Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к прицепам-роспускам, и может найти широкое применение для перевозки длинномерных грузов леса, труб и т.п.
Известен трехосный прицеп, содержащий раму, балансирную заднюю двухосную тележку, переднюю ось с колесами, коник, прикрепленный посредством вертикальной оси к раме, по меньшей мере одну несущую балку коника, установленную на нем, и поворотное управляющее устройство передней оси (см. Прицеп 3DSB 22. Проспект фирмы Emill Doll KG (ФРГ), Fahrzeug und Karosseriebau Международная выставка "Стройдормаш-82", -М., 1982 г.).
Однако данная конструкция прицепа имеет достаточно большие динамические нагрузки, низкую поперечную устойчивость и значительную высоту нагрузки.
Известен трехосный прицеп, выбранный в качестве ближайшего аналога, содержащий раму, балансирную двухосную тележку на колесном ходу, коник, прикрепленный посредством вертикальной оси к раме и снабженный несущей балкой, расположенной в межколесном пространстве балансирной тележки, со смещением относительно оси балансирной тележки к оси заднего колеса, дышло, передний конец которого снабжен сцепной петлей (см. а.с. СССР N 1199695, МКИ 4 B 62 D 63/06, опубл. 23.12.85 г.)
Данная конструкция позволяет снизить высоту нагрузки, увеличить поперечную устойчивость и уменьшить динамическую нагруженность прицепа.
Однако данная конструкция является достаточно сложной из-за наличия дополнительной колесной пары и балансиров и, как следствие, достаточно материалоемкой.
Кроме того, известная конструкция не решает проблему уменьшения нагрузки на узел сцепки.
Таким образом, задачами, на решение которых направлено данное изобретение, является упрощение конструкции и, тем самым, снижение ее материалоемкости, а также уменьшение нагрузки на узел сцепки.
Указанные задачи достигаются тем, что в известном прицепе-роспуске, содержащем раму, балансирную двухосную тележку на колесном ходу, прикрепленный к раме посредством вертикальной оси коник, снабженный несущей балкой, продольная ось которой расположена в межколесном пространстве со смещением относительно оси балансирной тележки к оси заднего колеса и дышло, передний конец которого снабжен сцепной петлей, согласно изобретению он дополнительно содержит противовес, расположенный на выступающем заднем конце дышла и снабженный механизмом его подъема и опускания, осуществляемых за счет продольного перемещения дышла относительно рамы, а смещение продольной оси несущей балки коника образовано за счет смещения оси опоры рамы прицепа-роспуска относительно оси рамы к оси переднего колеса балансирной тележки.
При этом в качестве противовеса используют запасное колесо.
А дышло снабжено механизмом его фиксации на раме прицепа-роспуска, выполненным в виде сквозных отверстий в теле дышла и фиксирующих пальцев, установленных в этих отверстиях.
Кроме того, дополнительно задняя часть дышла снабжена поперечной балкой с закрепленными на ней сигнальными фонарями, питающий жгут которых пропущен внутри дышла.
Наличие в конструкции противовеса, расположенного на выступающем заднем конце дышла, способствует значительному снижению нагрузки на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Это обеспечивается за счет того, что дышло, имея точку опоры на раме прицепа-роспуска, представляет собой коромысло с рычагами разной длины. При этом, дополнительно нагружая одно плечо рычага, разгружают другое его плечо, т. е. , помещая противовес на заднем конце дышла, тем самым загружают другой конец дышла, на котором расположена сцепная петля и, тем самым, значительно уменьшают нагрузку на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
При этом наличие дополнительного противовеса не усложняет конструкцию устройства, поскольку конструкция противовеса проста.
И, кроме того, наличие дополнительного противовеса по сравнению с известным устройством, практически не увеличивает материалоемкость прицепа-роспуска.
А наличие механизма подъема и опускания противовеса и осуществление его подъема и опускания за счет продольного перемещения дышла относительно рамы способствует упрощению и облегчению обслуживания данного противовеса.
