Система отопления и вентиляции транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60H1/00 

Описание патента на изобретение SU937240A1

(54) СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

1

Изобретение относится к термостатированию, осуществляет вентиляцию и подогрев воздуха в кабинах транспортных средств, т. е. служит для создания и поддержания оптимального микроклимата на рабочем месте водителя транспортного средства.

Известно устройство для обработки воздуха, подаваемого в кабину транспортного средства, содержащее компрессор с приводом от гидромотора, расположенный на крыше кабины пылеотделитель с гидроприводом, конденсатор с вентилятором и воздухоохладитель, размещенный на внутренней поверхности крыщи 1.

Недостатком этого устройства является отсутствие отопителя для обработки воздуха в холодный период времени эксплуатации мащины, что ухудщает комфортабельность и снижает производительность труда водителя. Кроме того, осевой выход потока из пылеотделителя требует установки воздуховода протяженностью от выхода из пылеотделителя до поверхности воздухоохладителя, с целью выравнивания потока по всему сечению воздухоохладителя и обеспечения минимальных гидравлических потерь.

СРЕДСТВА

что приводит к увеличению габаритов устройства и снижению жизненного объема кабины.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является система отопления и вентиляции, содержащая установленный на крыше транспортного средства корпус, внутри которого расположен нагнетатель воздуха, связанный с воздухораспределителем, имеющим короб с выходным

10 воздуховодом и калорифер.

В этом устройстве обеспечивается радиальное движение потока воздуха на выходе из вентилятора 2.

Недостаток известного устройства состоит в том, что подача нагретого воздуха

15 сверху на человека создает дискомфорт, так как температура воздуха в нижней части помещения будет ниже, чем в верхней части, а это не обеспечивает правильное распределение температур, при котором температура в нижней части помещения в зоне ног водителя должна быть в холодное время выше, чем в верхней части помещения в зоне головы водителя. Кроме того, в устройстве отсутствует воздухоохладитель для обработки воздуха в теплый период эксплуатации транспортного средства, а при подаче наружного подогретого воздуха последний не очищается от пыли. Цель изобретения - повышение эффективности и комфортности в кабине путем равномерного распределения в ней потока воздуха. Поставленная цель достигается тем, что воздухораспределитель снабжен дополнительным поворотным воздуховодом, который установлен с зазором относительно выходного воздуховода, при этом калорифер размещен в дополнительном поворотном воздуховоде, имеющем на выходе заслонку. Кроме того, в корпусе установлен пылеотделитель. На фиг. 1 представлена система с положением заслонки в холодный период года, общий вид; на фиг. 2 - система с положением заслонки в теплый период года, общий вид. С внутренней стороны кабины 1 к крыще 2 транспортного средства крепится корпус 3, в котором размещен пылеотделитель. Он имеет вал 4, на одном торце которого закреплен сепарационный ротор 5 с допатками, установленными параллельно оси вращения, и нагнетатель воздуха в виде диагонального вентилятора 6. На другом торце вала закреплена осевая турбина 7. Вал 4 установлен на подщипниках в основании 8. Основание 8 установлено в корпусе 3 и соединено с корпусом спрямляющим аппаратом 9. В корпусе 3 выполнена проточная часть пылеотделителя. В корпусе также закреплен патрубок 10 выброса пыли. В основании 8 закреплен корпус соплового аппарата 11 турбины. К корпусу соплового аппарата присоединен входной трубопровод 12. На периферии корпуса соплового аппарата присоединен выходной трубопровод 13. К основанию 8 присоединен короб 14 воздухораспределителя, имеющий заглущенную полость 15 со стороны задней стенки кабины 1. За одно целое с коробом воздухораспределителя выполнен воздуховод 16. С зазором 17 относительно воздуховода 16 установлен дополнительный поворотный воздуховод 18. Во внутренней полости поворотного воздуховода установлен калорифер 19. На выходе из воздуховода 18 установлена заслонка 20 с возможностью поворота к стенкам воздуховода 18. Система работает следующим образом. Запыленный воздух всасывается диагональным вентилятором 6 пылеотделителя, раскручивается и подается в межлопастные каналы сепарационного ротора 5. Частицы пыли под действием центробежной и кориолисовой силы отбрасываются к внутренней стенке корпуса 3 и далее автоматически и непрерывно вместе с частью воздуха удаляются через патрубок 10 выброса пыли за пределы пылеотделителя. Очищенный от пыли воздух через спрямляющий аппарат 9 поступает в короб воздухораспределителя с радиальным распределением потока. Диагональный вентилятор 6 и сепарационный ротор 5 приводятся вр вращение осевой турбиной 7. Сжатая среда подается на лопатки турбины через сопловой аппарат 11. Очищенный воздух из короба воздухораспределителя через воздуховод 16 направляется в поворотный воздуховод 18. При движении воздуха из короба в воздуховод 18 через зазор 17 подсасывается воздух из кабины за счет эжекционного эффекта. На входе в воздуховод 18 происходит смещивание обоих потоков воздуха. Увеличивая или уменьщая зазор 17, можно регулировать количество подсасываемого воздуха и тем самым увеличивать или уменьщать рецир УЛяцию воздуха в кабине. Далее воздух проходит через теплообменник (не показан) калорифера 19 и поступает к заслонке 20. Если заслонка установлена в положение, указанное на фиг. 1, то поток воздуха поступает к полу 21 кабины 1, омывая попутно лобовое стекло 22 кабины. В этом случае включается калорифер и система работает в режиме «отопления. Теплые потоки воздуха достигают пола кабины, отражаются, проходят в зоне ног водителя и его нижней части тела, поднимаются вверх и поступают в зазор 17, разбавляя холодный воздух, поступающий из пылеотделителя. Часть воздуха выходит через неплотности кабины. Если заслонка 20 установлена в положение, указанное на фиг. 2, то поток воздуха резко поворачивается в зону дыхания водителя. В этом случае калорифер отключается, система работает в режиме «вентиляция. Воздух омывает верхнюю часть тела водителя и через зазор 17 подмешивается к воздуху, выходящему из пылеотделителя. Предлагаемая система позволяет повысить эффективность и комфортность в кабине. Создание рецеркуляционного потока воздуха в кабине путем подсоса через зазор 17 обеспечивает экономичную работу теплообменника калорифера. Распределение потока воздуха к полу кабины в холодное время года с одновременным обогревом стекла и распределение потока в верхнюю часть кабины в теплое время обеспечивает необходимую комфортность водителя и повыщает производительность его труда. Причем, в последнем случае, учитывая возможное накопление пыли на полу кабины через неплотности и щели, распределение потока воздуха только в верхнюю часть кабины позволит устранить попадание пыли с пола в зону дыхания водителя.

