Изобретение относится к судостроению, а именно, к способам контроля скорости при эксплуатации судов, и может быть использовано при создании экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов.
Известен способ контроля скорости судна при обрастании корпуса, заключающийся в измерении высоты бугорков шероховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна.
Сущность изобретения: дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления.
На чертеже представлена обобщенная функциональная структурная схема устройства, реализующая предлагаемый способ.
Способ контроля скоростей судна при обрастании корпуса осуществляют следующим образом.
С помощью датчиков в измерительном блоке 1 регистрируют высоту шероховатости Кв, скорость судна v, осадки носом Тн и кормой Тк и число оборотов n главного двигателя. Поступающие с датчиков сигналы коммутируют и подвергают предварительной обработке в блоке 2, где происходит их сглаживание и преобразование в цифровые коды.
По данным измерений устанавливают:
1. Полное гидродинамическое сопротивление
R = 75ηKNn/v
где
η - пропульсивный КПД;
КN - коэффициент, численное значение которого находят по характеристике двигателя.
2. Приращение вязкостного сопротивления
ΔRv= R-Ro,
где
Ro= 75ηKNn/vo;
v0 - скорость судна во время ходовых испытаний.
3. Долю вязкостной компоненты в балансе полного сопротивления
Kv = Rv/R,
где
;
RF= ζF(ρv2/2)S;
ζF= 0,455/(lgRe)2,58;
Re = vL/ν;
ν - кинематический коэффициент вязкости;
;
V - объемное водоизмещение, определенное по данным измерений осадок носом и кормой;
K = 33,8δ2(B/L)2(T/B);
δ - коэффициент общей полноты;
L, B, T - главные размерения судна.
4. Потерю скорости во время эксплуатации (прогноз)
Δvi= viF(c,t)[1+(1-Kν)(v-vi)/v],
где
F(c,t) = c1t + c2t2 + c3t + c4t2;
С1 = 2,89•10-4Кv;
С2 = 1,6•10-3С1;
С4 = 7,6•10-1С3;
- отношение параметра шероховатости (среднеквадратической высоты бугорков) к его первоначальному значению, измеренному перед спуском судна;
t - число дней плавания после докования.
5. Фактическую скорость судна
vф= vi-Δvi,
и осуществляют мероприятия по выбору эксплуатационной скорости и борьбе с обрастанием на основе рекомендаций экспертной системы.
Операции по обработке данных измерений выполняются в вычислительном блоке 7 с помощью ЭВМ. Полученные данные заносят во внешнюю память 8, выводят на дисплей 9 и документируют с помощью принтера 10.
Устройство, реализующее способ, работает следующим образом.
С помощью датчиков, размещенных в блоке 1, ведут измерения высоты бугорков шероховатости корпуса. Одновременно производят измерения скорости судна, осадок носом и кормой, числа оборотов главного двигателя, сигналы от которых поступают на средства обеспечения совместимости 2, состоящие из блока нормирования и коммутации сигналов 3, управляющего процессора 4, АЦП 5 и интерфейса 6, осуществляющего преобразование исходной информации и ввод ее в ЭВМ 7 с периферийным оборудованием, включающим накопитель на магнитном диске 8, цветной графический дисплей 9 и печатающее устройство 10, позволяющее реализовать разработанный алгоритм обработки данных измерений и отобразить результаты в виде, удобном для судоводителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1998 |
|
RU2147540C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 2004 |
|
RU2259301C1 |
МОРСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР | 2003 |
|
RU2251157C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОЧНОСТИ И ВИБРАЦИИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2363935C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2016812C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА | 1991 |
|
RU2040429C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА НА РАЗРУШАЮЩЕМСЯ ВОЛНЕНИИ | 2011 |
|
RU2455190C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА | 2013 |
|
RU2518374C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ И СКОРОСТИ СУДНА | 1992 |
|
RU2057678C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА | 1994 |
|
RU2091269C1 |
Использование: изобретение относится к судостроению и касается разработки способа контроля скорости судна при обрастании корпуса, при этом изобретение может быть применено для создания экспертной системы обеспечения мореходных качеств судов. Сущность изобретения заключается в том, что при реализации способа контроля скорости судна при обрастании, заключающегося в измерении высоты бугорков шероховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна, согласно изобретению, дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления. 1 ил.
Способ контроля скорости судна при обрастании корпуса, заключающийся в измерении высоты бугорков шароховатости и определении расчетом дополнительного вязкостного сопротивления с последующей оценкой снижения скорости судна, отличающийся тем, что дополнительно измеряют скорость судна, число оборотов главного двигателя и осадки носом и кормой корпуса и учитывают их при расчете дополнительного вязкостного сопротивления.
Справочник по теории корабля | |||
В трех томах | |||
Том I | |||
- Л.: - Судостроение, 1985, с | |||
Котел | 1921 |
|
SU246A1 |
Авторы
Даты
1998-05-27—Публикация
1996-11-18—Подача