Изобретение относится к способу локального снижения кольцевых напряжений от внутреннего давления в местах дефектов трубопроводов (коррозия, трещины, вмятины и т. п.).
Снижение кольцевых напряжений осуществляется за счет монтажа и сварки на трубопроводе стальной полноохватывающей муфты с заданной толщиной стенки при заданном снижении давления в трубопроводе или при определенных условиях обжатия муфты на трубопроводе наружными цепными гидравлическими зажимами.
Муфты, разгружающие несущую трубу, могут изготавливаться также в виде многослойных тонколистовых конструкций, наматываемых на трубу при понижении давления в трубопроводе.
Напряжение в муфте, сжимающее несущую трубку, создается при увеличении давления в трубопроводе до рабочего или при сжатии половин муфты до их сварки зажимами.
Известны способы муфтования трубопроводов.
Наиболее близким к изобретению является сварка на трубопроводе охватывающих муфт (Pipeline Maintenance Welding Practices. API Recommended practice 1107, 1991. ) различных заплат, не создающих дозированного напряженного состояния сжатия в стенке трубопроводов (Типовая конструкция по безопасному ведению огневых работ на газовых объектах Мингазпрома. ВНИИГаз, 1988).
Задача изобретения локальное снижение кольцевых напряжений растяжения в стенке трубопровода при его рабочем давлении для предотвращения роста обнаруженных дефектов, особенно трещиноподобных, и последующего разрушения трубы.
Сущность изобретения заключается в том, что для ликвидации повреждения стенки трубопровода его можно полностью перекрыть, а затем освободив от продукта, вырезать поврежденный участок и вварить катушку.
Однако перекрытие трубопровода может вызвать значительные убытки из-за перерыва в снабжении потребителей, а иногда и невозможно.
В мировой практике имеются решения этой проблемы в виде наложения различных аварийных хомутов, заплат.
Нашли применение и круговые муфты, накладываемые на место дефекта в виде сварного кольца из листового металла. Такие кольца, обычно из двух половин, как бы повышают толщину трубы в месте дефекта, а также препятствуют развитию деформации перед разрушением, что задерживает само разрушение.
Однако простое наложение муфты на трубопровод, работающий под рабочим давлением, еще не дает достаточно эффекта, так как при этом не снижается напряженное состояние стенки трубы в месте дефекта и, следовательно, не тормозится его развитие, особенно это касается трещиноподобных дефектов.
Муфта может дать более полный эффект в случае, если она возьмет на себя часть кольцевых напряжений, действующих в стенке трубы с дефектом.
Это возможно, если перед наложением муфты на дефектный участок в нем на определенную величину снизить давление.
Из простых математических расчетов следует, что снижение кольцевых напряжений в несущей трубе будет зависеть от относительного уменьшения давления в момент установки муфты и относительной толщины стенки муфты следующим образом:
σ/σo = Pу/Po+(1-Pу/Po):(1+δм/δ) (1)
где
σ кольцевые напряжения растяжения в стенке трубы под установленной муфтой при рабочем давлении Pо;
so кольцевые напряжения растяжения в стенке трубы без муфты при рабочем давлении Pо;
Pу давление в трубопроводе при установке муфты;
P рабочее давление в трубопроводе;
δм толщина стенки муфты;
δм толщина стенки трубы.
На фиг. 2 графически показана зависимость (1) относительно снижения напряженного состояния стенки трубопровода σ/σo под муфтой от степени снижения давления при установке муфты (Pу/Pо) и от ее относительной толщины (σм/σ)
Как видно из графика, наложение муфты на трубопровод без давления может при увеличении давления до Pо разгрузить стенку при толстой муфте (δм/δ = 4) почти на 80%
При оптимальном, достаточном с точки зрения техники безопасности снижении давления в стенке трубопровода Pу до 50 65% от Pо кольцевые напряжения, в зависимости от толщины стенки муфты, можно понизить на 20 40%
Для передачи усилия от трубы к муфте между муфтой и трубой в местах неплотного прилегания должно наноситься на поверхность или заливаться через сделанные отверстия в муфте быстротвердеющее вещество типа эпоксидной смолы.
Такие обжимающие муфты способны предотвращать развитие дефектов только в направлении образующей трубопровода.
При наличии повреждения, расположенного по кольцу (например, дефект в кольцевом сварном шве), обжимная муфта будет препятствовать переходу в дефект в направлении вдоль трубопровода, предупреждая лавинное разрушение. Для предотвращения раскрытия дефекта в направлении оси трубопровода муфта должна привариваться к трубопроводу по концам двумя фланговыми швами (фиг. 2).
Так как коэффициент прочности фланговых швов обычно составляет ≈ 0,7 от прочности стыкового шва, катет флангового шва должен быть не менее 1,4 δ что обеспечит равнопрочность муфты с кольцевым сварным швом в направлении оси трубопровода.
Создание сжимающих напряжений в несущей трубе можно достигнуть не только понижением давления в трубопроводе, но также при сжатии половин муфты на трубопроводе с помощью цепных гидравлических зажимов (фиг. 3), создающих значительные сжимающие усилия и плотно прижимающих свариваемые горизонтальными швами половинки муфты к дефектному участку трубопровода.
Муфты могут изготавливаться из многослойно наматываемого стеклопластика или тонкого стального листа. Листы многослойных муфт должны склеиваться между собой полимерными материалами. Такие муфты могут предотвращать развитие дефектов только вдоль оси трубопровода и не воспринимают осевые нагрузки.
Применение муфт, локально сжимающих кольцевые напряжения растяжения только в местах дефектов стенки трубопроводов, во многих случаях позволит продолжить безаварийную эксплуатацию трубопроводов без их разрезки и замены дефектного участка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ТРУБОПРОВОДОВ (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2155905C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ СТЕНОК ТРУБОПРОВОДОВ | 2005 |
|
RU2295088C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ СТЕНОК ТРУБОПРОВОДОВ | 2007 |
|
RU2343337C1 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ МУФТОВОМ РЕМОНТЕ ТРУБОПРОВОДОВ | 2010 |
|
RU2430293C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2484359C1 |
МУФТА ДЛЯ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ ЕЕ УСТАНОВКИ | 2003 |
|
RU2240468C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА И СВАРНАЯ МУФТА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2285192C2 |
СПОСОБ МУФТОВОГО РЕМОНТА ТРУБОПРОВОДА (ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КиАТОН) (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2449204C2 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРУБОПРОВОДОВ | 1999 |
|
RU2171939C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОВ СТЕНОК ТРУБОПРОВОДОВ | 2006 |
|
RU2325582C2 |
Использование: строительство и ремонт трубопроводов. Сущность изобретения: для предотвращения развития дефектов стенки трубопровода на него устанавливают разъемную из двух половин муфту с предварительным заполнением дефекта твердеющим некоррозионно-активным полимерным материалом и сваривают половины муфты. Перед установкой муфты в трубопроводе уменьшают давление. Приведена математическая зависимость понижения давления от геометрии трубы и напряжений в ней. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
где σ - кольцевые напряжения в трубе под установленной муфтой при рабочем давлении Р0;
σo- кольцевые напряжения в трубе без муфты при рабочем давлении Р0;
Ру давление в трубопроводе при установке муфты;
Р0 рабочее давление в трубопроводе;
δм- толщина стенки муфты;
δ - толщина стенки трубы.
Pipeline Maintenance Weloling Praeticus, API fecommended Praetice 1107 THIRD BD 1T10N, April 1991. |
Авторы
Даты
1997-11-27—Публикация
1995-02-17—Подача