Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к тележкам грузовых вагонов. Изобретение может быть использовано при разработке новых и модернизации существующих конструкций тележек в направлении улучшения их технико-эксплуатационных качеств.
Известен ряд конструкций железнодорожных тележек для грузовых вагонов: тележка ЦНИИ-Х3-0 (модель 18-100), тележка железнодорожного вагона по авт. св. СССР N 1245477, грузовая тележка рельсового подвижного состава по авт. св. СССР N 1206152, тележка железнодорожного вагона по авт.св. СССР N 1142342, двухосная железнодорожная тележка по авт. св. СССР N 1093589, тележка грузового вагона по патенту РФ N 2014241, двухосная тележка рельсового транспортного средства по авт.св. СССР N 1830833, тележка Y25.
Разработанное Национальным обществом железных дорог Франции (SNCF) семейство тележек Y25 доя грузовых вагонов получило широкое распространение на европейских железных дорогах. Базовый вариант семейства тележек Y25 - тележка Y25C имеет жесткую в плане H-образную раму, билинейное надбуксовое рессорное подвешивание. В подвешивании используется специально разработанный для тележек этого типа и запатентованный Национальным обществом железных дорог Франции фрикционный гаситель колебаний, служащий для гашения как вертикальных, так и поперечных горизонтальных колебаний. Сила трения гасителя пропорциональна воспринимаемой рессорными комплектами нагрузке. Связь колесной пары с рамой тележки в продольном направлении осуществляется посредством челюстей с износостойкими прокладками из марганцовистой стали. Ввиду особенностей конструкции фрикционного гасителя колебаний продольный зазор между буксой и рамой тележки отсутствует, что приводит к более жесткой фиксации колесных пар в тележке и к увеличению длины волны колебаний виляния. С другой стороны, имеются экспериментальные данные, указывающие на то, что отсутствие возможности радиальной установки колесных пар тележки при прохождении кривых приводит к росту направляющих усилий между колесом и рельсом и более сильному износу рельсов и гребней колес.
Указанный недостаток является серьезным препятствием применения такой конструкции на ж.д. РФ и стран СНГ, имеющих большое количество кривых с радиусом менее 900 м и допускаемыми нагрузками от оси на рельс 23,5 т - 25 т.
Однако для французских железных дорог эти факторы не имеют существенного значения из-за сравнительно небольшого числа кривых на сети (на основных линиях SNCF радиус кривых не менее 900 м) и оборудования тяговых единиц устройствами для смазывания гребней колес и рельсов.
Тележки по пат. РФ N 2014241 и по авт. св. СССР N 1830833 имеют H-образную сварную раму, надбуксовое билинейное рессорное подвешивание с упругой фиксацией колесных пар в тележке (в продольном и поперечном направлениях). Эти тележки имеют колесные пары с независимым вращением колес. Между рамой тележки и буксами колесных пар установлены гасители колебаний постоянного трения, способные гасить только вертикальные колебания и не обеспечивают гашение колебаний в горизонтальной плоскости (поперек оси пути), что является существенным недостатком этих конструкций тележек.
Наиболее близкой к заявляемому изобретению по технической сущности является двухосная тележка рельсового транспортного средства по авторскому свидетельству СССР N 1830833, кл. B 61 F 5/38, 1993 г. (прототип). Основными существенными признаками прототипа, общими для него и заявленного изобретения, являются наличие H-образной рамы и билинейного бесчелюстного надбуксового подвешивания.
Отсутствие в этой тележке возможности гашения колебаний в горизонтальной плоскости (поперек оси пути) существенно ухудшает горизонтальную динамику вагона при использовании в тележках колесных пар с независимым вращением колес и делает невозможным использование в тележке колесных пар с наглухо насажденными на ось колесами. Необходимо отметить и то, что в настоящее время в РФ и за рубежом интенсивно ведутся работы по созданию скоростных грузовых тележек как на колесных парах с независимым вращением колес, так и с наглухо насаженными на ось колесами.
В связи с этим экономически целесообразно иметь унифицированную грузовую тележку, позволяющую устанавливать колесные пары как с наглухо насажденными на ось колесами, так и колесные пары с независимым вращением колес.
