б первого электронного коммутатора.
Бесконтактный низкоскоростной высокомоментный двигатель постоянного тока (фиг. 1-8) содержит основной статор, выполненный в виде первого кольцеобразного неподвижного магнитопровода 1-1, и второго подвижного магнитопровода 1-2, имеющего возможность совершать колебательное движение, относительно первого магнитопровода 1-1 в шарикоподшипниковых опорах 2 и 3 стоек 4 и 5 соответственно, на котором размещена основная рабочая обмотка 6, причем один из магнитопроводов размещен внутри другого с зазором, в котором помещен основной ротор 7, выполненный полым, вспомогательный явнополюсный статор 8 и вспомогательный явнополюсный ротор 9, жестко соединенный со вторым магнитопроводом 1-2 и подвижным элементом 10-1 датчика положения, имеющим также неподвижный элемент 10-2, причем на вспомогательном статоре 8 размещен элемент 11 создания постоянного магнитного поля, а на вспомогательном роторе 9 обмотка управления 12, подключенная к первому выходу дополнительно введенного второго электронного коммутатора (ЭК) 13, причем неподвижный элемент 10-2 датчика положения жестко закреплен на вспомогательном статоре 8 на крышке 14 и соединен с информационным входом второго электронного коммутатора 13, управляющий вход которого соединен с источником 15 постоянного тока, а второй выход с информационным входом первого электронного коммутатора 16, управляющий вход которого подключен к элементу 17 регулирования момента и скорости, а выход с рабочей обмоткой 6 второго магнитопровода 1-2. Сквозь крышку 14 проходит выходной вал 18 основного ротора 9, установленный в шарикоподшипниковых опорах 19 и 20. размещенных в подшипниковом щите 21 и крышке 14, соответственно, корпуса 22.
Второй магнитопровод 1-2 основного статора конструктивно может быть расположен внутри первого магнитопровода 1-1 (фиг. 1), при этом увеличивается поперечный размер двигателя и уменьшается его длина. Первый магнитопровод 1-1 основного статора конструктивно может быть расположен внутри второго магнитопровода 1-2 (фиг. 2), при этом уменьшается поперечный размер двигателя и увеличивается его длина. Второй магнитопровод 1-2 может быть выполнен явнополюсным с полюсами 23, в межполюсном пространстве которого размещены секции 24 рабочей обмотки 6, соединенные последовательно (фиг. 3). Второй магнитопровод 1-2 выполнен неявнополюсными, в пазах 25 которого располагается основная рабочая обмотка 6 (фиг. 4).
Элемент 11 создания постоянного магнитного поля может быть размещен на вспомогательном роторе 9, а обмотка управления 12 на вспомогательном статоре 8 (фиг. 5). Элемент 11 выполнен в виде постоянного магнита (фиг. 5) или в виде обмотки, подключенной к источнику постоянного тока 15 (фиг. 6), или к третьему выходу второго электронного коммутатора 13 через элемент 26 регулировки величины тока в ней (фиг. 7).
Второй магнитопровод 1-2, вспомогательный ротор 9 и подвижный элемент 10-1 датчика положения неподвижно закреплены на дополнительно введенном вспомогательном валу 27, установленным соосно с выходным валом 18 с возможностью его поворота относительно корпуса 22 в подшипниковых опорах 28 и 29, размещенных на крышке 14 (фиг. 8).
Двигатель работает следующим образом. Пусть в начальный момент подвижный элемент 10-1 датчика положения находится в таком положении, что на выходе формируется сигнал рассогласования, например, положительной полярности "+Upac", который поступает на управляющий вход второго ЭК 13, подключающий источник постоянного тока (ИПТ) 15 к обмотке управления 12, в результате чего в ней начинает протекать ток, например, положительный полярности. При взаимодействии магнитных полей, создаваемых обмоткой управления 12 и элементом 11 создания постоянного магнитного поля, дополнительно введенный вспомогательный явнополюсный ротор 9 начинает поворачиваться. При достижении максимального угла отклонения вспомогательного явнополюсного ротора 9 от среднего положения подвижный элемент 10-1 датчика положения перемещается так, что на выходе неподвижного элемента 10-2 датчика положения формируется сигнал отрицательной полярности "-Upac", переключающий второй ЭК 13 и подающий ток отрицательной полярности в обмотку управления 12 от ИПТ 15. В результате чего в обмотке управления создается магнитный поток, направление которого противоположно исходному, и вспомогательный явнополюсный ротор 9 начинает двигаться в противоположную сторону. По мере достижения максимального угла отклонения вспомогательного ротора 9 от среднего положения датчик положения переключается и на его выходе формируется сигнал "+Upac". Это вызывает новое переключение второго ЭК 13 и подачу тока положительной полярности в обмотку управления 12. В результате этого вспомогательный ротор 9 начинает двигаться в первоначальном направлении. Далее процесс переключения повторяется, в следствие чего вспомогательный ротор 9 совершает гармонические колебания с некоторыми постоянными амплитудой и частотой. Такое же колебательное движение совершает и второй магнитопровод 1-2 основного статора.
