ТРЕХОСНЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР Российский патент 2000 года по МПК G01C21/18 

Описание патента на изобретение RU2157966C1

Изобретение относится к области навигационного и гравиметрического приборостроения и может быть использовано для создания прецизионных навигационных и гравиметрических систем, работающих на подвижных объектах-носителях.

Известны различные типы трехосных гиростабилизаторов, предназначенных для стабилизации гиростабилизированной платформы в плоскости горизонта и в азимуте, включающие системы осей и кардановых колец, образующих полный карданов подвес (Б.И.Назаров, Г.А.Хлебников, Гиростабилизаторы ракет. - М.: Военное издательство министерства обороны, 1975, стр. 37-92).

Известен трехосный гиростабилизатор (фиг. 1), включающий гиростабилизированную платформу 1 с установленными на ней инерциальными чувствительными элементами (гироскопы, акселерометры, гравиметрические чувствительные элементы и др.), которая своими цапфами 2, образующими азимутальную ось подвеса, установлена в подшипниках 3 промежуточного карданового кольца 4, который в свою очередь своими цапфами 5, образующими промежуточную ось подвеса, установлен в подшипниках 6 внешнего карданового кольца 7. Внешнее кардановое кольцо своими цапфами 8, образующими внешнюю ось подвеса, установлено в подшипниках 9, расположенных по горизонтальной оси корпуса прибора 10. Азимутальная и промежуточная, промежуточная и внутренняя оси подвеса конструктивно перпендикулярны (Б.И.Назаров, Г.А.Хлебников, Гиростабилизаторы ракет. - М.: Военное издательство министерства обороны. 1975, стр. 43).

Недостатком такого трехосного стабилизатора является то, что при изменении курса объекта-носителя изменяется взаимная ориентация установленных на гиростабилизированной платформе инерциальных чувствительных элементов относительно электромеханических элементов (например, датчиков момента стабилизации), установленных на промежуточном и внешнем кардановых кольцах, а также электронных устройств (вторичные блоки питания, преобразователи, реле и др. ), установленных внутри корпуса прибора, что приводит к переменному тепловому, электромагнитному и электростатическому влиянию и, как следствие, к переменной систематической погрешности инерциальных чувствительных элементов (так называемая "румбовая" погрешность), ухудшающей их точность.

Известен трехосный гиростабилизатор (фиг. 2), в котором внешнее кардановое кольцо 1 с помощью цапф 2, образующих азимутальную ось подвеса, установлено в подшипниках 3 корпуса прибора 4, ориентированных по его вертикальной оси. Промежуточное кардановое кольцо 5, своими цапфами 6 образующее промежуточную ось подвеса, установлено в подшипниках 7 внешнего карданового кольца. Гиростабилизированная платформа 8 своими цапфами 9, образующими внутреннюю ось подвеса, установлена в подшипниках 10 промежуточного карданового кольца. Азимутальная и промежуточная, промежуточная и внутренняя оси подвеса конструктивно перпендикулярны. Внешнее кардановое кольцо может быть выполнено в виде полукольца и иметь одну цапфу (Б.И.Назаров, Г.А.Хлебников, Гиростабилизаторы ракет. - М. : Военное издательство министерства обороны. 1975, стр. 38).

В данном трехосном гиростабилизаторе при изменении курса объекта-носителя обеспечивается неизменная ориентация установленных на гиростабилизированной платформе инерциальных чувствительных элементов относительно электромеханических элементов, установленных на промежуточном и внешнем кольцах кардановых подвесов, однако изменяется их взаимная ориентация относительно электронных устройств, установленных на корпусе прибора, таким образом, "румбовая" погрешность частично сохраняется.

Целью настоящего изобретения является повышение точности инерциальных чувствительных элементов путем устранения указанного недостатка.

