Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при агрегатировании тягача и землеройно-транепоршого оборудования.
Известно устройство для соединения транспортной тележки и тягача [1], содержащее тягач, транспортную тележку, опирающуюся на передний мост, снабженный поворотным в вертикальной плоскости дышлом с прицепным устройством.
Устройство приспособлено для работы на транспортном режиме, при движении по дорогам, где отсутствуют значительные тяговые нагрузки.
Известно устройство для соединения полуприцепного скрепера с колесным тягачом [2], включающее арку-хобот, в которой установлена шаровая опора, и тягач, на раме которого размещена сферическая обойма.
Такое устройство приспособлено к работе на тяговом режиме и обеспечивает все необходимые взаимные перемещения тягачу и скреперу при движении в забое. Однако оно не может применяться без конструктивных изменений на прицепных скреперах.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является прицепной скрепер [3], включающий тягач с прицепным шкворнем, ковш скрепера, соединенный аркой-хоботом посредством шаровой опоры с передним мостом, имеющим жесткое дышло с буксирной тягой.
Такое устройство надежно соединяет скреперное оборудование с тягачом при работе на тяговом режиме и движении по пересеченной местности. Однако при копании грунта его работа вызывает уменьшение сцепного веса тягача из-за размещения буксирной тяги и шаровой опоры по разные стороны (в вертикальной плоскости) от оси переднего моста скрепера и на разной высоте от грунта. В результате уменьшается сила тяги и производительность прицепного скрепера и увеличиваются изгибающие нагрузки на металлоконструкцию прицепного устройства.
Изобретение направлено на стабилизацию (сохранение) сцепного веса тягача при наборе грунта прицепным скрепером и уменьшение нагрузок на его прицепное устройство. Для прицепного устройства скрепера, содержащего тягач с прицепной скобой, ковш с аркой-хоботом, передний мост, буксирную тягу, шаровую опору и сферическую обойму, эти качества достигаются тем, что шаровая опора смонтирована на арке-хоботе, а сферическая обойма - на переднем мосту скрепера, причем оси шаровой опоры, буксирной тяги и прицепной скобы тягача расположены на одной высоте от грунта.
Сущность заявляемого устройства пояснена чертежами, где на фиг.1а, б приведена конструкция устройства; на фиг.2 изображено шаровое опорное устройство, на фиг.3 - схема сил, действующих на прицепное устройство.
Прицепное устройство скрепера включает дышло 1, передний мост 2, буксирную тягу 3 переднего моста 2, смонтированную на одной высоте h с шаровым опорным устройством 4, состоящим из сферической обоймы 5 и шаровой опоры 6, смонтированной в арке-хоботе 7 ковша скрепера. На тягаче 8 на высоте h от грунта установлена прицепная скоба 9. Устройство работает следующим образом.
Скрепер, оборудованный описанным устройством, соединяют с прицепной скобой 9 тягача буксирной тягой 3 так, чтобы высота H над грунтом буксирной тяги 3, прицепной скобы 9 тягача 8 и шаровой опоры 6 была одинакова (фиг.1 а).
При копании грунта в прицепном устройстве возникают горизонтальные усилия: сила тяги Т тягача 8 и горизонтальная реакция в шаровой опоре 6 Тш (фиг.3), которые направлены по одной линии и поэтому не вызывают в прицепном устройстве уравновешивающего момента и вертикальной силы К, которая в обычных конструкциях прицепных устройств уменьшает сцепной вес тягача и увеличивает нагрузку на металлоконструкцию прицепного устройства.
Размещение крепления шаровой опоры 6 в теле арки-хобота 7 позволяет снизить высоту h и тем самым дополнительно уменьшить нагружение металлоконструкции прицепного устройства.
В самом деле, из условия равновесия дышла 1 скрепера относительно оси переднего моста 2 (точка 0, фиг.3) можно определить вертикальную силу К в буксирной тяге 3 переднего моста 2:
где lд - горизонтальное расстояние от оси переднего моста до прицепной скобы тягача;
Т - сила тяги, развиваемая тягачом;
h1 и h - расстояния по вертикали от оси дышла до оси буксирной тяги у прототипа и предлагаемого устройства соответственно;
Rш - вертикальная нагрузка на шаровую опору;
в - горизонтальное расстояние между центром шаровой опоры и осью переднего моста;
Gд - вес дышла прицепного устройства;
а - горизонтальное расстояние от оси переднего моста скрепера до центра тяжести дышла прицепного устройства.
