ТРУБА Российский патент 2004 года по МПК F16L11/18 

Описание патента на изобретение RU2236627C2

Изобретение относится к упругим неметаллическим трубам для сооружения водоотводных и канализационных систем, устойчивых к кислым и щелочным средам.

Известны бетонные (ГОСТ 20054-78) и железобетонные (ГОСТ 6482.0-79) безнапорные трубы различных типов.

Недостатком таких труб является низкая стойкость к средам, отличающимся от нейтральных.

Известны асбоцементные безнапорные трубы (ГОСТ 1839-80), способные противостоять слабощелочным и кислым средам.

Однако они имеют низкую сопротивляемость абразивным средам и очень хрупки.

Известны полимерные трубы (ТУ 619.051.259-80), обладающие высокой кислото-, щелочестойкостью и эластичностью.

Недостатком их является низкая износостойкость, недостаточная сопротивляемость внешним нагрузкам и дороговизна.

Известны керамические безнапорные трубы (ГОСТ 282-82), широко применяемые для сооружения стоков промышленных предприятий; внешняя и внутренняя поверхность труб покрывается глазурью.

Недостатками этих труб являются:

- невысокая сопротивляемость механическим нагрузкам;

- быстрый износ тонкого глазурного покрытия и дороговизна.

Известна труба, образованная концентрическими слоями стеклопластика, чередующегося с прослойками сыпучего материала с размерами от 1.2 мм до 2.4 мм и от 0.005 мм до 0.15 мм (Пат. США №448625, М.Кл. F 16 L 9/12, 1974).

Недостатками такой трубы является невысокая прочность на смятие и трудности при сборке трубопровода, т.к. соединение отдельных труб производится с помощью стеклопластика и самоотверждающихся мастик.

Известно компенсационное уплотнение для магистральных трубопроводов, состоящее из установленных между внутренней и наружной трубами уплотнительных элементов, поджимаемых давлением от автономного источника давления (А.с. №924447, МКИ F 16 L 5/00, 1982).

Недостатком такого соединения труб в трубопровод является необходимость использования автономных источников давления.

Известно соединение труб для шахтного воздухопровода, включающее подвижные фланцы, опирающиеся в образованные на концах труб бурты, между которыми расположена кольцевая прокладка V-образного сечения (А.с. №397709, МКИ F 16 L 23/00, 1973).

Недостатком такого соединения является его сложность и невозможность использования для сборки в трубопровод неметаллических труб.

Известна пластмассовая гибкая муфта для соединения дренажных труб из любого материала, выполненная с двумя уплотняющими кольцевыми гофрами на каждом конце и кольца из фильтрующего материала (А.с. №338732, МКИ F 16 L 21/00, 1972).

Недостатком такого соединения является невозможность использования его даже при незначительном напоре в трубопроводе.

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является труба, которая содержит скрепленные между собой кольцевые элементы из упругоэластичного материала, включающего слои обрезиненного корда, обернутые вокруг армирующих колец из обрезиненной стальной проволоки, причем продольные оси колец совпадают с продольной осью трубы, крепление же кольцевых элементов между собой производится склеивающими составами из полимерных композиций на основе олигомерных эпоксисодержащих, гидроксилсодержащих или изоцианатсодержащих каучуков (А.с. №1656272, МКИ F 16 L 11/18, 1991).

При всех достоинствах (высокая стойкость к ударным нагрузкам, кислото-, щелоче- и водостойкость, стойкость к абразивным средам) это техническое решение имеет ряд существенных недостатков:

- недостаточная прочность клеевого соединения;

- трудности соединения трубы;

- медленное отверждение склеивающей композиции на основе олигомерных эпокси-, гидроксил-, изоцианатсодержащих каучуков (до 72 часов);

- дефицитность и дороговизна склеивающей композиции.

Задачей предлагаемого изобретения является создание новой конструкции трубы.

Техническим результатом является повышение надежности конструкции трубы, простота как сборки отдельных участков трубы, так и их транспортировки, а также возможность сборки отдельных участков в трубу по месту ее эксплуатации.

Поставленный технический результат достигается в новой конструкции трубы, содержащей скрепленные между собой кольцевые элементы из упругоэластичного материала, включающего слои обрезиненного корда, обернутые вокруг армирующих колец из обрезиненной стальной проволоки, причем продольные оси колец совпадают с продольной осью трубы, при этом труба выполнена составной из отдельных участков, разделенных между собой стальными фланцами, диаметр которых превышает диаметр кольцевых элементов. На выступающей части фланцев имеются отверстия для штанг, осуществляющих крепление кольцевых элементов как между собой, так и между отдельными участками, причем на соприкасающиеся поверхности смежных кольцевых элементов нанесен слой герметика из резинобитумной мастики.

