СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ТРАМВАЙНЫХ БАНДАЖЕЙ Российский патент 1999 года по МПК C21D9/34 

Описание патента на изобретение RU2134306C1

Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве колесных бандажей из углеродистой стали для подвижного состава трамвая.

Трамвайные бандажи, как и кольца из среднеуглеродистой стали, изготавливают прокаткой в горячем состоянии осаженных и прошитых заготовок с последующим клеймением по боковой поверхности и тепловой обработкой [1, 2]. Так как эти изделия имеют небольшие (по сравнению с вагонными бандажами) размеры - диаметр 700 мм, ширина и толщина стенки в пределах 90 и 60 мм, масса до 100 кг, то используемая технология изготовления локомотивных бандажей железнодорожного транспорта (диаметр более 1000 мм, ширина 145 мм, толщина 90 мм, масса около 450 кг) приводит к повышенной отбраковке по флокенам и большому гридиенту свойств металла в разных партиях.

В качестве прототипа принят известный способ тепловой обработки бандажей [3] , который предусматривает следующие технологические операции: нагрев исходных заготовок до температуры 1250oC, осадку гладкими плитами, разгонку и прошивку центрального отверстия, прокатку при температуре 850 - 1050oC, клеймение по боковой поверхности при температуре металла 800 - 1000oC, сбор бандажей в стопы по 20 штук и установка их в неотапливаемые колодцы при температуре 300 - 400oC для замедленного охлаждения. Такая технология при изготовлении малогабаритных трамвайных бандажей незначительной массы приводит к разбору свойств металла - временного сопротивления от 75 до 95 кгс/мм2, относительного удлинения от 8 до 14%, твердости 230 - 250 НВ, причем требования потребительских свойств близки к более высоким пределам указанных значений. Поэтому до 15% бандажей являются фактически браком по свойствам, либо сдаются потребителю по сниженной цене. С другой стороны, фактическое отсутствие изотермической обработки приводит, несмотря на незначительное сечение бандажа, к отбраковке до 2,5% по флокенам.

Таким образом, использование применяемой известной технологии тепловой обработки трамвайных бандажей приводит к большим материальным потерям в виде повышенного брака по свойствам и флокенам, а также низкой стойкости бандажей в эксплуатации.

Задачей заявляемого способа тепловой обработки трамвайных бандажей является обеспечение режимов противофлокенной обработки трамвайных бандажей в неотапливаемых колодцах, а также сужение температурного интервала между прокаткой и клеймением бандажей.

Поставленная задача решается за счет того, что в способе тепловой обработки трамвайных бандажей, включающем их прокатку и клеймение в горячем состоянии, изотермическую выдержку в неотапливаемых колодцах, замедленное охлаждение в колодцах и охлаждение на воздухе, между прокаткой и клеймением температуру металла бандажей выдерживают в интервале 840 - 880oC, а процесс изотермической выдержки осуществляют в течение 0,8 - 1,1 часа при температуре 500 - 650oC с последующим замедленным охлаждением.

Предложенной новой технологией тепловой обработки трамвайных бандажей предусматривается нагрев исходных заготовок массой 100 - 120 кг в методической и камерной печах до температуры 1250oC, осадка на прессе усилием 3200 т. с. гладкими плитами, разгонка и прошивка центрального отверстия в заготовке, прокатка и клеймение бандажей по боковой поверхности, при этом температура бандажей между прокаткой и клеймением выдерживается в диапазоне 840 - 880oC. Здесь существенными являются как выбранный диапазон, так и место в технологической цепи его контроля: температура конца горячей деформации оказывает существенные влияния на размеры проката и его свойства, при этом нижний придел (840oC) связан с возможным образованием микротрещин в местах нанесения клейм (минимально допустимая температура по этой причине), а верхний предел (880oC) обеспечивает фактически 100% выход годных бандажей по механическим свойствам металла. Выбранное место контроля температуры между прокаткой и клеймением связано с возможностью регулирования этой температуры на бандажно-прокатном стане и в промежутке между станом и клеймителем. Затем бандажи собирают в стопы по 20-25 штук и помещают в неотапливаемые, но подогретые до температуры около 400oC колодцы. Температура в колодцах со стопами бандажей с температурой 700oC выравнивается до температуры 600 - 650oC и в течение 0,8 - 1,1 часа осуществляется изотермическая выдержка при замедленном понижении ее за это время в эффективном для выделения водорода диапазоне 650 - 500oC. Как показали эксперименты, этого времени изотермической выдержки для сечения 60х90 мм среднеуглеродистой стали вполне достаточно для снижения брака бандажей по флокенам с 2,5 до 0,6%. При этом нижний диапазон времени выдержки (0,8 часа) соответствует бандажной стали с содержанием углерода 0,6% и менее, а верхний (1,1 часа) - для стали с углеродом 0,7% и более. Последующее охлаждение стоп бандажей вместе с колодцем до температуры 250oC обеспечивает минимальное искажения профиля бандажей.