Предлагаем техническое решение грузовой тележки (фиг. 1) с жесткой H-образной рамой 1, билинейным бесчелюстным рессорным подвешиванием, состоящим из восьми пружинных комплектов 2, имеющих наружные и внутренние пружины разной высоты, колесные пары 3 с наглухо насаженными на ось колесами или с независимым вращением колес. При установке в тележку колесных пар с независимым вращением колес тележка оборудуется дополнительно продольными соединительными элементами 4, шарнирно связанными с осями колесных пар (по авт. св. СССР N 1830833). Для обеспечения эффективности гашения вертикальных, горизонтальных колебаний и обеспечения свободы установки колесных пар в радиальное положение при проходе кривых участков пути опирание буксовых пружин 2 на кронштейны 11, отлитые заодно с корпусами букс (фиг. 2), производится через качающиеся кронштейны 5, ножевые опоры 6, закрепленные на тарелках 7 параллельно осям колесных пар со смещением от центра пружин, и резиновые элементы 8.
Качающиеся кронштейны 5 оборудованы фрикционными планками 9, контактирующими с фрикционными планками 10, размещенными на раме тележки.
Работа заявляемой тележки заключается в следующем. При опирании вагона на тележку качающиеся кронштейны 5 поворачиваются на ножевых опорах 6 и фрикционные планки 9 входят в контакт с фрикционными планками 10. Устройство готово к гашению вертикальных и горизонтальных колебаний. При проходе кривых участков пути свобода установки колесных пар в радиальное положение обеспечивается возможностью поворота кронштейнов 5 на ножевых опорах 6.
В настоящее время разработаны рабочие чертежи на заявляемую тележку. Изготовлены опытные образцы и проведены предварительные испытания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 1995 |
|
RU2099220C1 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 1991 |
|
RU2014241C1 |
СОЕДИНЕНИЕ РАМЫ С БУКСОЙ ТЕЛЕЖКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЭКИПАЖА | 2003 |
|
RU2244651C1 |
ТЕЛЕЖКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА | 2001 |
|
RU2220862C2 |
РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2104893C1 |
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2002 |
|
RU2246416C2 |
ТЕЛЕЖКА ДВУХОСНАЯ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ | 2004 |
|
RU2275308C2 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 2005 |
|
RU2292282C1 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 1994 |
|
RU2090404C1 |
Трехосная тележка для скоростного грузового железнодорожного вагона (варианты) | 2019 |
|
RU2726509C1 |
Тележка содержит жесткую Н-образную раму, колесные пары и билинейное бесчелюстное рессорное подвешивание. Буксовые пружины опираются на кронштейны букс через качающиеся кронштейны и ножевые опоры, закрепленные на тарелках параллельно осям колесных пар со смещением от центра пружин. Качающиеся кронштейны оборудованы фрикционными планками, контактирующими с фрикционными планками, размещенными на раме тележки. Обеспечивается унификация грузовой тележки. 2 ил.
Тележка железнодорожного экипажа, содержащая жесткую Н-образную раму, колесные пары и билинейное бесчелюстное рессорное подвешивание, отличающаяся тем, что буксовые пружины опираются на кронштейны букс через качающиеся кронштейны и ножевые опоры, закрепленные на тарелках параллельно осям колесных пар со смещением от центра пружин, качающиеся кронштейны оборудованы фрикционными планками, контактирующими с фрикционными планками, размещенными на раме тележки.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шадур Л.А | |||
Вагоны | |||
- М.: Транспорт, 1980, с.178, 186 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Четырехосная тележка локомотива | 1974 |
|
SU604727A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
ДВУХОСНАЯ ТЕЛЕЖКА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
SU1830833A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
ТЕЛЕЖКА ГРУЗОВОГО ВАГОНА | 1991 |
|
RU2014241C1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
FR 1586212A, 13.02.70 | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТВОРОЖНОЙ ЗАПЕКАНКИ | 2002 |
|
RU2206222C1 |
Авторы
Даты
1999-08-20—Публикация
1997-11-19—Подача