Амортизатор-гидроподъемник относится к авиационной технике, в частности, к посадочным устройствам летательных аппаратов, например, вертолетов. Назначение амортизатора-гидроподъемника - снижение нагрузок и поглощение работы энергии удара при посадке, разбеге и пробеге вертолета по земле, а также изменение клиренса и положения строительной горизонтали фюзеляжа относительно земли на стоянке по желанию экипажа.
Часто при закатке колесной техники или груза с большими габаритами требуется поднятие вверх хвостовой балки вертолета. Это достигается за счет применения гидроподъемников.
Известны амортизаторы-гидроподъемники, например, по заявке Франции N 2686902 от 07.01.92 г., B 64 C 25/58, ME EP-B CATT. Амортизатор содержит корпус и скользящий шток с подвижным дном, образующий внутреннюю камеру с рабочей жидкостью, которая сообщается через диафрагму с верхней гидравлической камерой, расположенной в верхней части корпуса рядом с камерой, содержащей газ под давлением. В скользящем штоке установлен независимый линейный поводок, расположенный между подвижным дном и нижним упором, жестко связанным со скользящим штоком. Для управления поводком предусмотрены автономные элементы, фиксация которых позволяет обеспечить подъем шасси, когда летательный аппарат находится на стоянке.
Известен амортизатор-гидроподъемник основного шасси вертолетами МИ-14 (Руководство по эксплуатации и техническому обслуживанию, книга II, конструкция, часть I изд. N 11/95893р-П81). Он представляет собой однокамерный жидкостно-газовый амортизатор, внутрь штока которого встроена гидравлическая полость с плавающим донышком. При необходимости увеличить клиренс вертолета на стоянке в гидравлическую полость подается давление, перемещающее плавающее донышко вверх, а т.к. нагрузка к штоку амортизатора приложена постоянная стояночная, шток выдвигается на ход, соответствующий ходу плавающего донышка, и увеличивает клиренс вертолета.
Амортизатор-гидроподъемник вертолета МИ-14 предназначен для использования на конкретном вертолете и применение его на другом типе вертолета (например, МИ-8) повлечет существенные конструктивные изменения как амортизатора-гидроподъемника, так и фюзеляжа вертолета.
Известен двухкамерный амортизатор по техническому описанию вертолета МИ-8 (книга II, конструкция, издательство "Машиностроение" - Москва 1970, стр. 43) - прототип предлагаемого изобретения. Этот амортизатор предназначен для смягчения ударов при посадках для гашения поперечных колебаний типа "земной резонанс". Наличие камер низкого и высокого давления обеспечивает устранение поперечных колебаний, которые могут возникнуть при пробеге или разбеге вертолета, когда несущий винт снимает значительную часть нагрузки с шасси. Эти две камеры конструктивно соединены полой трубой, которая в нижней части является штоком амортизатора высокого давления, а верхней частью является цилиндром амортизатора низкого давления.
Для выполнения функций подъема и опускания вертолета на стоянке необходимо дополнительно прикладывать к вертолету гидроподъемники из состава средств наземного обслуживания (вертолет МИ-8, техническое описание, книга VI, М. Машиностроение, 1980 г., стр. 4 - 5). Это приведет к снижению полезной массы летной машины, а размещение гидроподъемников в грузовой кабине занимает определенный полезный объем. Указанные ограничения являются недостатками таких амортизаторов.
Изобретение решает задачу создания амортизатора-гидроподъемника в неубирающейся амортстойке основного шасси.
Поставленная задача достигается в амортизаторе-гидроподъемнике, состоящем из жидкостно-газового амортизатора с камерами низкого и высокого давления и гидроподъемника. Гидроподъемник расположен между камерами низкого и высокого давления, цилиндр гидроподъемника жестко соединен с цилиндром камеры низкого давления, а шток с поршнем, имеющим замковое устройство для удержания штока от перемещения в нерабочем положении, жестко соединен со штоком камеры высокого давления. Шток выполнен с возможностью возвратно-поступательного перемещения по цилиндру гидроподъемника. Полость гидроцилиндра отделена от полостей камер низкого и высокого давления соответственно дном цилиндра камеры низкого давления и дном штока камеры высокого давления. Амортизатор-гидроподъемник содержит устройство для предотвращения проворачивания штока гидроподъемника относительно цилиндра. Устройство состоит из направляющей, жестко закрепленной на цилиндре гидроподъемника, и качалки, шарнирно закрепленной одним концом на штоке гидроподъемника, а другим, при помощи ползуна, соединенной с направляющей, с возможностью возвратно-поступательного перемещения вдоль нее согласно ходу поршня гидроподъемника.
Сущность изобретения поясняется на фиг. 1, 2, 3. Здесь, на фиг. 1 изображен общий вид амортизатора-гидроподъемника в разрезе. На фиг. 2 изображено место А - гидроподъемник в разрезе в увеличенном виде. На фиг. 3 изображен вид Б - устройство для предотвращения проворачивания штока гидроподъемника в увеличенном виде.
