СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ ЗАГОТОВОК Российский патент 1998 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2119961C1

Изобретение относится к термической обработке проката.

Главной причиной образования флокенов в бандажах является повышенное содержание водорода и стали. Процесс удаления его из прокатанного металла состоит из двух стадий.

Выделение его из раствора, которое происходит тем интенсивнее, чем ниже температура металла (в пределах не ниже 300oC).

В процессе диффузии, которая протекает тем быстрее, чем выше температура металла.

В связи с этим весьма полезным является процесс переохлаждения металла до после деформации, обеспечив тем самым ускоренное выделение водорода из раствора его в α- железе, а затем нагреть и выдержать при максимальной температуре, когда скорость диффузии его из металла будет наибольшей [1].

Известен способ изготовления изделий типа тел вращения, включающий подстуживание после прокатки, подогрев до температуры противофлокенной обработки, изотермическую выдержку и замедленное охлаждение, затем с продолжительным разрывом во времени (несколько суток) нагревают до температуры термоупрочнения с последующими закалкой и отпуском [2]. Этот тепловой разрыв между изотермической выдержкой и термическим упрочнением увеличивает вероятность образования флокенов в металле при повышенном содержании водорода в стали.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и достигаемому результату к данному объекту является способ изготовления бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку бандажей, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск [3]. При этом после прокатки бандажи замедленно охлаждают в неотапливаемых колодцах, а затем на воздухе с последующим нагревом до температуры термоупрочнения 850oC, ускоренным охлаждением стопами в баке с водой, отпуском при температуре 650oC. В рассматриваемом способе температурный интервал наиболее интенсивного выделения водорода из металла 550 - 650oC по времени весьма незначителен и приходится на охлаждение в неотапливаемых колодцах. С другой стороны, флокены в бандажах образуются в основном при охлаждении их на воздухе ниже 300oC, что еще более ухудшает условия противофлокенной обработки проката.

Задачей настоящего изобретения является обеспечение условий для более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления.

Эта задача решается тем, что в способе изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающем предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, согласно изобретению после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150 - 250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300 - 450oC и нагревают до 550 - 650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

Изобретение поясняется чертежом, где представлены графики тепловых режимов заготовок и бандажей в процессе их изготовления по известному (сплошная линия) и новому (пунктирная линия) способам. На чертеже приняты обозначения:
Для известного способа:
1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC,
2 - нагрев заготовок в камерной печи до температуры деформации;
3 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп;
4 - снижение температуры при замедленном охлаждении в неотапливаемых колодцах и на воздухе до температуры 20oC;
5 - нагрев бандажей под термоупрочнение;
6 - охлаждение бандажей при термоупрочнении;
7 - отпуск бандажей;
для нового способа:
1 - подогрев заготовок в методической печи до 950oC;
2 - подстуживание поверхностных зон заготовок на 150 - 250oC;
3 - нагрев заготовок до температуры деформации 1250oC;
4 - снижение температуры бандажей в процессе деформации и набора стоп;
5 - переохлаждение стоп до температуры 300 - 450oC;
6 - подогрев бандажей до 550 - 650oC и изотермическая выдержка;
7 - повторное переохлаждение бандажей до 300 - 450oC;
8 - подогрев бандажей до температуры термоупрочнения 850oC;
9 - охлаждение бандажей в баке при термоупрочнении;
10 - отпуск бандажей.

Сущность способа заключается в следующем. Исходную непрерывнолитую заготовку подогревают в методической печи до температуры 950oC, после чего ее поверхностные слои подстуживают на 150 - 250oC. Затем заготовку нагревают до температуры деформации в камерной печи, а после прокатки бандажи замедленно переохлаждают до 300 - 450oC с последующим подогревом до температуры изотермической выдержки 550 - 650oC в колодцах, где и осуществляется изотермическая выдержка. Затем бандажи повторно переохлаждают до 300 - 450oC и с этой температуры нагревают их до температуры термоупрочнения, охлаждают в баке с водой и осуществляют отпуск.

Пример. При изготовлении железнодорожных бандажей диаметром 1060 мм непрерывнолитую заготовку диаметром 430 мм, массой 473 кг подогревали в методической печи до температуры 950oC в течение 3 часов. Затем ее поверхностные слои подстуживали с помощью вентиляторов при пересаде в камерную печь на 150 - 250oC с последующим нагревом до температуры деформации 1250oC. Заготовку осаживали на прессе усилием 3200 тс, осуществляли разгонку металла пуансонами, прошивали перемычку и прокатывали в черновой и чистовой клетях стана. После клеймения бандажи собирали в стопы по 20 штук, переохлаждали до температуры 300oC и с этой температуры подогревали до 620oC, при которой выдерживали в течение 3 часов в колодцевых печах. Затем стопы бандажей повторно переохлаждали до температуры 300oC, подогревали до температуры термоупрочнения 850oC, и термоупрочняли в баке с водой, имеющей температуру 35oC в течение 150 с. Последующий отпуск производили в колодцевых печах в течение 3 часов при температуре 580oC. Ультразвуковой контроль 100% изготовленных бандажей показал отсутствие флокенов.

