Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях электродвигателей с тормозным устройством.
Известен электродвигатель с колодочным тормозом, см. а.с. №154929. Колодочный тормоз указанного электродвигателя содержит две тормозные колодки, взаимодействующие с наружной поверхностью тормозного шкива посредством пружины растяжения и разжимаемые при подключении электродвигателя к сети посредством рычажного механизма, связанного с подвижным статором.
Недостатком данного тормозного устройства является сложность конструкции, заключающаяся в подвижном исполнении статора и многозвенности конструкции связанного со статором рычажного механизма, кроме того, замыкание тормозных колодок происходит по наружной поверхности тормозного шкива на сравнительно малом диаметре, что требует создания значительных усилий в элементах рычажного механизма.
Из известных устройств наиболее близким по технической сущности к заявляемому является "Колодочный тормоз электродвигателя", см. М.П.Александров "Тормоза подъемно-транспортных машин". - М.: "Машиностроение", 1976 г., с.151, рис.3.18.6.
Колодочный тормоз электродвигателя содержит две тормозные колодки, замыкаемые посредством пружин сжатия на установленный на валу вентилятора шкив. Тормозные колодки посредством рычажного механизма связаны с сердечником электромагнита, корпус которого закреплен на корпусе электродвигателя.
Недостатками данного колодочного тормоза являются его увеличенные габариты в результате расположения электромагнита снаружи тормозного шкива, а также снижение эксплуатационных качеств из-за сложности регулирования зазора между поверхностями колодок и шкива и невозможности модернизации действующих электродвигателей, не оснащенных тормозами, без существенной переделки их основных узлов и деталей.
Задачей данного технического решения является сокращение габаритов и повышение эксплуатационных качеств колодочного тормоза электродвигателя.
Поставленная задача решается за счет того, что тормозной шкив выполнен в виде расположенного с торца электродвигателя барабана, выполненного заодно целое с вентилятором, электромагнит расположен внутри барабана, а рычажный механизм выполнен в виде двух тяг, шарнирно связанных с сердечником электромагнита и колодками, пружина сжатия установлена на двух входящих один в другой стержнях, шарнирно закрепленных на концах тормозных колодок, а другие концы тормозных колодок имеют скошенные поверхности, контактирующие с призматическими поверхностями двух гаек с противоположным направлением резьбы, установленных на винте с фиксацией от поворота и возможностью осевого перемещения.
Проведенный анализ общедоступных источников информации об уровне техники не позволил выявить техническое решение, тождественное заявленному, на основании чего делается вывод о неизвестности последнего, т.е. соответствии представленного в настоящей заявке изобретения критерию “новизна”.
Сопоставительный анализ заявленного решения с известными техническими решениями позволил выявить, что представленная совокупность отличительных признаков неизвестна для специалиста в данной области и не следует явным образом из известного уровня техники, на основании чего делается вывод о соответствии представленного в настоящей заявке изобретения критерию “изобретательский уровень”. Техническое решение поясняется прилагаемыми чертежами, где: на фиг.1 показан продольный разрез по вертикальной оси электродвигателя с тормозом; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.2.
Колодочный тормоз электродвигателя 1 (см.фиг.1) монтируется в несущем кожухе 2, крепящемся к заднему фланцу электродвигателя. На заднем конце вала ротора 3 установлен вентилятор 4, заодно целое с которым выполнен тормозной барабан 5. С внутренней поверхностью тормозного барабана 5 взаимодействуют две тормозные колодки 6 (см.фиг.2), прижимаемые к тормозном барабану пружиной сжатия 7.
Внутри тормозного барабана 5 (см.фиг.1) расположен электромагнит, состоящий из корпуса 8 и сердечника 9 (см.фиг.2), корпус 8 посредством кронштейна 10 крепится к несущему кожуху 2 (см.фиг.1). Сердечник 9 электромагнита (см.фиг.2) посредством шарнирно прикрепленных тяг 11 связан с тормозными колодками 6. Пружина сжатия 7 установлена на соосно расположенных и входящих один в другой стержнях 12 и 13, шарнирно закрепленных на концах тормозных колодок 6. На противоположных концах колодок 6 выполнены скошенные поверхности 14 (см.фиг.3), контактирующие с призматическими поверхностями 15 двух гаек 16 и 17, имеющих противоположное направление резьбы. Гайки 16 и 17 установлены на винте 18 с фиксацией от поворота и возможностью осевого перемещения. Одна опора винта 18 выведена наружу в виде хвостовика 19 для регулировки.
Колодочный тормоз электродвигателя работает следующим образом.