Таким образом, использование предложенного способа тепловой обработки трамвайных бандажей обеспечивает режим противофлокенной обработки в неотапливаемых колодцах с исключением брака по флокенам, а сужение температурного интервала и его контроль между прокаткой и клеймением позволяют повысить уровень механических свойств металла бандажей.

Пример. При изготовлении трамвайных бандажей из стали с содержанием углерода 0,7%, наружным диаметром 716 мм, шириной 88 мм, внутренним диаметром 594 мм и массой 97 кг исходные заготовки массой 125 кг нагревали в методической и камерной печах до температуры 1250oC, осаживали гладкими плитами на прессе 3200 т. с. и на этом же прессе после разгонки прошивали центральное отверстие. На стане бандажи прокатывали на окончательные размеры и контролировали температуру металла, которую регулировали подачей охлаждающей воды. Окончательный уровень температуры бандажей 840 - 880oC регулировали перед клеймением с помощью воздушных ванн. После клеймения бандажи собирали в стопы по 20 штук и с температурой металла около 700oC помещали в неотапливаемые колодцы, которые предварительно с помощью газовых форсунок подогревали до температуры 400oC. Выдержка бандажей в колодцах велась при контролируемой температуре 650 - 500oC в течение 0,8 часа. При этом с понижением температуры ниже 500oC до истечения указанного времени колодец подогревался газовой форсункой. Затем бандажи замедленно охлаждались вместе с колодцем до температуры 250oC. Из партии в 240 штук опытно - промышленной партии трамвайных бандажей по флокенам брака не было, по временному сопротивлению забраковано 2 бандажа.

Литература
1. Шифрин М.Ю., Соломович М.Я. Производство цельнокатаных колес и бандажей. - М.: Металлургия, 1954, с. 474-484.

2. Авторское свидетельство СССР N 619265, 1978.

3. Производство бандажей и колей. Технологическая инструкция ОАО "НТМК", ТИ 102 - П. СП - 41. - С. 54-66.

Похожие патенты RU2134306C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БАНДАЖЕЙ ИЗ ЗАЭВТЕКТОИДНЫХ СТАЛЕЙ 2001
  • Носов С.К.
  • Кузовков А.Я.
  • Крупин М.А.
  • Полушин А.А.
  • Калягин В.Н.
  • Сосна Г.В.
  • Двойников В.А.
  • Опарина А.А.
RU2203968C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ ИЗ НЕПРЕРЫВНОЛИТЫХ ЗАГОТОВОК 1997
  • Кузовков Александр Яковлевич
  • Петренко Юрий Петрович
  • Дьяков Александр Михайлович
  • Егоров Вячеслав Дмитриевич
  • Двойников Владимир Александрович
  • Опарина Алевтина Александровна
  • Тяжельникова Елена Николаевна
  • Пашолок Игорь Леонидович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Парышев Юрий Михайлович
RU2119961C1
СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ КОЛЕС 1998
  • Кузовков А.Я.
  • Петренко Ю.П.
  • Шегусов А.М.
  • Хафизуллин И.С.
  • Валетов М.С.
  • Комратов Ю.С.
RU2140996C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1997
  • Сидоров И.П.
  • Антипов Б.Ф.
  • Королев С.А.
  • Тарасова В.А.
  • Яндимиров А.А.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
RU2133286C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС И БАНДАЖЕЙ ИЗ ВАКУУМИРОВАННОЙ СТАЛИ 1994
  • Шегусов А.М.
  • Дьяков А.М.
  • Шестак В.Д.
  • Валетов М.С.
  • Паршин В.А.
  • Парышев Ю.М.
  • Гурьянов М.Б.
RU2072275C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ БАНДАЖЕЙ ПОВЫШЕННОЙ НАДЕЖНОСТИ 2019
  • Сухов Алексей Владимирович
  • Брюнчуков Григорий Иванович
  • Кушнарев Алексей Владиславович
  • Киричков Анатолий Александрович
  • Зажигаев Павел Анатольевич
  • Савельев Максим Владимирович
  • Галченков Валерий Витальевич
  • Теляшов Николай Васильевич
  • Аввакумов Сергей Борисович
  • Тимофеев Валерий Викторович
  • Хоменко Денис Юрьевич
RU2711274C1
СПОСОБ ПРОТИВОФЛОКЕННОЙ ОБРАБОТКИ ПРОКАТА ИЗ ЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ 2004
  • Павлов В.В.
  • Пятайкин Е.М.
  • Нюняев Е.А.
  • Дементьев В.П.
  • Ворожищев В.И.
  • Теплоухов Г.М.
  • Козырев Н.А.
  • Косарев Ю.А.
RU2258747C1
СПОСОБ ПРОТИВОФЛОКЕННОЙ ОБРАБОТКИ ПРОКАТА ИЗ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ 2004
  • Павлов В.В.
  • Пятайкин Е.М.
  • Нюняев Е.А.
  • Дементьев В.П.
  • Ворожищев В.И.
  • Теплоухов Г.М.
  • Козырев Н.А.
  • Косарев Ю.А.
RU2258746C1
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1991
  • Мирошниченко Н.Г.
  • Кузьмичев М.В.
  • Перков О.Н.
  • Шаповал Е.А.
  • Шмаков Е.Н.
  • Антипов Б.Ф.
  • Баринова Г.П.
  • Волков А.М.
  • Конышев А.А.
  • Кравцов Б.Л.
  • Королев С.А.
  • Яндимиров А.А.
RU2044072C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС 1998
  • Сидоров И.П.(Ru)
  • Антипов Б.Ф.(Ru)
  • Королев С.А.(Ru)
  • Узлов Иван Герасимович
  • Тарасова Валентина Андреевна
  • Яндимиров А.А.(Ru)
  • Волков А.М.(Ru)
  • Чаруйский Э.А.(Ru)
  • Седышев И.А.(Ru)
RU2137850C1