Похожие патенты RU2119961C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ТРАМВАЙНЫХ БАНДАЖЕЙ 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Полушин А.А.
  • Шегусов А.М.
  • Дьяков А.М.
  • Петренко Ю.П.
  • Егоров В.Д.
  • Опарина А.А.
  • Двойников В.А.
  • Флатов Г.И.
  • Немчинов В.А.
  • Паршин В.А.
  • Парышев Ю.М.
  • Валетов М.С.
RU2134306C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОГО УПРОЧНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ 1997
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Егоров В.Д.
  • Дьяков А.М.
  • Опарина А.А.
  • Степанов В.А.
  • Коссов Е.Е.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
  • Паршин В.А.
RU2122037C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ КОЛЕС 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Шегусов А.М.
  • Хафизуллин И.С.
  • Валетов М.С.
  • Комратов Ю.С.
RU2140996C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ СЛИТКОВ 1997
  • Комратов Ю.С.
  • Кузовков А.Я.
  • Чернушевич А.В.
  • Петренко Ю.П.
  • Одиноков С.Ф.
  • Фетисов А.А.
  • Шегусов А.М.
  • Паршин В.А.
  • Валетов М.С.
  • Парышев Ю.М.
RU2119841C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БАНДАЖЕЙ ИЗ ЗАЭВТЕКТОИДНЫХ СТАЛЕЙ 2001
  • Носов С.К.
  • Кузовков А.Я.
  • Крупин М.А.
  • Полушин А.А.
  • Калягин В.Н.
  • Сосна Г.В.
  • Двойников В.А.
  • Опарина А.А.
RU2203968C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС И БАНДАЖЕЙ ИЗ ВАКУУМИРОВАННОЙ СТАЛИ 1994
  • Шегусов А.М.
  • Дьяков А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Валетов М.С.
  • Паршин В.А.
  • Парышев Ю.М.
  • Гурьянов М.Б.
RU2072275C1
Способ изготовления цельнокатанных железнодорожных колес 1992
  • Королев Сергей Александрович
  • Конышев Аркадий Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Кузьмичев Геннадий Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Цюренко Владимир Николаевич
SU1836451A3
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОШТАМПОКАТАНЫХ КОЛЕС 1991
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Паршин Владимир Андреевич
RU2010654C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ОСАДКЕ ЗАГОТОВОК 1996
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Шегусов Алексей Мартынович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Петренко Юрий Петрович
RU2105629C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗАГОТОВОК ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ИЗДЕЛИЙ ТИПА КОЛЕС 2000
  • Кузовков А.Я.
  • Паршин В.А.
  • Ильин В.И.
  • Валетов М.С.
  • Третьяков В.Н.
  • Шегусов А.М.
RU2189882C2

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ ЗАГОТОВОК

Изобретение относится к термической обработке железнодорожных бандажей и может быть использовано при изготовлении изделий типа тел вращения из углеродистых сталей. Задачей изобретения является обеспечение более надежного удаления водорода из бандажей в процессе их изготовления. Способ включает нагрев заготовок под деформацию, прокатку бандажей, изотермическую их выдержку, термоупрочнение и отпуск. Новым является то, что в процессе нагрева заготовок под деформацию, после подогрева до температуры 950oC поверхностные слои заготовок подстуживают на 150-250oC, затем нагревают до температуры деформации, а после прокатки бандажей, их замедленного переохлаждения до температуры 300-450oC, последующей изотермической выдержки при температуре 550-650oC, осуществляют повторное переохлаждение бандажей до той же температуры перед их нагревом под термоупрочнением. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 119 961 C1

Способ изготовления железнодорожных бандажей из непрерывнолитых заготовок, включающий предварительный подогрев заготовок до 950oC, нагрев до температуры деформации, прокатку, изотермическую выдержку, термоупрочнение и отпуск, отличающийся тем, что после предварительного подогрева осуществляют подстуживание поверхностных слоев заготовки на 150-250oC ниже температуры подогрева и с этой температуры ведут нагрев до температуры деформации, после прокатки изделие замедленно переохлаждают до 300-450oC и нагревают до 550-650oC с изотермической выдержкой, затем изделие переохлаждают до 300-450oC и с этой температуры нагревают до температуры термоупрочнения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2119961C1

Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU102A1
Механический грохот 1922
  • Красин Г.Б.
SU41A1
Производство бандажей и колец, 1989, с
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей 1921
  • Меньщиков В.Е.
SU18A1
Полухин П.И
и др
Прокатка и термическая обработка ж.д
рельсов
-М.: Металлургиздат, 1962
Бибик Г.А
и др
Производство железнодорожных колес
-М.: Металлургиздат, 1982, с
Соломорезка 1918
  • Ногин В.Ф.
SU157A1
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ 2014
  • Хафермальц Йенс
  • Фюхзель Деннис
RU2617294C1
Стародубов К.Ф
и др
Термическое упрочнение проката
-М.: Металлургия, 1970, с
Упругое экипажное колесо 1918
  • Козинц И.М.
SU156A1

RU 2 119 961 C1

Авторы

Кузовков Александр Яковлевич

Петренко Юрий Петрович

Дьяков Александр Михайлович

Егоров Вячеслав Дмитриевич

Двойников Владимир Александрович

Опарина Алевтина Александровна

Тяжельникова Елена Николаевна

Пашолок Игорь Леонидович

Паршин Владимир Андреевич

Валетов Михаил Серафимович

Парышев Юрий Михайлович

Даты

1998-10-10Публикация

1997-10-16Подача