Указанная цель достигается тем, что в известном трехосном гиростабилизаторе, содержащем внешнее кардановое кольцо, одна или две цапфы которого образуют азимутальную ось подвеса, промежуточное кардановое кольцо своими цапфами, образующими промежуточную ось подвеса, установленное в подшипниках внешнего карданового кольца, гиростабилизированную платформу с установленными на ней инерциальными чувствительными элементами своими цапфами, образующими внутреннюю ось подвеса, установленное в подшипниках промежуточного карданового кольца, причем азимутальная и промежуточная, промежуточная и внутренняя оси конструктивно перпендикулярны, функцию внешнего карданового кольца выполняет корпус прибора, причем одна или две цапфы которого, расположенные вне его по его вертикальной оси симметрии, установлены в одном или двух подшипниках объекта-носителя или аммортизатора, оси подшипников совпадают с вертикальной осью объекта-носителя.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема аналога заявленного устройства.

На фиг. 2 изображена кинематическая схема прототипа заявленного устройства.

На фиг. 3 изображена кинематическая схема примера конкретного выполнения заявленного устройства.

Пример конкретного выполнения кинематической схемы заявленного трехосного стабилизатора представлен на фиг.3. Промежуточное кардановое кольцо 1 подвеса своими цапфами 2 установлено в подшипниках 3, расположенных на кронштейнах 4, закрепленных на основании корпуса прибора 5 внутри его. Оси подшипников 3 расположены по горизонтальной оси корпуса прибора. Цапфа 6 корпуса прибора, выполняющего функцию внешнего карданового кольца, расположена вне его по его вертикальной оси симметрии и установлена в подшипниках 7 объекта носителя или амортизатора 8. Ось подшипника 7 совпадает с вертикальной осью объекта-носителя или амортизатора. На фиг. 3 показана также гиростабилизированная платформа 9 с цапфами 10 и подшипники 11 карданового кольца 1.

Совмещение функции корпуса прибора и внешнего карданового кольца устраняет изменение взаимной ориентации установленных на гиростабилизированной платформе инерциальных чувствительных элементов относительно электронных и электромеханических элементов, установленных на корпусе прибора, при изменении курса объекта-носителя, тем самым повышается точность инерциальных чувствительных элементов. "Румбовая" погрешность устраняется полностью.

Похожие патенты RU2157966C1

название год авторы номер документа
ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2000
  • Юрист С.Ш.
  • Смоллер Ю.Л.
  • Жбанов Ю.К.
  • Бержицкий В.Н.
  • Ильин В.Н.
RU2169903C1
ОДНОГИРОСКОПНЫЙ КОРРЕКТИРУЕМЫЙ ГИРОКОМПАС (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Бержицкий В.Н.
  • Жбанов Ю.К.
  • Смоллер Ю.Л.
  • Юрист С.Ш.
RU2169349C1
Гиростабилизированная система стабилизации полезной нагрузки беспилотного воздушного судна 2021
  • Флоров Алексей Вадимович
  • Спиридонов Константин Витальевич
  • Калмыков Никита Сергеевич
  • Воронков Илья Владимирович
  • Голубцов Сергей Андреевич
  • Минюков Кирилл Русланович
  • Мактаз Никита Дмитриевич
  • Путятин Павел Валерьевич
RU2762217C1
УСТРОЙСТВО КАРДАНОВА ПОДВЕСА ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДИАПАЗОНА УГЛОВ ПОВОРОТА ИЗДЕЛИЯ 2017
  • Макарченко Федор Иванович
  • Межирицкий Ефим Леонидович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Сапожников Александр Илариевич
RU2654307C1
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ ДИАПАЗОНА УГЛОВ ПОВОРОТА ИЗДЕЛИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ГИРОСТАБИЛИЗИРОВАННОЙ ПЛАТФОРМЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА ИЗДЕЛИИ В КАРДАННОВОМ ПОДВЕСЕ 2013
  • Макарченко Олег Федорович
  • Макарченко Федор Иванович
  • Нилов Алексей Владимирович
  • Румянцев Геннадий Николаевич
  • Сухов Сергей Владимирович
RU2552857C1
Способ определения параметров ориентации объекта при помощи полуаналитической инерциальной навигационной системы с географической ориентацией осей четырехосной гироплатформы 2022
  • Редькин Сергей Петрович
RU2782334C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ АКСЕЛЕРОМЕТРОВ 2002
  • Андреев А.Г.
  • Ермаков В.С.
  • Мафтер М.Б.
  • Морозов В.А.
RU2249793C2
НАЗЕМНАЯ ГИРОСКОПИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ВАРИАНТЫ) 2002
  • Болячинов М.Ю.
  • Буров Д.А.
  • Верзунов Е.И.
  • Сдвижков А.И.
RU2213937C1
АНАЛОГО-ЦИФРОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 1999
  • Бержицкий В.Н.
  • Смоллер Ю.Л.
  • Ильин В.Н.
  • Юрист С.Ш.
RU2168269C1
СПОСОБ ИНЕРЦИАЛЬНОГО АВТОСОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАДАННОГО ОБЪЕКТА ВИЗИРОВАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Бердичевский Герман Ефимович
  • Блинов Валерий Анатольевич
  • Кравчик Михаил Романович
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2498193C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 157 966 C1