При запуске электродвигателя напряжение подается одновременно на обмотки электродвигателя и катушку электромагнита. Сердечник 9 электромагнита (см.фиг.2) втягивается в корпус 8 и за счет тяг 11 отводит тормозные колодки 6 от поверхности тормозного барабана 5 (см.фиг.1). При этом происходит деформация сжатия пружины 7 (см.фиг.2), а стержни 12 и 13 входят друг в друга.
При отключении электродвигателя одновременно снимается напряжение с обмоток электродвигателя и катушки электромагнита. За счет пружины сжатия 7 тормозные колодки прижимаются к поверхности тормозного барабана 5 (см.фиг.1), и ротор электродвигателя затормаживается.
Регулирование зазора между поверхностями тормозных колодок 6 и тормозного барабана 5 производится путем поворота винта 18 за хвостовик 19, при этом гайки 16 и 17 перемещаются в противоположных направлениях. За счет взаимодействия призматических поверхностей 15 гаек со скошенными поверхностями 14 тормозных колодок происходит приближение или удаление тормозных колодок 6 относительно внутренней поверхности тормозного барабана 5.
Предлагаемая конструкция колодочного тормоза электродвигателя позволила получить технический результат, заключающийся в повышении компактности устройства, улучшении его эксплуатационных качеств, а также в обеспечении возможности достаточно легкого встраивания в действующие электродвигатели, требующие оснащения тормозами.
Предлагаемый колодочный тормоз может применяться в электрических машинах различного назначения, в т.ч. в электрических талях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колодочный тормоз механизма поворота башенного крана | 1983 |
|
SU1138564A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ТАЛЬ | 1969 |
|
SU246808A1 |
Колодочный тормоз нормально-замкнутого типа с автоматическим регулированием тормозного момента подъемно-транспортных машин | 1984 |
|
SU1171617A1 |
Блокировочное устройство эскалатора | 1982 |
|
SU1076393A1 |
Ленточно-колодочный тормоз | 1988 |
|
SU1527424A1 |
Колодочный тормоз | 1978 |
|
SU771011A1 |
Лебедка | 1989 |
|
SU1735202A1 |
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА БАШЕННОГО КРАНА | 2003 |
|
RU2232127C1 |
Колодочный тормоз | 1978 |
|
SU678024A1 |
Колодочный тормоз "эктор | 1979 |
|
SU903617A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным устройствам подъемно-транспортной техники. Колодочный тормоз электродвигателя содержит две тормозные колодки, замыкаемые посредством пружин сжатия на тормозной барабан, выполненные заодно целое с вентилятором. Внутри барабана расположен электромагнит, сердечник которого тягами связан с тормозными колодками. Пружина сжатия установлена на двух входящих один в другой стержнях, шарнирно закрепленных на концах тормозных колодок. Другие концы тормозных колодок имеют скошенные поверхности, контактирующие с призматическими поверхностями двух гаек с противоположным направлением резьбы, установленных на винте с фиксацией от поворота и возможностью осевого перемещения. Технический результат заключается в уменьшении габаритов и компактности устройства, а также в удобстве регулировки зазора и усилия прижатия тормозных колодок, легкости встраивания в существующие конструкции электродвигателей. 3 ил.
Колодочный тормоз электродвигателя, состоящий из двух тормозных колодок, замыкаемых посредством пружины сжатия на связанный с валом вентилятора тормозной шкив и взаимодействующих через рычажный механизм с электромагнитом, закрепленным на корпусе электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью сокращения габаритов и повышения эксплуатационных качеств, тормозной шкив выполнен в виде расположенного с торца электродвигателя барабана, выполненного заодно целое с вентилятором, электромагнит расположен внутри барабана, а рычажный механизм выполнен в виде двух тяг, шарнирно связанных с сердечником электромагнита и колодками, пружина сжатия установлена на двух входящих один в другой стержнях, шарнирно закрепленных на концах тормозных колодок, а другие концы тормозных колодок имеют скошенные поверхности, контактирующие с призматическими поверхностями двух гаек с противоположным направлением резьбы, установленных на винте с фиксацией от поворота и возможностью осевого перемещения.
Александров М.П | |||
Тормоза подъемно-транспортных машин | |||
- М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Двухколейная подвесная дорога | 1919 |
|
SU151A1 |
0 |
|
SU154929A1 | |
US 4788463 A, 29.11.1988 | |||
US 5193653 A, 16.03.1993. |
Авторы
Даты
2004-08-10—Публикация
2003-01-08—Подача