Реферат патента 1999 года СПОСОБ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ТРАМВАЙНЫХ БАНДАЖЕЙ

Изобретение относится к термической обработке черных металлов и может быть использовано при производстве колесных бандажей из углеродистой стали для подвижного состава трамвая. Техническим результатом является обеспечение режимов противофлокенной обработки трамвайных бандажей в неотапливаемых колодцах, а также сужение температурного интервала между прокаткой и клеймением бандажей. Способ включает прокатку и клеймение бандажей в горячем состоянии, изотермическую выдержку в неотапливаемых колодцах, замедленное охлаждение на воздухе. Новым является то, что между прокаткой и клеймением температуру металла бандажей выдерживают в интервале 840 - 880oС, а процесс изотермической выдержки осуществляют в течение 0,8 - 1,1 ч при 500 - 650oС с последующим замедленным охлаждением до 250oC.

Формула изобретения RU 2 134 306 C1

Способ тепловой обработки трамвайных бандажей, включающий их прокатку и клеймение в горячем состоянии, изометрическую выдержку в неотапливаемых колодцах, замедленное охлаждение в колодцах и охлаждение на воздухе, отличающийся тем, что между прокаткой и клеймением температуру металла бандажей выдерживают в интервале 840-880oC, а процесс изотермической выдержки осуществляют в течение 0,8-1,1 ч при 500-650oC с последующим замедленным охлаждением до 250oC.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1999 года RU2134306C1

Производство бандажей и колей
Технологическая инструкция ОАО "НТМК"
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU102A1
Механический грохот 1922
  • Красин Г.Б.
SU41A1
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба 1919
  • Кауфман А.К.
SU54A1
Шифрин М.Ю., Соломович М.Я
Производство цельнокатанных колес и бандажей
- М.: Металлургия, 1954, с.474-484
Способ производства железнодорожных бандажей 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Фомин Николай Андреевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Бокова Альдона Ивановна
SU619265A1
Способ термической обработки железнодорожных бандажей 1985
  • Узлов Иван Герасимович
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Гусев Станислав Анатольевич
  • Курасов Дмитрий Александрович
  • Шевцов Сергей Петрович
  • Мирошниченко Николай Григорьевич
  • Черевик Юрий Иванович
  • Степанец Анатолий Владиславович
  • Школьник Лев Михайлович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Быков Петр Павлович
SU1328392A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1985
  • Есаулов Александр Трофимович
  • Узлов Иван Герасимович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Школьник Лев Михайлович
  • Парышев Юрий Михайлович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Дюбченко Василий Григорьевич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Валетов Михаил Серафимович
SU1425229A1
Способ изготовления цельнокатаных железнодорожных колес 1977
  • Узлов Иван Герасимович
  • Гринев Анатолий Федорович
  • Паршин Владимир Андреевич
  • Антипов Борис Федорович
  • Валетов Михаил Серафимович
  • Блажнов Геннадий Александрович
  • Перков Борис Алексеевич
  • Третьяков Владимир Николаевич
  • Бабич Владимир Константинович
  • Крашевич Виктор Наумович
  • Староселецкий Михаил Ильич
  • Кузьмичев Михаил Васильевич
  • Чурсин Владлен Герасимович
  • Ларин Тимофей Васильевич
SU724583A1
Устройство для маркировки прокатных профилей 1977
  • Ходак Зарислав Захарович
  • Бердянский Марк Григорьевич
  • Белоусов Борис Михайлович
  • Назаренко Антонина Константиновна
SU634811A1

RU 2 134 306 C1

Авторы

Кузовков А.Я.

Полушин А.А.

Шегусов А.М.

Дьяков А.М.

Петренко Ю.П.

Егоров В.Д.

Опарина А.А.

Двойников В.А.

Флатов Г.И.

Немчинов В.А.

Паршин В.А.

Парышев Ю.М.

Валетов М.С.

Даты

1999-08-10Публикация

1998-04-14Подача