Автопоезд Советский патент 1977 года по МПК B60P3/40 B62D53/00 

Описание патента на изобретение SU556066A1

1

Настоящее изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для перевозки длинномерных грузов, и может быть использовано для перевозки грузов, допускающих транспортировку при опоре только в двух точках без укладки на плоскости рам подвижного состава, например для перевозки леса, труб, проката металлов и т. д.

Известен автопоезд для перевозки длинномерных грузов, описанный в патенте США № 2520776 по кл. 280-404. В этом автопоезде дыщло, соединяющее автомобиль с роспуском закреплено в роспуске жестко. Передний конец дыщла имеет телескопическое устройство, которое при движении порожняком блокируется.

Недостатком такой конструкции является то, что при переезде через дорожные неровности в дыщле появляются большие нагрузки, так как оно работает как защемленная балка. Кроме того, при небольших радиусах поворота габаритная иолоса движения резко возрастает, колея колес роспуска на большую величину смещается к центру поворота, что требует дополнительных затрат на расширение полотна дороги на поворотах.

Известен и другой автопоезд, состоящий из тягача и прицепа-роспуска с установленным на нем посредством щквория коником и связанным € тягачом тросовым поворотным устройством и складывающимся дышлом. Однако на поворотах и при переломах продольного профиля траектория движения верхнего яруса, которым является груз, не совпадает с

траекторией движения нижнего яруса (дыщло, канаты поворотного устройства), так как угол между осью дышла и осью груза изменяется, поэтому расстояние между кониками автомобиля и прицепа роспуска может сохраняться

только за счет продольного сдвига груза по коникам и деформаций груза и конструкции. Как следствие этого, возникают внутренние паразитные силы в элементах конструкции, величина которых ограничивается только силами сцепления колес с грунтом, препятствующие повороту, снижающие безопасность движения и вызывающие преждевременные поломки. Дышло в Соединении с прицепом-роспуском имеет только одну степень свободы -

шарнир в горизонтальной плоскости - и все нагрузки, возникающие в продольной вертикальной плоскости, воспринимаются целиком дыщлом. В результате этого, несмотря на небольшие моменты сопротивления сечения, серийно выпускаемые складывающиеся дышла быстро разрушаются.

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Цель изобретения - снижение внутренних напряжений элементов ецепки.

Указанная цель достигается тем, что дышло установлено на прицепе-роспуске с вертикальным зазором, а внутри дышла под рамой прицепа-роспуска установлены неподвижно пластины, образующие полость, в которой размеш,ены ползун, а со стороны тягача-подпружиненный шток. При этом в дышле выполнена продольная прорезь, через которую пропушен шкворень, охватываемый указанным ползуном и удерживаемый от перемеш;ення с одной стороны подпружиненным штоком.

На фиг. 1 изображен обш;ий вид автопоезда с предлагаемой конструкцией сцепки; на фиг. 2 - коник роспуска; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - разрез по А-А на фиг. 2; на фиг. 5 - узел соединения шкворня коника роспуска с дышлом; на фиг. 6 - разрез по Б-Б на фиг. 5; на фиг. 7 - схема поворота автопоезда; на фиг. 8 - роспуск при равномерном движении.

Автопоезд состоит из автомобиля и роспуска. На автомобиле установлено технологическое оборудование, состояш,ее из ограждения 1, подкониковой рамы 2, тяговой балки 3, выполненной в форме круговых секторов с центром, совпадаюш,им с осью вращения коника 4, буксирная рамка 5 и накатные площадки 6. На наружной поверхности тяговой балки выполнены ручьи для троса поворотного устройства 7, охватывающего тяговую балку, закрепленные в ее передней части. Буксирная рамка 5 выполнена П-образной, имеет щарнир 8, в вертикальной плоскости, необходимый при движении по неровным дорогам и при установке роспуска на шасси автомобиля без разъединения сцепки. Посредством горизонтального шарнира 9 буксирная рамка соединена с передним концом дышла 10, выполненным в виде талрепа для регулировки длины передней части дышла по отношению к длине задней, что необходимо для точного размещения роспуска на шасси автомобиля. Передняя и задняя балки дышла соединены посредством шарнира 11. Соединение заднего конца дышла с роспуском выполнено свободным. В заднем конце коробчатого дышла, в верхней и нижней гранях выполнена удлиненная прорезь, длина которой соответствует максимально необходимому удлинению дышла и по которой перемещается шкворень 12 коника 13 роспуска.

Дышло в окно рамы роспуска вставляется с зазором h в вертикальной плоскости, что обеспечивает качание рамы относительно дышла. Коник 13 роспуска имеет специальную конфигурацию (см. фиг. 4) его центральная опорная балка, на которую укладывается груз, имеет цилиндрическую поверхность с радиусом г, равным расстоянию от этой поверхности до оси балансиров, и за одно целое с центральной балкой выполнены две балки - Упоры, передний 14 и задний 15, взаимодействующие с грузом при отклонении рамы роспуска от вертикального ноложепия. Внутри задней балка дышла, перед прорезью размещен шток 16 с пружиной 17, которая одним концом опирается на неподвижную пластину 18, другим - на подвижную шайбу 19, жестко связанную со штоком 16. По полости дышла, образованной пластинами 18 и 20, перемещается ползун 21, в отверстие которого, имеющее форму поверхности второго порядка, например однополостного гиперболоида, пропущен шкворень коника роспуска, что обеспечивает автоматическое изменение длины дышла.