Амортизатор-гидроподъемник (фиг. 1, 2, 3) содержит:
1 - Цилиндр камеры высокого давления;
2 - Уплотняющая букса камеры высокого давления;
3 - Зарядный штуцер камеры высокого давления;
4 - Шток гидроподъемника; 4a - Шток камеры высокого давления;
5 - Дно штока камеры высокого давления;
6 - Зарядный штуцер гидроподъемника;
7 - Уплотняющая букса гидроподъемника;
8 - Цилиндр гидроподъемника; 8a - Цилиндр камеры низкого давления;
9 - Поршень с уплотнением гидроподъемника;
10 - Пружина;
11 - Пружина;
12 - Поршневая втулка;
13 - Замковая втулка;
14 - Замковое кольцо;
15 - Упорный вкладыш;
16 - Втулка;
17 - Дно;
18 - Направляющая;
19 - Качалка;
20 - Ползун;
21 - Толкатель;
22 - Установка концевого выключателя;
23 - Рычаг;
24 - Сливной штуцер гидроподъемника;
25 - Шток с поршнем;
26 - Уплотняющая букса;
27 - Зарядный штуцер камеры низкого давления.
Амортизатор-гидроподъемник включает в себя камеру высокого давления, имеющую цилиндр 1, шток 4a, уплотняющую буксу 2, зарядный штуцер 3. Камера высокого давления отделена от камеры гидроподъемника дном 5. Гидроподъемник включает в себя цилиндр 8, шток 4, жестко соединенный со штоком камеры высокого давления, с поршнем 9 и уплотняющую буксу 7. На поршне размещено кольцевое замковое устройство, состоящее из втулки замковой 13, замкового кольца 14, упорного вкладыша 15, втулки 16, поршневой втулки 12 и пружин 10, 11.
На основании штока 4 шарнирно закреплена качалка 19 с ползуном 20 на конце. Направляющая 18 с ползуном 20, жестко закрепленная на цилиндре 8, препятствует развороту штока относительно продольной оси цилиндра 8. Ползун 20 при движении скользит по направляющей 18. В верхней части качалки 19 установлен толкатель 21, приводящий в действие рычаг 23 установки микровыключателя 22.
В цилиндре 8a камеры низкого давления, жестко соединенным с цилиндром гидроподъемника, размещен шток с поршнем 25 и уплотняющая букса 26. На штоке установлен зарядный штуцер 27.
Работа устройства
При поддомкрачивании вертолета давление жидкости в полости 1 отжимает замковую втулку 13, освобождая замковое кольцо 14. Замковое кольцо под давлением втулки 16 соскальзывает с упорного вкладыша 15, освобождая шток, и попадает на поршневую втулку 12, которая под действием пружины 11 упирается во втулку 16, препятствуя выпаданию замкового кольца. В конце хода поршень 9 штока 4 упирается в буксу 7, что означает окончание подъема вертолета.
При возврате цилиндра гидроподъемника 8 в исходное положение жидкостная полость цилиндра соединяется со сливом и шток 4 под воздействием веса вертолета задвигается внутрь. При подходе штока к крайнему убранному положению поршневая втулка 12 упирается в упорный вкладыш 15, и сжимая пружину 10, освобождает замковое кольцо 14, которое при дальнейшем движении штока выжимается на посадочную поверхность упорного вкладыша 15. Замковая втулка 13 под воздействием пружины 10 и давления азота в газовой полости (камере) II задвигается до упора во втулку 16, запирая замковое кольцо. Гидроподъемник занял исходное положение.
Таким образом, предлагаемый амортизатор-гидроподъемник представляет собой один агрегат, выполненный в габаритах серийного амортизатора, который способен выполнять функции амортизатора, поглощая энергию удара при разбеге, пробеге и посадке вертолета - гасителя колебаний типа "земной резонанс" и производить изменение положения фюзеляжа вертолета относительно земли по желанию экипажа - производить подъем или опускание вертолета.
Изобретение относится к авиационной технике. Амортизатор-гидроподъемник состоит из жидкостно-газового амортизатора с камерами низкого и высокого давления. Между камерами низкого и высокого давления расположен гидроподъемник, цилиндр гидроподъемника жестко соединен с цилиндром камеры низкого давления, а шток, соединенный с поршнем, имеющим замковое устройство для удержания штока от перемещений в нерабочем положении, жестко соединен со штоком камеры высокого давления и выполнен с возможностью возвратно-поступательного перемещения по цилиндру гидроподъемника, при этом полость гидроподъемника отделена от полостей камер низкого и высокого давления соответственно дном цилиндра камеры низкого давления и дном штока камеры высокого давления. Амортизатор-гидроподъемник снабжен дополнительно устройством для предотвращения проворачивания штока гидроподъемника относительно цилиндра последнего. Технический результат заключается в осуществлении как подъема, так и амортизации стойки основного шасси вертолета. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
- М.: Машиностроение, 1970, с | |||
Зубчатое колесо со сменным зубчатым ободом | 1922 |
|
SU43A1 |
АМОРТИЗАТОР-ПОДЪЕМНИК ДЛЯ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 0 |
|
SU199678A1 |
АМОРТИЗАТОР УБИРАЮЩЕГОСЯ ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1989 |
|
SU1621340A1 |
Ультразвуковая игла для офтальмохирургии | 2017 |
|
RU2685902C1 |
Устройство для измерения напряженности неоднородного магнитного поля | 1974 |
|
SU535530A1 |
Авторы
Даты
2000-08-20—Публикация
1998-02-12—Подача