Изобретение относится к литейному производству в частности к способам отделения шлака от металла в конце разливки металла в стопорных ковшах.
Для заливки форм при производстве фасонных отливок из черных металлов (сталь, чугун) используются стопорные ковши, в которых разливка металла производится через выпускное отверстие в дне ковша.
Главное преимущество стопорных ковшей состоит в том, что при выпуске металла через выпускное отверстие снизу частицы шлака, находящиеся в металле все время всплывают вверх, удаляются от выпускного отверстия, и опасность попадания шлака в отливки исключается до момента окончания заливки, кроме того поверхность металла закрыта шлаком и металл в ковше охлаждается медленно.
К недостаткам стопорных ковшей относится невозможность определить объем металла, находящийся в ковше, и невозможность отделения шлака от металла в конце опорожнения ковша.
Время отсечки шлака от металла, т.е. время закрытия стопором выпускного отверстия в стопорных ковшах, определяется визуально за счет изменения цвета струи вытекающей из разливочного стакана (шлак более темный, чем металл).
Даже при высокой квалификации заливщика обычно 1-2 формы заливаются металлом совместно со шлаком и выбрасываются.
Известен способ отсечки шлака в ковше при разливке металла (патент США N 4936553 от 26.06.90).
Способ предназначен для снижения количества шлака выходящего с металлом через выпускное отверстие из металлургического ковша снабженного затвором.
Способ заключается в введении в ковш с жидким металлом нескольких кусков огнеупоров неправильной формы. Масса этого огнеупорного материала более массы шлака, но меньше плотности металла. Таким образом куски огнеупорного материала располагаются на границе раздела шлак-металл.
К недостаткам данного способа относится то, что в ковш с жидким металлом вводится несколько кусков огнеупоров неправильной формы, которые в конце разливки металла устремляются к выпускному отверстию и частично перекрывают его.
Между кусками, вследствии их неправильной формы, образуются щели и отверстия, через которые будет проходить шлак. Для прекращения выхода шлака закрывается шибер шиберного затвора, так как он расположен с наружной стороны ковша. В стопорном ковше перекрыть истечение шлака между кусками не представляется возможным, так как стопор концом пробки упрется в какой-либо огнеупор в одной точке.
Поэтому техническое решение патента не применимо к стопорным ковшам.
Целью изобретения является обеспечение автоматического прекращения заливки путем перекрытия входного отверстия разливочного стакана стопорного ковша в момент подхода шлака к входному отверстию стакана и тем самым полностью исключить попадание шлака в формы и отливки.
Поставленная цель достигается тем, что на поверхность жидкого металла помещается огнеупор правильной формы (половина кирпича пориклазохромитового, массой 3-4 г/см3. Плотность шлака 2,6-2,7 г/см3).
Плавающий огнеупор на поверхности жидкого металла под слоем жидкого шлака располагается своей максимальной поверхностью параллельно поверхности металла.
Скорость подхода металла к выпускному отверстию одинакова во всех направлениях и огнеупор устанавливается в конце заливки по оси выпускного отверстия под стопором.
Так как плоскость плавающего огнеупора углублена в металл, то при достижении плоскости огнеупора выпускного отверстия, перекрывает его и истечение металла и шлака из ковша прекращается.
Далее огнеупор дополнительно прижимается стопором и ковш транспортируется к шлаковне и рабочему месту, где ведется подготовка ковша к следующей плавке.
В качестве огнеупора целесообразно применять периклазохромитовые кирпичи (отходы производства) после выбивки свода основной электроплавильной печи.
Второй вариант отсечки шлака от металла осуществляется путем помещения на поверхность металла специальных шаровых огнеупоров с плотностью большей, чем плотность шлака. Плавающие огнеупоры затоплены в металле, находясь под слоем жидкого шлака. Скорость движения металла в ковше направлена к выпускному отверстию. Шаровые огнеупоры также совместно с металлом перемещаются к выпускному отверстию и в конце заливки перекрывают его.
Размеры шарового огнеупора выбираются опытным путем и в зависимости от скорости, засасывающей огнеупор в конце заливки в выпускное отверстие. Минимальный диаметр шарового огнеупора на 2-3 мм превышает диаметр выпускного отверстия, а максимальный равен двум радиусам конца пробки.
На чертеже показан стопорный ковш 1, стопор 2, пробка 3, стакан 4, выпускное отверстие 5, огнеупор шаровой формы 6.
Схема положения огнеупоров в стопорном ковше при различном уровне металла и шлака показана условно. Уровень жидкого металла 7, шлака 8.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УЛАВЛИВАНИЯ ШЛАКА В ПОВОРОТНОМ КОВШЕ ПРИ ЗАЛИВКЕ ФОРМ МЕТАЛЛОМ | 1994 |
|
RU2107584C1 |
СПОСОБ РАЗЛИВКИ МЕТАЛЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2250809C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА МЕТАЛЛА ИЗ РАЗЛИВОЧНОЙ ЕМКОСТИ | 1991 |
|
RU2010674C1 |
Устройство для распыления жидких металлов | 1980 |
|
SU899663A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФУТЕРОВКИ КОВША, ОГНЕУПОРНАЯ МАССА ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И КОВШ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО МЕТАЛЛА | 1999 |
|
RU2147485C1 |
СТАЛЕРАЗЛИВОЧНЫЙ КОВШ | 1996 |
|
RU2095192C1 |
Устройство для выпуска жидкого металла из ковша | 1987 |
|
SU1488126A1 |
Плавильно-заливочный тигель с автоматическим выпуском расплава через канал сифонного типа | 2019 |
|
RU2728142C1 |
СПОСОБ РАЗЛИВКИ МЕТАЛЛА ИЗ СТАЛЕРАЗЛИВОЧНОГО КОВША В ЛИТЕЙНЫЕ ФОРМЫ (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО СПОСОБА | 2011 |
|
RU2468888C2 |
Устройство для выпуска металлаиз КОВшА | 1979 |
|
SU833371A1 |
Изобретение относится к литейному производству, в частности к способам отделения шлака от металла в стопорном ковше в конце разливки металла в формы. На поверхность расплавленного металла в стопорном ковше помещают огнеупор правильной формы с плотностью 3-4 г/см3. Плавающий огнеупор располагается под слоем шлака и в конце разливки металла отсекает шлак, исключая попадание его в формы. Наиболее целесообразно примение огнеупора шаровой формы. Способ обеспечивает сокращение металла. 3 з. п. ф-лы. 1 ил.
US, патент, 4936553, кл | |||
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Авторы
Даты
1998-07-20—Публикация
1994-05-10—Подача