Предлагаемое изобретение относится к автомобильному машиностроению, а именно к транспортным средствам, предназначенным для перевозки и буксировки неисправных автомобилей и других транспортных средств.
Известны эвакуаторы, описанные в журнале “Комтранс”, коммерческий транспорт №1 (17) 2002 года. Статья “На собственной спине”, с.65 13-я строка сверху – Для этого достаточно на подходящее по размерам и грузоподъемности шасси установить платформу, задняя погрузочная часть которой наклонена на 10-12 градусов и снабжена откидными или убираемыми под платформу аппарелями. Погрузка и выгрузка автомобиля производится тросовой лебедкой с механическим, электрическим или гидравлическим приводом. Недостаток данного технического решения в том, что при перемещении аварийного автомобиля, например с разрушенным передним колесом, по аппарелям посредством лебедки часто останавливают перемещение и направляют части или колеса автомобиля относительно аппарелей подручными средствами, так как трос лебедки движет аварийное транспортное средство по прямой, а колеса его и разрушенная часть этого делать не позволяют.
Известно изобретение, авторское свидетельство СССР №1518166, кл. В 60 Р 3/06, 3/12. “Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств”, содержащее установленные на раме транспортного средства лебедку, выдвижные поворотные в вертикальной продольной плоскости дорожки для размещения аварийного транспортного средства, закрепленную на раме между ними выдвижную телескопическую тягу с шарнирно закрепленной на ее конце с возможностью поворота в горизонтальной плоскости платформой для буксировки второго аварийного транспортного средства, телескопической стрелой, закрепленной на раме в зоне средней части дорожек с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости и установленной над телескопической тягой между дорожками.
Недостаток данного устройства в том, что оно не позволяет оператору при перемещении аварийного транспортного средства с разрушенной ходовой частью или передним колесом по выдвижным частям дорожек и по дорожкам управлять перемещением транспортного средства в случае перекосов, а перекосы будут, так как трос не имеет маневра в горизонтальном направлении, нарушается безопасность погрузки аварийного транспортного средства. Для погрузки второго транспортного средства надо применять телескопическую стрелу, а она уже расположена под днищем первого транспортного средства. Ее применение для погрузки ограничено размерами первого транспортного средства. Трос надо пропускать под днищем первого транспортного средства. Ограничение маневра телескопической стрелы приводит к нарушениям безопасности погрузки второго аварийного транспортного средства.
Цель изобретения повышение безопасности перемещения аварийного транспортного средства по дорожкам при погрузке и разгрузке за счет возможности перемещения блока с тросом на аварийном транспортном средстве поперек дорожек в горизонтальной плоскости, возможности управлять перемещением аварийного транспортного средства, а значит безопасно перемещать аварийное транспортное средство по дорожкам.
Поставленная цель достигается тем, что транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств содержит установленные на раме транспортного средства лебедку, выдвижные поворотные в вертикальной продольной плоскости дорожки для размещения аварийного транспортного средства, закрепленную на раме между ними выдвижную телескопическую тягу с шарнирно закрепленной на ее конце с возможностью поворота в горизонтальной плоскости платформой для буксировки второго аварийного транспортного средства, телескопическую стрелу, закрепленную на раме в зоне средней части дорожек с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости и установленной над телескопической тягой между дорожками, последние снабжены балкой и кареткой с блоком, цепной передачей с приводом перемещения блока поперек дорожек вдоль балки, при этом лебедка закреплена на поперечине между дорожками перед балкой, а трос лебедки запасован в блок каретки, выдвижная телескопическая тяга выполнена с рычагом на штоке гидроцилиндра с возможностью перемещения в вертикальной продольной плоскости платформы или блока на конце тяги, при этом трос лебедки может быть запасован в блок каретки, в блок телескопической стрелы и в блок телескопической тяги.
Транспортное средство получило новое качество.
Технические предложения, содержащие всю совокупность существенных признаков, изложенных в заявленном решении, в патентной и научно-технической литературе, не обнаружены. Технические решения, содержащие признаки, сходные с признаками, отличающими заявленное техническое решение от прототипа, в патентной и научно-технической литературе не обнаружены. При реализации предложенного технического решения повышается безопасность погрузки и разгрузки аварийных транспортных средств и расширяются технологические возможности транспортного средства за счет возможности перемещения блока с тросом поперек дорожек и возможности перемещения телескопической тяги в вертикальной продольной плоскости до полотна дороги, зацепа, подъема и транспортировки второго аварийного транспортного средства платформой телескопической тяги.