Повышение надежности конструкции трубы обеспечивается креплением отдельных ее участков с помощью стальных фланцев, диаметр которых больше диаметра кольцевых элементов и стальных штанг, а герметичность стыков между кольцевыми элементами - герметиком из резинобитумной мастики.

Простота сборки отдельных участков трубы по месту ее эксплуатации обеспечивается за счет удлиненных концов стальных штанг с резьбой, выступающих за пределы стальных фланцев с одной стороны участка трубы. Удлиненные концы штанг при сборке трубы входят в монтажные отверстия фланцев смежного участка трубы и стягивают кольцевые элементы с помощью гаек.

Герметизация стыков между отдельными участками обеспечивается размещением между стальными фланцами соседних участков двух-трех кольцевых элементов с герметиком из резинобитумной мастики.

Транспортировка отдельных участков трубы упрощается за счет стальных фланцев и штанг, которые предохраняют кольцевые элементы трубы от ударов при транспортировке, облегчают погрузоразгрузочные работы и монтаж отдельных участков трубы при ее сборке.

На фиг.1 изображена конструкция трубы; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1.

Труба состоит из отдельных участков 1, содержащих кольцевые элементы 2 из упругоэластичного материала. Герметизация стыков между смежными кольцевыми элементами 2 осуществляется за счет слоя резинобитумной мастики 3; крепление кольцевых элементов между собой производится стальными штангами 4, концы которых входят в монтажные отверстия 5, и стальными фланцами 6, стяжка же осуществляется гайками 7. Крепление отдельных участков между собой производится за счет выступающих за пределы фланцев 6 концов стальных штанг 4 гайками 8. Для герметизации стыков отдельных участков между соседними фланцами 6 устанавливаются 2-3 кольцевых элемента из упругоэластичного материала с резинобитумной мастикой.

Изготовление отдельных участков 1 трубы осуществляется следующим образом. Кольцевые элементы 2 укладываются на нижний фланец 6. В качестве кольцевых элементов 2 используются борта автопокрышек, армированные проволочными кольцами, для герметизации стыков на соприкасающиеся поверхности смежных кольцевых элементов 2 наносится слой резинобитумной мастики 3. После набора необходимой длины трубы на последний кольцевой элемент помещается верхний фланец 6 таким образом, чтобы монтажные отверстия 5 находились напротив отверстий нижнего фланца 6. Крепление фланцев 6 производится при сжатии кольцевых элементов 2 с помощью стальных штанг 4 гайками 7. Стыковка отдельных участков 1 в трубу производится с помощью удлиненных концов штанг 4 с резьбой. Концы штанг 4 пропускаются через монтажные отверстия 5 и крепятся гайками 8 между фланцами 6 смежных труб. Укладываются 2-3 кольцевых элемента 2, на поверхности которых наносится резинобитумный слой мастики 3. Это необходимо для облегчения монтажа и герметизации стыка отдельных участков трубы.

Предложенное техническое решение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Участок трубы длиной 1 м собран из бортов покрышек грузовых автомобилей с посадочным диаметром 20 дюймов (внутренний диаметр трубы 509 мм). В качестве герметика использована горячая резинобитумная мастика МБР-Г-60 для кровельных и гидроизоляционных работ состава, мас.%:

Битум 84,0

Резиновая крошка 7,0

Волокнистый наполнитель 9,0

и температурой размягчения 60°С.

Расход материалов на 1 пог.м трубы:

Борта покрышек 25,0 шт.

Битумно-резиновая мастика 5,0 кг

Стальные штанги 4,0 шт.

Пример 2. Участок трубы длиной 1 м собран из бортов покрышек размера 21.00-33 (внутренний диаметр трубы 838 мм), в качестве герметика использована мастика МБР-Г-70 состава, мас.%:

Битум 81,0

Резиновая крошка 9,0

Волокнистый наполнитель 10,0

с температурой размягчения 70°С.

Расход материалов на 1 пог.м трубы:

Борта покрышек 15 шт.

Мастика МБР-Г-70 5 кг

Стальные штанги 4 шт.

Пример 3. Участок трубы длиной 2 м собран из бортов покрышек легковых автомобилей с посадочным диаметром 13 дюймов (внутренний диаметр трубы 330 мм). В качестве герметика использована мастика МБР-Г-85 состава, мас.%:

Битум 78,0

Крошка 12,0

Наполнитель 10,0

с температурой размягчения 85°С.

Расход материала на 1 пог.м трубы:

Борта покрышек 36 шт.

Мастика МБР-Г-85 6 кг

Штанги стальные 4 шт.

Сборка отдельных участков в трубу по примерам 1-3 осуществляется посредством удлиненных концов штанг и крепежных гаек. Между фланцами помещаются соответствующие концевые элементы.