Выполнение дышла с возможностью его продольного перемещения в раме балансирной тележки обеспечивает не только подъем и опускание противовеса, но и уменьшает нагрузку на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Это достигается за счет того, что такая его установка позволяет варьировать длиной прицепа-роспуска в зависимости от длины перемещаемого груза и, тем самым, регулировать и величину нагрузки на узел сцепки, благодаря более оптимальному его размещению на прицепе-роспуске.
В случае же порожнего его перемещения позволяет максимально сократить длину прицепа-роспуска и, тем самым, за счет значительного выступающего сзади прицепа-роспуска дышла - как противовеса - уменьшить нагрузку на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Использование в качестве противовеса запасного колеса вообще исключает проблему увеличения материалоемкости прицепа-роспуска, успешно решая задачу снижения нагрузки на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Создание смещения продольной оси несущей балки коника за счет смещения оси опоры рамы прицепа-роспуска относительно оси рамы к оси переднего колеса балансирной тележки в еще большей степени способствует уменьшению нагрузки на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Это достигается за счет того, что это смещение делает конструкцию опоры со смещенным к оси переднего колеса центром тяжести.
Возникающий при этом опрокидывающий момент опускает заднюю часть опоры и приподнимает ее переднюю часть, уменьшая, тем самым, нагрузку на узел сцепки прицепа-роспуска.
Наличие в конструкции механизма фиксации дышла на раме прицепа-роспуска и выполнение его в виде сквозных отверстий в теле дышла и фиксирующих пальцев, установленных в эти отверстия, позволяет просто и надежно регулировать длину прицепа-роспуска и, как следствие, снижать величину нагрузки на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Наличие на задней выступающей части дышла поперечной балки с расположенными на ней сигнальными фонарями, питающий жгут которых пропущен внутри дышла, хоть и в незначительной мере, но все же способствует решению проблемы уменьшения нагрузки на узел сцепки прицепа-роспуска с тягачом.
Это достигается благодаря тому, что поперечная балка также играет роль противовеса, расположенного на противоположном сцепке конце дышла.
И дополнительно, расположение на ней сигнальных фонарей способствует решению проблемы безопасности прицепа-роспуска, поскольку в известных конструкциях сигнальные фонари размещены на раме прицепа-роспуска и в случае свисания выступающего груза им загораживаются и становятся практически не видны. Это равноценно отсутствию сигнальных фонарей, что не безопасно как во время движения, так и во время стоянки, особенно на обочинах дорог.
Совокупность существенных признаков заявляемого объекта "устройство" имеет отличия от прототипа и не следует явным образом из изученного уровня техники, поэтому заявитель считает, что объект является "новым" и имеет "изобретательский уровень".
Предлагаемое изобретение может изготавливаться на имеющемся оборудовании на предприятиях, выпускающих дорожную технику, следовательно объект является промышленно применимым.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - принципиальная схема, вид сверху; на фиг. 3 - расположение элементов дышла при загруженном а) и порожнем б) прицепе-роспуске.
Прицеп-роспуск содержит раму 1, балансирную тележку 2, дышло 3 на заднем конце которого размещен противовес 4 с механизмом его подъема и опускания 5, и поперечная балка 6 с сигнальными фонарями 7, питающий жгут 8 которых пропущен внутри дышла 3, а на переднем конце которого помещена сцепная петля 9.
Рама 1 состоит из двух боковых щек 10, соединенных верхними и нижними поперечинами (не показаны), в нижней части которых выполнены соосно расположенные опоры осей 11 балансиров.
На раме 1 с помощью вертикальной оси 12 (шкворнем) крепится коник 13, представляющий собой поворотную несущую балку 14 с двумя откидывающимися стойками 15, удерживаемыми в рабочем положении тросами 15 и страховочными цепями (не показаны).
Дышло 3 прицепа-роспуска выполнено коробчатого сечения. Для перевозки леса в хлыстах оно выполнено из двух шарнирно соединенных частей. Длину дышла 3 можно регулировать путем продольного его перемещения в направляющем коробе 17 относительно рамы 1.
Балансирная тележка 2 состоит из двух осей 18 и 19 с колесами 20 и 21, двух балансиров 22 с осями балансиров 11.