Таким образом, предложенное техническое решение соответствует критериям изобретения “новизна”, “существенные отличия” и “положительный эффект”.
Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг.1 – транспортное средство – вид сбоку; на фиг.2 транспортное средство, вид сверху; фиг.3 – вид А-А по фиг.2; фиг.4 – вид сверху на двутавровую балку с цепной передачей и блоком в сб.; фиг.5 - вид Б-Б по фиг.6; фиг.6 – фрагмент каретки с блоком в сб.; фиг.7 – каретка, вид сбоку по фиг.5; фиг.8 – дорожки с узлом крепления балки и телескопической стрелой на раме транспортного средства; фиг.9 – телескопическая тяга с блоком в сб., вид сверху; фиг.10 – телескопическая тяга с блоком в сб., вид сверху; фиг.11 – шарнир части тяги, телескопической тяги; фиг.12 – тяга с платформой в сб. для буксировки второго транспортного средства.
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств содержит раму 1, на оси 2 которой поворотно в продольной вертикальной плоскости установлены дорожки 3 с выдвижными частями 4 на катках 5 посредством цепной передачи и приводом от гидромотора (на фиг.не обозначены). Части 4 закреплены к цепям своими передними частями цепной передачи. Дорожки 3 выполнены в виде двух коробов, внутри которых и расположены выдвижные части 4 на катках 5 и цепи цепной передачи. Катки 5 закреплены спереди частей 4 с возможностью качения вдоль, внутри коробов, вдоль дорожек 3 и поворотно вокруг оси катков 5 в продольной вертикальной плоскости при полном выдвижении частей 4, при этом катки 5 опираются на нижние полки коробов - опорный сухарь (на фиг.не обозначены), закрепленный в задней части коробов. На раме 1 шарнирно закреплен гидроподъемник 6, шток которого (на фиг.не обозначен) через шаровой шарнир закреплен на траверсе между дорожками 3 (на фиг.не обозначена). В передней части дорожек, поперек, сверху закреплен силовой узел 7 с двутавровой балкой 8, с кареткой 9 на цепной передаче 10 с приводом от гидромотора. Каретка 9 закреплена на цепи 10 жимом (на фиг.не обозначен), а ее ролики 11 могут катиться вдоль балки 8, по ее полкам, поперек дорожек 3. На каретке 9, на цапфах 12 бобышки 13, установлена ось 14 блока 15. Блок 15 может поворачиваться цапфами 12 относительно дорожек 3 в продольной горизонтальной плоскости и поворачиваться вокруг оси 14 в бобышке 13 в вертикальной плоскости. Перед балкой 8, на поперечине (на фиг.не обозначена) между дорожками 3, закреплена лебедка 16 с приводом от гидромотора (на фиг.не обозначен) с тросом 17. При этом трос 17 запасован в блок 15 и выполнен с возможностью перемещения вместе с кареткой 9 относительно балки 8 поперек дорожек 3. На раме 1, в зоне средней ее части, закреплена ось (на фиг.не обозначена) телескопической стрелы 18, расположенной между дорожками 3, а гидроцилиндры 19 ее подъема шарнирно закреплены на опусках 20 рамы 1 в задней ее части, штоки гидроцилиндров закреплены на стреле 18. Стрела 18 выполнена подъемно–поворотно в продольной вертикальной плоскости и может ложиться на раму 1 между дорожками 3. На выдвижной части 21 стрелы 18 закреплен блок 22. Внутри стрелы 18 закреплен гидроцилиндр (на фиг.не обозначен) выдвижения части 21 с блоком 22. В нижней части опуска 20 на оси 23 установлены проушины телескопической тяги 24 с рычагом 25, в котором шарнирно закреплен шток 26 гидроцилиндра 27, а сам гидроцилиндр 27 шарнирно закреплен на опусках 20 рамы 1. Внутри тяги 24 закреплен гидроцилиндр (на фиг.не обозначен) выдвижения телескопической ее части 28. Тяга 24 выполнена с фиксатором 29 положения выдвижения части 28 и роликовым упором 30, а телескопическая часть 28 выполнена с вертикальным отверстием 31 в шарнире 32, оси которого (на фиг.не обозначены) расположены вдоль тяги 24. Через отверстие 31 фиксируют штырем 33 блок 34 или платформу 35 на тяге 24 транспортного средства 36. Шарнир 32 позволяет оси блока 34 поворачиваться вслед за усилиями троса 17.