Реферат патента 2000 года ТРЕХОСНЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР

Гиростабилизатор предназначен для использования в области навигационного и гравиметрического приборостроения в прецизионных навигационных и гравиметрических системах, работающих на подвижных объектах-носителях. Гиростабилизатор содержит внешнее кардановое кольцо, одна или две цапфы которого образуют азимутальную ось подвеса, промежуточное кардановое кольцо, своими цапфами, образующими промежуточную ось подвеса, установленное в подшипниках внешнего карданового кольца, гиростабилизированную платформу с установленными на ней инерциальными чувствительными элементами, своими цапфами, образующими внутреннюю ось подвеса, установленную в подшипниках промежуточного карданового кольца. Азимутальная и промежуточная, промежуточная и внутренняя оси конструктивно перпендикулярны. Функцию внешнего карданового кольца выполняет корпус прибора, одна или две цапфы которого, расположенные вне его по его вертикальной оси симметрии, установлены в одном или двух подшипниках объекта-носителя или амортизатора. Оси этих подшипников совпадают с вертикальной осью объекта-носителя или амортизатора. Обеспечивается повышение точности инерциальных чувствительных элементов за счет устранения изменения взаимной ориентации чувствительных элементов относительно электронных и электромеханических элементов, установленных на корпусе. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 157 966 C1

Трехосный гиростабилизатор, содержащий внешнее кардановое кольцо, одна или две цапфы которого образуют азимутальную ось подвеса, промежуточное кардановое кольцо своими цапфами, образующими промежуточную ось подвеса, установленное в подшипниках внешнего карданового кольца, гиростабилизированную платформу с установленными на ней инерциальными чувствительными элементами, своими цапфами, образующими внутреннюю ось подвеса, установленную в подшипниках промежуточного карданового кольца, причем азимутальная и промежуточная, промежуточная и внутренняя оси конструктивно перпендикулярны, отличающийся тем, что функцию внешнего карданового кольца выполняет корпус прибора, причем одна или две цапфы которого, расположенные вне его по его вертикальной симметрии, установлены в одном или двух подшипниках объекта-носителя или амортизатора, а оси подшипников совпадают с вертикальной осью объекта-носителя или амортизатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2000 года RU2157966C1

Назаров Б.И
и др
Гиростабилизаторы ракет
- М.: Военное издательство министерства обороны, 1975, с.38
САМООРИЕНТИРУЮЩИЙСЯ В АЗИМУТЕ ТРЕХОСНЫЙ ГИРОСТАБИЛИЗАТОР 1996
  • Рыбаков В.И.
RU2123664C1
RU 2060463 С1, 20.05.1996
Шланговое соединение 0
  • Борисов С.С.
SU88A1
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
Подвес трехосного гиростабилизатора киноаппарата 1981
  • Бабенко Виктор Александрович
  • Глазов Валерий Михайлович
  • Козлов Владимир Владимирович
  • Меламед Юрий Исаакович
  • Мунькин Вениамин Борисович
  • Смирнов Игорь Иванович
  • Фатеев Владимир Васильевич
SU989321A1
DE 1235009, 23.02.1967.

RU 2 157 966 C1

Авторы

Бержицкий В.Н.

Ильин В.Н.

Смоллер Ю.Л.

Черепанов В.А.

Юрист С.Ш.

Даты

2000-10-20Публикация

2000-01-17Подача