Изобретение относится к двигателестроению, а именно к устройствам аварийной защиты двигателя внутреннего сгорания транспортного средства.
Известно устройство аварийной остановки двигателя, включающее механизм остановки двигателя, состоящий из корпуса, наконечника, связанного с рычагом привода управления топливным насосом, замка, шариков, пружины и электромагнита и служащий для автоматической остановки двигателя при пожаре и обратном пуске двигателя при скатывании с уклона (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, кн.2, ч.1, М.: Воениздат, 1988, с. 284-286).
Недостатком данного устройства является то, что он не реагирует на снижение давления масла в системе смазки двигателя до критической величины при работе двигателя на различных режимах, что может привести к выходу двигателя из строя при высокой скорости вращения коленчатого вала.
Задачей изобретения является повышение эффективности устройства путем автоматического контроля превышения давления масла в системе смазки двигателя.
Поставленная задача достигается тем, что в устройстве аварийной остановки двигателя по минимальному давлению масла, включающем механизм остановки двигателя, состоящий из корпуса, наконечника, связанного с рычагом привода управления топливным насосом, замка, шариков, пружины и электромагнита, в электрической цепи электромагнита механизма остановки двигателя установлены реле P5, выключатель устройства и три параллельно соединенных контакта, в цепи одного из вышеназванных контактов, управляемого реле P5 находится сигнальная электрическая лампочка, два других контакта управляются блоком управления, который представляет собой две подсистемы: контроля минимального давления масла, работающую при запуске двигателя, и контроля минимального давления масла, работающую на различных режимах работы двигателя.
Подсистема контроля минимального давления масла, работающая при запуске двигателя, включает реле P4, соединенное с датчиком тахометра частоты вращения коленчатого вала двигателя, реле P2, связанное через контакт реле P4, датчик давления масла и выключатель устройства с "+" бортовой сети, реле P3, связанное с "+" бортовой сети через выключатель устройства и контакты реле P4 и реле P2.
Подсистема контроля минимального давления масла, работающая на различных режимах работы двигателя, включает реле P1, в электрической цепи, соединяющей его с "+" бортовой сети, находится выключатель устройства, датчик давления масла, подающий выходное напряжение на компаратор, который соединен с задатчиком сигнала, связанным с тахометром измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя и с датчиком температуры масла через задатчик сигнала температуры масла.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана схема устройства аварийной остановки двигателя, а на фиг. 2 - график зависимости величины минимально допустимого давления масла в системе смазки двигателя от скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Устройство содержит P1, P2, P3, P4 и P5 - электромагнитные реле, работающие на замыкание, К1 - компаратор, ВК1 - выключатель, ЗС - задатчик сигнала по давлению масла, ДТМ - датчик температуры масла, ЗСТМ - задатчик сигнала температуры масла, Л1 - сигнальная электрическая лампочка, ДДМ - датчик давления масла.
P1 - реле, срабатывает при поступлении сигнала с компаратора К1, P2 - реле, срабатывает, если величина выходного напряжения датчика давления масла системы смазки двигателя будет равна или превысит напряжение, соответствующее минимальному давлению масла при работе двигателя на холостом ходу, P3 - реле времени, время срабатывания 2-3 с, включается, если одновременно замкнуты контакты реле P4 4-1 и P2 2-1, P4 - реле, срабатывает от выходного напряжения датчика тахометра частоты вращения коленчатого вала двигателя (величина напряжения срабатывания реле P4 должна быть меньше напряжения, эквивалентного частоте вращения коленчатого вала 50 об/мин), К1 - компаратор, сравнивает выходное напряжение датчика давления масла системы смазки двигателя с эталонным напряжением задающего устройства (ЗС), ВК1 - выключатель устройства, ЗС - задатчик сигнала, эквивалентного минимальному давлению масла для данного режима работы двигателя по частоте вращения коленчатого вала, имеет электрическую или механическую связь с тахометром измерения скорости вращения коленчатого вала двигателя, ДТМ - датчик температуры масла, например ТУЭ-48-Т, ДДМ - датчик давления масла, например ТЭМ-15.
Устройство работает следующим образом.
Выключатель аккумуляторных батарей (АБ) включен, двигатель не запущен - контакты 2-1 замкнуты, остальные контакты разомкнуты.
При запуске двигателя необходимо нажать кнопку "МЗН двигателя" на щитке механика-водителя и создать необходимое давление масла в системе смазки двигателя, например не ниже 2 кгс/см2. При попытке запуска двигателя сигнал от датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя поступит на обмотку рале P4 и контакты 4-1 и 4-2 замкнутся. Если давление масла в системе смазки двигателя перед запуском было создано не ниже 2 кгс/см2, реле P2 сработает и разомкнет свои контакты 2-1, исключив подачу напряжения на реле времени P3 через замкнутые контакты 4-1 реле P4.
Если давление масла в системе смазки двигателя было создано ниже 2 кгс/см2, тогда через оставшиеся замкнутыми контакты 2-1 реле P2 и замкнутые контакты 4-1 реле P4 "+" АБ подается на обмотку реле времени P3. Сработав, реле P3 замкнет свои контакты 3-1, подав напряжение бортовой сети на обмотку электромагнита механизма остановки двигателя и реле P5, которое замкнет свои контакты 5-1. При этом двигатель остановится, загорится сигнальная лампочка "Давление масла двигателя". К обмоткам реле P5 и электромагнита механизма остановки двигателя через контакты 5-1 будет подводиться напряжение бортовой сети, исключая повторное включение механизма остановки двигателя без выключения и повторного включения выключателя (ВК1) "Отключение устройства защиты по давлению масла".