Предложенное техническое устройство работает следующим образом.
Вариант 1. Погрузка и перемещение по дорожкам аварийного транспортного средства, например автомобиля с разрушенным передним колесом. Транспортное средство 36 подают задним ходом, не доезжают несколько метров до аварийного автомобиля и стопорят транспортное средство 36. Включают пневмопривод стопора барабана лебедки на отключение (на фиг.не обозначен) и стравливают трос 17, вручную тянут за конец троса 17. При этом трос 17 сматывают с барабана лебедки 16 через блок 15 каретки 9. Запасовывают трос 17 в блок 22 части 21 стрелы 18. Включают гидроцилиндры 19 на подъем стрелы 18. Одновременно продолжают стравливать трос 17. Останавливают стрелу 18, включают гидроцилиндр выдвижения части 21. Останавливают выдвижение, закрепляют трос 17 за части аварийного автомобиля со стороны разрушенного колеса. Включают гидроцилиндры 19 на подъем стрелы 18, вывешивают часть аварийного автомобиля. Закрепляют за части разрушенного колеса технологическую тележку (на фиг.не обозначена). Включают гидроцилиндры 19 и опускают технологическую тележку на полотно дороги вместе с разрушенной частью аварийного автомобиля. Снимают трос 17 с части аварийного автомобиля и закрепляют его для погрузки аварийного автомобиля на дорожки 3. При этом снимают трос 17 с блока 22 стрелы 18. Включают гидроцилиндр выдвижения части 21 (на фиг.не обозначен) и втягивают часть 21 вовнутрь стрелы 18 (читай перемещения части 21). Включают гидроцилиндры 19 и опускают стрелу 18 на раму 1 транспортного средства 36, при этом стрела 18 перемещается между дорожек 3. Включают гидроциндр 27 и опускают тягу 24 до полотна дороги, при этом шток 26 цилиндра 27 взаимодействует с рычагом 25 тяги 24 и тяга 24 перемещается в вертикальной продольной плоскости вместе с платформой 35 относительно рамы 1. Включают гидроподъемник 6 на подъем дорожек 3. Последние поворачиваются в продольной вертикальной плоскости на оси 2 рамы 1 на угол “α” вместе с силовым узлом 7, лебедкой 16 и кареткой 9 с блоком 15. Включают гидромотор выдвижения части 4 дорожек 3, при этом катки 5 катятся по внутренним частям коробов дорожек 3 в крайнее заднее положение до упора в сухарь, и части 4 поворачиваются вокруг осей катков 5 относительно дорожек 3 и касаются полотна дороги. Включением гидроподъемника 6 можно менять величину угла “γ” между полотном дороги и выдвижными частями 4 в зависимости от заднего свеса частей аварийного автомобиля. Включают гидромотор лебедки 16 на наматывание троса 17. Подтягивают аварийное транспортное средство к частям 4 дорожек 3. Если транспортное средство имеет низкую посадку, то трос 17 предварительно заводят за упор – ролик 30 и блок 22. В основном этот прием применяют для погрузки легковых аварийных автомобилей. Перемещают аварийное транспортное средство по частям 4 дорожек 3. Для ориентации аварийного автомобиля относительно частей 4 и дорожек 3 включают гидромотор цепной передачи 10, при этом каретка 9 перемещается относительно двутавровой балки 8 и силового узла 7 поперек дорожек 3, при этом ролики 11 катятся по полкам двутавровой балки 8. Блок 15 каретки 9 поворачивается на оси 14, а цапфы 12 бобышки 13 блока 15 поворачиваются в каретке 9 вслед за усилиями троса 17. Маневрируют перемещением троса 17 и передней частью аварийного транспортного средства поперек дорожек 3 и добиваются перемещения по дорожкам – безопасного перемещения аварийного автомобиля по частям 4 и дорожкам 3, при этом исправное колесо аварийного автомобиля катится по одной дорожке 3, а технологическая тележка, закрепленная к частям аварийного автомобиля, катится по другой дорожке 3. Перемещают аварийный автомобиль до упора (на фиг.не обозначен). Фиксируют колеса аварийного автомобиля на дорожках 3. Включают цепной привод частей 4 и втягивают их в короба дорожек 3. Опускают дорожки 3 с аварийным автомобилем в сборе на раму 1 транспортного средства 36.