Второй ЭК 13 формирует в обмотке управления 12 прямоугольные импульсы тока, при наличии которых обеспечивается постоянство мощности, выделяемой в обмотке управления 12. Последовательность разнополярных импульсов с выхода второго ЭК 13 (фиг. 9а) поступают на информационный вход первого ЭК 16, в котором в интервале, определяемом срезом и фронтом разнополярного импульса формируется управляющий импульс длительностью tупр, как показано на фиг. 9б. Причем период следования импульсов управления совпадает с периодом следования разнополярных импульсов и равен Т. Управляющий импульс Uупр с выхода первого ЭК 16 подается в рабочую обмотку 6 второго магнитопровода 1-2, в которой протекающий ток создает магнитный поток Фзм, проходящий сквозь полый основной ротор 7 и замыкающийся через первый кольцеобразный неподвижный магнитопровод 1-1 основного статора. Причем при возвратном движении второго магнитопровода 1-2 управляющий импульс Uупр в рабочей обмотке 6 отсутствует. Таким образом, магнитное поле, образованное подвижной магнитной системой вторым магнитопроводом 1-2 и рабочей обмоткой 6, вращается с некоторой угловой скоростью в одном направлении, вследствие чего в полом основном роторе 7 наводятся вихревые токи, которые создают магнитное поле, взаимодействующее с магнитным полем подвижной магнитной системы. В результате чего, возникает движущий момент, увлекающий основной ротор 7 вслед за вращающейся магнитной системой. Причем автоколебания вспомогательного ротора 9 формируют частоту следования импульсов управления, которая определяет частоту взаимодействия подвижной магнитной системы и основного ротора 7, а следовательно, и скорость вращения выходного вала 18. Изменяя длительность и амплитуду импульсов управления элементом 17 регулирования момента и скорости, можно соответствующим образом регулировать скорость вращения и величину создаваемого удельного момента на выходном валу электродвигателя. Таким образом, вследствие использования вспомогательного ротора 9 в совокупности со вторым ЭК 13 и бесконтактным датчиком положения создаются стабильные низкочастотные колебания, которые затем преобразовываются в устойчивое вращательное движение выходного вала предлагаемого БДПТ, номинальное значение скорости которого существенно ниже, чем в известных аналогах. А реализация раздельных цепей управления вспомогательного ротора 9, включающей второй ЭК 13, бесконтактный датчик положения, обмотку управления 12, и основного ротора 7, включающей первый ЭК 16, элемент 17 регулирования момента и скорости, позволяет исходно формировать величину удельного момента электродвигателя значительно большую, чем в известных БДПТ, при этом величина отношения максимального момента к пусковому моменту предлагаемого двигателя из принципа действия постоянна и равна единице.
При вариантах возможной реализации БДПТ указанных на фиг. 2-8, работа производится аналогичным образом.
Для получения прямоугольных импульсов на выходе второго ЭК 13 в экспериментальном макете БДПТ использован датчик положения, построенный на базе фотоэлементов (светодиод АЛ107А и оптрон АОУ103А). Второй ЭК 13 и источник 15 постоянного тока могут быть реализованы по одной из известных схем. Элементная база первого ЭК 16, элемента 17 регулирования момента и скорости, а также элемента 26 регулировки величины тока в обмотке была выполнена на микросхемах К176ТМ2, К555ЛН2.
Использование: электромашиностроение, в частности, бесконтактные электродвигатели постоянного тока (БДПТ), а именно, высокомоментные и низкоскоростные электродвигатели малой мощности. Сущность изобретения: патентуемый БДПТ, помимо основного статора с рабочей обмоткой, основного ротора, первого электронного коммутатора и бесконтактного датчика положения, содержит дополнительно введенные вспомогательные явнополюсные статоры и ротор, второй электронный коммутатор, совокупность которых совместно с бесконтактным датчиком положения, контролирующим взаимное положение вспомогательного ротора и статора, создает автоколебательное движение вспомогательного ротора с постоянным частотой и амплитудой и жестко связанного со вспомогательным ротором второго подвижного магнитопровода основного статора с рабочей обмоткой, в которую с первого электронного коммутатора, связанного с через второй электронный коммутатор с бесконтактным датчиком положения, подается управляющий импульс в моменты, когда второй магнитопровод отклоняется от среднего положения в одном направлении. В эти же моменты магнитное поле, созданное рабочей обмоткой, наводит вихревые токи в основном роторе, расположенном в зазоре между первым неподвижным и вторым подвижным магнитопроводами основного статора, и при отклонении которого его магнитное поле увлекает за собой основной ротор, т. к. создает вращательное движение выходного вала в одном направлении. Причем скорость вращения выходного вала зависит от частоты взаимодействия магнитных полей второго магнитопровода и основного ротора, которая определяется частотой следования импульсов управления, задаваемой автоколебательным низкочастотным (обычно не превышающим нескольких герц) движением вспомогательного ротора. 10 з.п. ф-лы, 9 ил.
ХРОМАТОГРАФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОЧИСТОГО ЦИКЛОСПОРИНА А И РОДСТВЕННЫХ ЦИКЛОСПОРИНОВ | 1997 |
|
RU2163607C2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
ОПЕРАТИВНЫЙ СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ВРОСШЕГО НОГТЯ | 1996 |
|
RU2138216C1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1261058A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Бут Д.А | |||
Бесконтактные электрические машины.- М.: Высшая школа, 1985, с | |||
Паровозный золотник (байпас) | 1921 |
|
SU153A1 |
Справочник по электрическим машинам | |||
/Под ред | |||
Копылова И.П., Клокова Б.К.- М.: Энергоатомиздат, 1988, 2 т, с | |||
Рельсовый башмак | 1921 |
|
SU166A1 |
Титце У., Шенк К | |||
Полупроводниковая схемотехника.- М.: Мир, 1982, с | |||
Механический грохот | 1922 |
|
SU41A1 |
Богданович М.И., Грель И.Н., Прохоренко В.А., Шалимо В.В | |||
Цифровые интегральные микросхемы | |||
Беларусь, 1991, с | |||
Приспособление для получения кинематографических стерео снимков | 1919 |
|
SU67A1 |
Авторы
Даты
1997-01-10—Публикация
1994-04-18—Подача