Описанный автопоезд работает следующим

образом.

При движении автопоезда вперед сила тяги будет передаваться через тросы, а при торможениях и движении задним ходом усилия будут передаваться через дышло. При прямолинейном движении груженого автопоезда сила тяги будет передаваться в основном через груз под действием сил трения между грузом и стоечными тросами коников и между грузом и балками коников 4 и 13, на которых

могут устанавливаться пластины противоскольжения. Частично сила тяги передается через трос поворотного устройства 7 (в соответствии с предварительным натяжением). Траектория движения верхнего и нижнего ярусов совпадает. При движении на -повороте буксирная рамка 5, воздействуя на дышло, повернет его как относительно автомобиля, так и относительно роспуска. Трос поворотного устройства 7, наматываясь на внешнюю

(по отношению к центру поворота) сторону тяговой балки 3 автомобиля повернет раму роспуска на соответствующий угол. Поскольку груз не имеет возможности скользить, то под действием внутренних осевых сил и силы

предварительного сжатия пружины 17 шкворень 12 коника роспуска вместе с ползуном 21 переместится по полости дышла, которое удлинится на необходимую величину. Под действием усилий, действующих по оси груза,

рама роспуска начнет отклоняться по отнощению к вертикальной оси назад и в это время во взаимодействие с грузом войдет передний упор 14 коника роспуска, предотвращая дальнейшее отклонение рамы и ее соприкосновение с плоскостью дышла. Тяговое усилие автомобиля к роспуску также как и при прямолинейном движении будет передаваться через груз и тросе. Аналогично протекает рабочий процесс и в тех случаях, когда из-за дорожных неровностей задняя ось автомобиля и ось колес роспуска будет находиться на разных уровнях по отношению к горизонтали, а также при прямолинейном движении автопоезда на передаче заднего хода и ускоренном движении вперед. При замедленном двилсении под действием силы инерции рама роспуска будет стремиться наклониться по ходу движения, в это время во взаимодействие с грузом войдет задний упор 15 коника роспуска и разгрузит дышло от изгибающего момента.

Предложенная конструкция автопоезда, а именно его сцепки, обеспечивает разгрузку дышла, шкворней коников при движении на повороте и при переломах продольного профиля дороги от внутренних напряжений, приводящих к поломке дышла и шкворней коников.

Ф о р м у л а и 3 о б р е т е п и я

Автопоезд, содержащий тягач и прицеп-роспуск с устаиовленпым па нем посредством шкворня коннком, связанный с тягачом тросовым поворотным устройством и складываюШ.ИМСЯ дышлом, отличающийся тем, что, с целью снижения внутренних напряжений элементов сцепки, дышло установлено на прицепе-роспуске с вертикальным зазором, а внутри дыщла под рамой прицепа-роспуска установлены неподвижно пластины, образующие полость, в которой размещены ползун, а со стороны тягача - подпружиненный шток - при ЗТОЛ1 в дышле выполнена продольная прорезь, через которую пропущен щкворень, охватываемый указанным ползуном и удерживаемый от перемещения с одной стороны неподвижной пластиной, а с другой стороны- подпружиненным штоком.

Похожие патенты SU556066A1

название год авторы номер документа
Прицеп-роспуск для перевозки длинномерных грузов 1976
  • Димант Валдис Эрнестович
  • Даугавиетис Марис Оттович
SU557942A2
ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ 1970
  • В. А. Горбачевский, И. Н. Лексау, И. А. Мадекин В. Ф. Аксенов
SU265738A1
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 1977
  • Клычков Павел Дмитриевич
SU715371A1
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов 1982
  • Дорофеев Сергей Алексеевич
SU1039785A1
Устройство для управленияпРицЕпОМ-РОСпуСКОМ 1979
  • Горбачевский Виктор Андреевич
  • Квеселадзе Автандил Гоглаевич
  • Лексау Игорь Николаевич
  • Абакумов Виктор Егорович
  • Раев Всеволод Олегович
SU823210A1
НКЧЕСКАЯ БКБЛИЭТЕКА 1965
  • В. А. Горбачевский, А. Н. Рыжков, В. П. Немцев, И. О. Сухарникс
  • К. Е. Харламов
SU171276A1
Автопоезд для перевозки длинномерных грузов 1976
  • Горбачевский Виктор Андреевич
  • Лексау Игорь Николаевич
  • Бутылочкин Михаил Иванович
  • Нальский Вячеслав Борисович
  • Тютина Татьяна Сергеевна
  • Павлов Андрей Сергеевич
  • Брюханов Виктор Петрович
SU582111A1
Складывающееся дышло 1970
  • Лексау Игорь Николаевич
SU437644A1
Автопоезд для транспортирования длинномерных грузов 1984
  • Дорофеев Сергей Алексеевич
SU1232551A1
ПРИЦЕП-РОСПУСК 1999
  • Петренко В.Д.
RU2173271C2

Иллюстрации к изобретению SU 556 066 A1

Реферат патента 1977 года Автопоезд

Формула изобретения SU 556 066 A1

////i-y//A- /// / ///:

ЦП

lpU8.2

Tizr

pusS

SU 556 066 A1

Авторы

Клычков Павел Дмитриевич

Даты

1977-04-30Публикация

1975-03-03Подача