Погрузка второго аварийного транспортного средства на платформу телескопической тяги
На дорожках 3 находится первый автомобиль в зафиксированном положении. На части 28 в отверстии 31 штырем 33 зафиксирована платформа 36. Тяга 24 опущена вниз до касания платформы полотна дороги. Подают задним ходом транспортное средство 36 к аварийному автомобилю, не доезжают до платформы около метра. Включают гидроцилиндр 27 на подъем тяги 24, шток 26 цилиндра 27 взаимодействует с рычагом 25 тяги 24 и тяга перемещается вверх, поворачивается вокруг оси 23 в вертикальной продольной плоскости. Останавливают перемещение тяги 24. Выключают фиксатор 29 части 28 тяги 24. Снимают траверсу 37 платформы 35. При этом образуется вилочный захват колеса, например, аварийного автомобиля. Включают гидроцилиндр 27 на перемещение тяги 24 и включают гидроцилиндр выдвижения части 28 тяги 24. Манипулируют выдвижением и перемещением тяги 24 и заводят вилочный захват: колесо аварийного транспортного средства проходит между “вилами” платформы и фиксируют колесо аварийного автомобиля траверсой 37 на платформе. Включают гидроцилиндр 27 на подъем части аварийного автомобиля тягой 24 до безопасного положения буксировки. Включают гидроцилиндр перемещения части 28 тяги 24, часть 28 перемещают в сторону транспортного средства 36 вместе с аварийным автомобилем. Фиксируют часть 28 относительно тяги 24 фиксатором 29. Фиксируют аварийный автомобиль относительно тяги 24 страховочными приспособлениями (на фиг. не обозначены).
Разгрузку аварийного автомобиля с платформы 35 производят в обратном порядке.
Разгрузка аварийного автомобиля с дорожек 3 (у аварийного автомобиля разрушена ходовая часть)
Аварийный автомобиль находится на дорожках 3, трос 17 зафиксирован за переднюю часть аварийного автомобиля. Стрела 18 лежит на раме 1. Каретка 9 находится напротив места фиксации троса 17 на аварийном транспортном средстве. Платформа 35 находится на уровне полотна дороги. Снимают страховочные устройства фиксации аварийного автомобиля за дорожки 3. Вкачают на подъем гидроподъемник 6 и дорожки 3 перемещаются на оси 2 в вертикальной плоскости относительно рамы 1. Включают гидромотор привода цепной передачи перемещения частей 4, выдвигают части 4 до их соприкосновения с полотном дороги. При некотором угле подъема дорожек 3 аварийный автомобиль начинает сползать с дорожек 3. Включают гидромотор привода лебедки 16 на разматывание троса 17. В случае перекосов аварийного автомобиля относительно дорожек 3 включают гидромотор цепной передачи 10, ролики 11 каретки 9 катятся по полкам двутавровой балки 8, блок 15 каретки 9 перемещается вместе с тросом 17. При этом блок 15 вращается вокруг своей оси, а ось 14 блока 15 поворачивается в каретке 9 вместе с цапфами 12 бобышки 13. Блок 15 поворачивается в горизонтальной плоскости вслед за усилиями троса 17, при этом каретка 9 перемещается поперек дорожек 3 и усилиями троса 17 направляют аварийное транспортное средство относительно дорожек 3. Аварийное транспортное средство перемещают по дорожкам 3 и по частям 4 до соприкосновения задних колес или их частей с полотном дороги. Продолжают стравливать трос 17 и запасовывают его в блок 22 части 21 стрелы 18 через серьгу блока (на фиг.не обозначена). Останавливают гидромотор лебедки 16. Включают на подъем гидроцилиндры 19 стрелы 18. Стрела 18 поворачивается относительно рамы 1 в вертикальной плоскости. Одновременно выдвигают часть 21 с блоком 22. Операции выполняют до вывешивания передней части аварийного автомобиля относительно дорожек 3. Манипулируют подъемом дорожек 3. Выставляют в линию дорожки 3 и части 4. Включают гидромотор цепной передачи перемещения частей 4. Втягивают части 4 в короба дорожек 3. Включают лебедку 16 на опускание переднюй части аварийного автомобиля на полотно дороги. Включают гидроцилиндр 6 на опускание дорожек на раму 1.