При работе двигателя с увеличением давления масла в системе смазки значение выходного напряжения датчика давления (Uдд) увеличивается. Это напряжение подается на компаратор К1, где сравнивается по величине с эталонным напряжением Uэ (Pм), поступающим от задатчика сигнала 3С. При этом изменение давления масла Pм от частоты вращения коленчатого вала двигателя n для задатчика Uэ должно происходить по закону, определяющему минимально допустимое давление масла Pмmin = f(n) для данной n. Например, при работе двигателя согласно техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-72 этот закон должен быть следующим:
при частоте вращения коленчатого вала двигателя n = 800-1600 об/мин для танков боевой группы Pмmin ≈ (n-200)/300, для танков учебно-боевой группы Pмmin ≈ n/400,
при частоте вращения коленчатого вала двигателя n = 1600-2000 об/мин Pмmin = const и для боевой группы составит 4,5 кгс/см, а для учебно-боевой - 4,0 кгс/см. Закон изменения Pмmin(n) пояснен на фиг. 2.
Закон изменения минимально допустимого давления масла в системе смазки от частоты вращения коленчатого вала двигателя для задатчика Uэ можно представить в виде другой зависимости, например Pмmin(αтх) , где αтх - угол поворота стрелки тахометра скорости вращения коленчатого вала двигателя, или Pмmin (Uтх), где Uтх(n) - напряжение, вырабатываемое тахометром скорости вращения коленчатого вала двигателя.
Таким образом, если при работе двигателя величина напряжения ΔU ≥ 0 (ΔU = Uдд-Uэ), то реле P1 обесточено и его контакты 1-1 разомкнуты. Если же ΔU < 0, то реле P1 сработает и замкнет свои контакты 1-1, подключив электромагнит механизма остановки двигателя и реле P5 к "+" бортовой сети. Двигатель остановится, загорится сигнальная лампочка "Давление масла в системе смазки". Для повторного включения механизма и остановки двигателя необходимо выключить и включить выключатель ВК1 "Отключение устройства защиты по давлению масла".
При работе двигателя на режиме, который выше рекомендуемого по температуре масла, необходимо учесть снижение давления масла в системе смазки из-за уменьшения вязкости масла при повышенной температуре. С этой целью добавляется задатчик сигнала ЗСТМ, связанный с датчиком температуры масла ДТМ, который уменьшает Uэ = (Uэ = Uас - Uастм).
В боевой обстановке устройство аварийной остановки двигателя по минимальному давлению масла может быть отключено выключателем ВК1.
Данное устройство позволит автоматически контролировать превышение давления масла двигателя в системе смазки над минимально допустимым его значением при запуске и на всех режимах работы двигателя, а при невыполнении этого требования останавливать двигатель, исключая его выход из строя, сигнализируя о неисправности в системе смазки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ДИЗЕЛЯ НА ХОЛОСТОМ ХОДУ И В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ | 2005 |
|
RU2296236C1 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1976 |
|
SU604022A1 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1983 |
|
SU1136202A2 |
СПОСОБ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ СИНХРОННЫМ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОРОМ | 2011 |
|
RU2488708C2 |
Автономная система смазки турбокомпрессора двигателя внутреннего сгорания | 2023 |
|
RU2815749C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ, УСТАНОВЛЕННОГО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1997 |
|
RU2117976C1 |
Устройство для автоматической защиты двигателей внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1477922A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АГРЕГАТАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА В ДИНАМИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ | 1997 |
|
RU2102258C1 |
Система предупредительной сигнализации газопоршневого двигателя | 2023 |
|
RU2821321C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в устройствах аварийной защиты двигателя транспортного средства. Устройство включает механизм остановки двигателя (МОД), в электрической цепи МОД установлены реле Р5, выключатель устройства и три параллельно соединенных контакта, в цепи одного из названных контактов управляемого реле Р5 находится электрическая сигнальная лампочка, два других контакта управляются блоком управления, который представляет собой две подсистемы: контроля минимального давления масла, работающую при запуске двигателя, и контроля минимального давления масла, работающую на различных режимах работы двигателя. Изобретение предотвращает выход двигателя из строя при падении давления масла до критического в системе смазки при запуске и на всех режимах работ двигателя. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Термосно-паровая кухня | 1921 |
|
SU72A1 |
Техническое описание и инструкция по эксплуотации " | |||
Кн | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- М.: Воениздат, 1988, с | |||
СЧЕТНЫЙ ДИСК ДЛЯ РАСЧЕТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ПИЩИ | 1919 |
|
SU284A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для аварийной защиты транспортного двигателя внутреннего сгорания | 1980 |
|
SU901596A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для аварийной защиты двигателя внутреннего сгорания | 1974 |
|
SU581319A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Устройство аварийной остановки двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1553748A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
GB 1448921 A, 08.09.76 | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Способ передачи многоблочных сообщений в комплексах телекодовой связи | 2016 |
|
RU2621971C1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
US 3533390 A, 13.10.70. |
Авторы
Даты
1999-08-27—Публикация
1997-06-11—Подача