Механизм подъема-опускания 5 противовеса 4 представляет собой трособлочную систему, один конец троса 23 которой при опускании (подъеме) закрепляется в проушине 24 на раме и через блок 25 другим концом закрепляется гайкой 26 на противовесе 4, в данном случае запасном колесе.
Механизм фиксации дышла 3 представляет собой сквозные отверстия 27, 27', выполненные на средней части дышла 3, и фиксирующие пальцы 28, 28', вставленные в эти отверстия.
Прицеп-роспуск работает следующим образом.
Прицеп-роспуск работает в составе автопоезда с тягачом (не показан).
В начале производится сцепка тягача с прицепом-роспуском путем подачи первого до совмещения его буксирного прибора (не показан) со сцепной петлей 9 дышла 3 прицепа-роспуска. Затем осуществляется их присоединение и подключение пневмопривода тормозом и жгутов, питающих электроприборы прицепа-роспуска (не показано).
При перевозке груз - лес в хлыстах, трубы или т.п. располагается на конике тягача (не показан) с одной стороны и конике 13 прицепа-роспуска.
В зависимости от длины перевозимого груза устанавливают соответствующее расстояние между кониками тягача и прицепа-роспуска. Осуществляется это путем изменения длины дышла 3, для чего необходимо затормозить прицеп-роспуск стояночным тормозом (не показан), установить фиксирующий палец 28 в соответствующее длине груза отверстие 27 и сдать тягач до контакта опорных элементов короба 17 с фиксирующим пальцем 28, установить второй фиксирующий палец 28'.
Подъем и опускание противовеса 4 осуществляется следующим образом.
Ручным тормозом (не показан) затормаживают прицеп-роспуск, расфиксируем дышло 3. Подсоединяют трос 23 к проушине 24 через блок 25.
С помощью тягача выдвигают дышло 3 назад, натягивают трос 23. Освобождают гайку 26, после чего запасное колесо (противовес) 4 висит на тросе 23. Подают тягач вперед, дышло 3 идет вперед, колесо (противовес) 4 опускается. Подъем запасного колеса (противовеса) 4 осуществляется в обратном порядке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автопоезд | 1975 |
|
SU556066A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1977 |
|
SU715371A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1988 |
|
SU1581621A1 |
Устройство для разрузки труб | 1974 |
|
SU537863A1 |
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов | 1983 |
|
SU1143629A1 |
Двухосный полуприцеп для перевозки длинномерных грузов | 1961 |
|
SU146188A1 |
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ | 1970 |
|
SU265738A1 |
Трехосный прицеп | 1981 |
|
SU1199695A1 |
Лесозаготовительный агрегат | 1961 |
|
SU141698A1 |
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов | 1982 |
|
SU1039785A1 |
Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к прицепам-роспускам для перевозки труб, леса или других длинномерных грузов. Прицеп-роспуск содержит раму и балансирную двухосную тележку на колесном ходу. К раме прикреплен посредством вертикальной оси 12 коник 13, снабженный несущей балкой, расположенной в межколесном пространстве, и дышло 3, передний конец которого снабжен сцепной петлей. На выступающем заднем конце дышла расположен противовес 4, снабженный механизмом его подъема и опускания, осуществляемых за счет продольного перемещения дышла относительно рамы. Продольная ось несущей балки коника расположена со смещением относительно оси балансирной тележки к оси заднего колеса. В качестве противовеса используют запасное колесо. Дышло снабжено механизмом его фиксации на раме прицепа-роспуска, выполненным в виде сквозных отверстий 27 в теле дышла и фиксирующих пальцев, установленных в этих отверстиях. Задняя выступающая часть дышла снабжена поперечной балкой с закрепленными на ней сигнальными фонарями, питающий жгут которых пропущен внутри дышла. Изобретение упрощает конструкцию, снижает металлоемкость и обеспечивает уменьшение нагрузки на узел сцепки. 3 з.п.ф-лы, 3 ил.
Трехосный прицеп | 1981 |
|
SU1199695A1 |
US 5163698 A, 17.11.1992 | |||
Устройство для удаления газа из нефти | 1974 |
|
SU526368A1 |
Авторы
Даты
2001-09-10—Публикация
1999-02-01—Подача