Вариант 2. Вытаскивание аварийного автомобиля из глубокого кювета
Транспортное средство 36 подают задним ходом к месту подъема. Вместо платформы 35 в отверстие 31 ставят штырь 33, фиксируют им блок 34 на части 28 тяги 24. Включают пневмоцилиндр фиксации барабана лебедки 17. Вручную разматывают трос 17 с лебедки 16 через блок 15 каретки 9. Запасовывают трос 17 в блок 22 и блок 34. Закрепляют трос 17 на части аварийного транспортного средства. Дают предварительное натяжение троса 17, включают гидроцилиндры 19 телескопической стрелы 18 на подъем. Выбирают нужный угол наклона стрелы 18 из условий безопасности. Включают гидроцилиндр 27 перемещения тяги 24 в вертикальной плоскости. При необходимости включают гидроцилиндр выдвижения части 28 (предварительно снимают фиксатор 29). Фиксируют часть 28 фиксатором 29. Включают гидромотор лебедки 16 и вытаскивают аварийный автомобиль из кювета. Дальнейшие операции выполняются с применением ранее описанных приемов с применением известных устройств.
По сравнению с прототипом (а.с. СССР №1518166) в предложенном транспортном средстве значительно обеспечена безопасность погрузки и разгрузки аварийных транспортных средств за счет возможности перемещения блока с тросом и части аварийного транспортного средства поперек дорожек и возможности перемещения телескопической тяги в вертикальной продольной плоскости до полотна дороги, зацепа, подъема и транспортировки второго аварийного транспортного средства на платформе телескопической тяги.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство для погрузки и буксировки аварийных транспортных средств | 1990 |
|
SU1823826A3 |
Транспортное средство для погрузки и буксировки аварийных транспортных средств | 1990 |
|
SU1823827A3 |
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств | 1985 |
|
SU1518166A1 |
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств | 1984 |
|
SU1242410A1 |
Транспортное средство для погрузки и буксировки неисправных автомобилей | 1990 |
|
SU1780524A3 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1991 |
|
RU2007309C1 |
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств | 1987 |
|
SU1572860A1 |
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств | 1991 |
|
SU1830014A3 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2081765C1 |
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2299138C2 |
Изобретение относится к автомобильному машиностроению, в частности к транспортным средствам – эвакуаторам для перевозки и буксировки аварийных транспортных средств. Транспортное средство содержит установленные на раме 1 лебедку 16, выдвижные поворотные в вертикальной продольной плоскости дорожки 3 для размещения аварийного автомобиля, закрепленную на раме между ними выдвижную телескопическую тягу 24 с шарнирно закрепленной на ее конце с возможностью поворота в горизонтальной плоскости платформой 35 для буксировки второго аварийного транспортного средства. На раме закреплена с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости телескопическая стрела. Дорожки снабжены балкой с установленной с возможностью перемещения поперек дорожек вдоль балки кареткой с блоком, в который запасован трос лебедки, который может быть запасован в блок телескопической стрелы или в блок телескопической тяги. Изобретение повышает безопасность. 12 ил.
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств, содержащее установленные на раме транспортного средства лебедку, выдвижные поворотные в вертикальной продольной плоскости дорожки для размещения аварийного транспортного средства, закрепленную на раме между ними выдвижную телескопическую тягу с шарнирно закрепленной на ее конце с возможностью поворота в горизонтальной плоскости платформой для буксировки второго аварийного транспортного средства, телескопическую стрелу, закрепленную на раме в зоне средней части дорожек с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости и установленную над телескопической тягой между дорожками, отличающееся тем, что дорожки снабжены балкой и кареткой с блоком, цепной передачей с приводом перемещения каретки с блоком поперек дорожек вдоль балки, при этом лебедка закреплена на поперечине между дорожками перед балкой, а трос лебедки запасован в блок каретки.
Транспортное средство для погрузки и буксировки неисправных автомобилей | 1990 |
|
SU1780524A3 |
Транспортное средство для перевозки аварийных транспортных средств | 1991 |
|
SU1830014A3 |
US 6089818 А, 18.07.2000. |
Авторы
Даты
2004-08-10—Публикация
2002-12-26—Подача