Формула изобретения

1. Система отопления и вентиляции транспортного средства, содержащая установленный на крыше транспортного средства корпус, внутри которого расположен нагнетатель воздуха, связанный с воздухораспределителем, имеющим короб с выходным воздуховодом, и калорифер, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности и комфортности в кабине путем равномерного распределения в ней потока воздуха, воздухораспределитель снабжен дополнительным поворотным воздуховодом, который установлен с зазором относительно указанного выходного воздуховода, при этом упомянутый калорифер размещен в дополнительном воздуховоде, имеющем на выходе заслонку.

2. Система по п. 1, отличаюи аяся тем, что в корпусе установлен пылеотделитель.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР jYo 677956, кл. В 60 Н 3/00, 1977.

2.Авторское свидетельство СССР

№ 302562, кл. F 24 F 7/02, 1968 (прототип).

Похожие патенты SU937240A1

название год авторы номер документа
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства 1982
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Козырев Владимир Владимирович
SU1066846A1
Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства 1985
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Кузнецов Владимир Владимирович
  • Крамаренко Максим Анатольевич
SU1344631A1
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1988
  • Хохряков Владимир Петрович
SU1606357A1
Устройство для вентиляции и отопления кабины транспортного средства 1988
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Козырев Владимир Владимирович
  • Крамаренко Максим Анатольевич
SU1627426A1
Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства 1985
  • Козырев Владимир Владимирович
  • Хохряков Владимир Петрович
SU1270034A1
Устройство для вентиляции и отопления транспортного средства 1986
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Козырев Владимир Владимирович
SU1399187A1
Вентиляционное устройство кабины транспортного средства 1983
  • Хохряков Владимир Петрович
  • Козырев Владимир Владимирович
  • Бочаров Михаил Васильевич
SU1111890A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МИКРОКЛИМАТА В САЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Хлынин А.С.
RU2087333C1
Устройство для обработки воздуха в кабине транспортного средства 1989
  • Давыдов Вазген Николаевич
  • Аствацатуров Артем Ервандович
  • Давыдова Ирина Вазгеновна
SU1643201A1
Устройство для вентиляции кабины транспортного средства 1985
  • Лазуткин Виктор Петрович
  • Липатов Александр Анатольевич
  • Папина Галина Павловна
SU1299840A2

Иллюстрации к изобретению SU 937 240 A1

Реферат патента 1982 года Система отопления и вентиляции транспортного средства

Формула изобретения SU 937 240 A1

if

SU 937 240 A1

Авторы

Хохряков Владимир Петрович

Цукуров Михаил Алексеевич

Даты

1982-06-23Публикация

1979-11-21Подача