Эта вертикальная сила К приложена к тягачу вверх и уменьшает его сцепной вес пропорционально развиваемой им силе тяги Т, что является существенным недостатком существующих конструкций прицепных устройств скреперов.
В приведенном выражении (1) в практических расчетах двумя правыми слагаемыми можно пренебречь, т.к. величина в=0,01д, а Gд=0,15Т. В этом случае для исключения уменьшения (стабилизации) сцепного веса тягача за счет силы тяги Т необходимо соблюдение равенства:
Устройство (фиг.1а, б и фиг.2) обеспечивает выполнение равенства (2).
Таким образом, при работе предлагаемого прицепного устройства в буксирной тяге практически не возникает вертикальная сила К, что приводит к стабилизации сцепного веса тягача при копании. Последнее положительно сказывается на производительности прицепного скрепера и долговечности его металлоконструкции.
Предлагаемое устройство исключает снижение сцепного веса тягача при копании грунта за счет силы тяги, уменьшает изгибающие моменты в металлоконструкции прицепного устройства, повышает производительность и долговечность скреперного агрегата.
Источники информации
1. Высоцкий М.С., Добрых Л.И., Сироткин З.Л. Автомобильные и тракторные прицепы. М.: Машгиз, 1962. - 164 с. (рис.1, с.11; рис.2, с.12).
2. SU, 1684436, A1, E 02 F 3/64. Скреперный агрегат. Опубл. 15.10.91. Бюл. №38.
3. Плешков Д.И., Хейфец М.И., Яркин А.А. Бульдозеры, скреперы, грейдеры. Учебник для проф. - техн. учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1972. - 328 с. (стр.202, рис.108, рис.108, с.197).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРА | 2003 |
|
RU2244071C1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРА | 2005 |
|
RU2283924C1 |
Сцепное устройство скреперного поезда | 1987 |
|
SU1418079A1 |
ПРИЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРА | 2008 |
|
RU2373336C1 |
Устройство для агрегатирования тягача и скрепера | 2022 |
|
RU2788073C1 |
СПОСОБ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПНОГО ВЕСА ТЯГАЧА ПРИЦЕПНОГО СКРЕПЕРА | 2006 |
|
RU2323302C2 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПНОГО СКРЕПЕРА | 2006 |
|
RU2363815C2 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПНОГО СКРЕПЕРА | 2008 |
|
RU2368735C1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СКРЕПЕРНОГО ПОЕЗДА | 2004 |
|
RU2261805C1 |
СКРЕПЕР | 2002 |
|
RU2209887C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при агрегатировании тягача и землеройно-транспортного оборудования. Прицепное устройство скрепера включает тягач с прицепной скобой, ковш с аркой-хоботом, передний мост, буксирную тягу, сферическую обойму и шаровую опору. Шаровая опора смонтирована на арке-хоботе, а сферическая обойма - на переднем мосту скрепера. Оси шаровой опоры, буксирной тяги и прицепной скобы тягача расположены на одной высоте от грунта. Повышается производительность и долговечность скреперного агрегата. 3 ил.
Прицепное устройство скрепера, включающее тягач с прицепной скобой, ковш с аркой-хоботом, передний мост, буксирную тягу, сферическую обойму и шаровую опору, отличающееся тем, что шаровая опора смонтирована на арке-хоботе, а сферическая обойма - на переднем мосту скрепера, причем оси шаровой опоры, буксирной тяги и прицепной скобы тягача расположены на одной высоте от грунта.
ПЛЕШКОВ Д.И | |||
и др | |||
Бульдозеры, скреперы, грейдеры | |||
Учебник для проф.-тех | |||
учебных заведений | |||
- М.: Высшая школа, 1972, с.197, 202, рис.108 | |||
УСТРОЙСТВО для ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРИЦЕПНОГО | 0 |
|
SU374415A1 |
Землеройно-транспортный агрегат | 1979 |
|
SU787568A2 |
Скрепер | 1982 |
|
SU1021726A1 |
Скрепер | 1986 |
|
SU1633060A1 |
Сцепное устройство полуприцепных машин | 1989 |
|
SU1661042A1 |
Скреперный агрегат | 1989 |
|
SU1684436A1 |
Авторы
Даты
2004-06-10—Публикация
2002-10-21—Подача