Предложенная труба выдерживает значительные ударные нагрузки, упрощается технология изготовления отдельных участков трубы и их сборка, снижается стоимость трубы за счет исключения дорогих и дефицитных мастик на основе олигомерных каучуков.

Похожие патенты RU2236627C2

название год авторы номер документа
ГИБКАЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКАЯ ТРУБА И СПОСОБ ЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВА 1991
  • Савватеев Сергей Сергеевич
  • Канатов Владимир Олегович
  • Соловьев Александр Сергеевич
  • Савватеев Александр Сергеевич
RU2029012C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МОДИФИЦИРОВАННЫХ РЕЗИНОБИТУМНЫХ МАСТИК 2013
  • Чикин Александр Вячеславович
RU2525487C1
ТРУБА С ВНУТРЕННЕЙ ПЛАСТМАССОВОЙ ОБОЛОЧКОЙ 2015
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Гареев Равиль Мансурович
  • Шаммасов Рафаэль Мавлавиевич
  • Шакиров Фарид Шафкатович
  • Князев Сергей Юрьевич
  • Траев Ленар Равилевич
RU2594036C1
СУДОВОЙ КРАНЕЦ 2008
  • Непейвода Владимир Григорьевич
RU2361774C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СВАРНОГО СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ ПОКРЫТИЕМ ОТ КОРРОЗИИ 2010
  • Ибрагимов Наиль Габдулбариевич
  • Даутов Фарваз Инсапович
  • Гареев Равиль Мансурович
  • Шаммасов Рафаэль Мавлавиевич
RU2448297C2
ТЕПЛОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ СЕКЦИИ ТРУБОПРОВОДА 1991
  • Иншаков Иван Степанович
RU2016347C1
Устройство для сборки покрышек пневматических шин 1979
  • Кузнецов Владимир Васильевич
  • Калинин Вадим Дмитриевич
  • Дмитриев Сергей Иванович
  • Щепинский Владимир Иванович
  • Юдников Николай Александрович
SU870180A1
СБОРНАЯ СИТАЛЛОВАЯ ТРУБЧАТАЯ КОНСТРУКЦИЯ 2005
  • Ким Алексей Юрьевич
  • Ким Юрий Валентинович
RU2295087C2
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ СТАЛЬНЫХ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Ибрагимов Н.Г.
  • Даутов Ф.И.
  • Фадеев В.Г.
  • Гареев Р.М.
  • Даутов Д.Ф.
RU2225561C2
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ТРУБ С ВНУТРЕННИМ ПОКРЫТИЕМ 2002
  • Ибрагимов Н.Г.
  • Даутов Ф.И.
  • Фадеев В.Г.
  • Гареев Р.М.
  • Даутов Д.Ф.
RU2226637C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 236 627 C2

Реферат патента 2004 года ТРУБА

Изобретение относится к упругим неметаллическим трубам для сооружения водоотводных и канализационных систем, устойчивых к кислым и щелочным средам. Техническим результатом является повышение надежности конструкции трубы, простота сборки и транспортировки отдельных участков трубы и возможность сборки по месту эксплуатации. Труба содержит скрепленные между собой кольцевые элементы из упругоэластичного материала и состоит из отдельных участков, разделенных между собой стальными фланцами, диаметр которых превышает диаметр кольцевых элементов, на выступающей части фланцев имеются отверстия для штанг, осуществляющих крепление кольцевых элементов между собой и стыковку отдельных участков в трубу с помощью удлиненных концов штанг. Герметизация стыков осуществляется резинобитумными мастиками. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 236 627 C2

Труба, содержащая скрепленные между собой кольцевые элементы из упругоэластичного материала, включающего слои обрезиненного корда, обернутые вокруг армирующих колец из обрезиненной стальной проволоки, причем продольные оси колец совпадают с продольной осью трубы, отличающаяся тем, что труба выполнена составной из отдельных участков, разделенных между собой стальными фланцами, диаметр которых превышает диаметр кольцевых элементов, при этом на выступающей части фланцев имеются отверстия для штанг, осуществляющих крепление кольцевых элементов между собой, и стыковку отдельных участков в трубу с помощью удлиненных концов штанг, причем между соприкасающимися поверхностями смежных кольцевых элементов нанесен слой герметика из резинобитумной мастики.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2236627C2

Труба 1989
  • Тужиков Олег Иванович
  • Ленин Александр Сергеевич
  • Лукасик Владислав Антонович
  • Гладышев Евгений Георгиевич
  • Медведев Василий Прокопьевич
SU1656272A1
Армированная резинокордная труба 1990
  • Черкунова Анна Вячеславовна
  • Черкунов Вячеслав Борисович
  • Черкунов Борис Владимирович
SU1782300A3
Способ сборки трубы из утилизованных шин 1991
  • Бусаров Юрий Павлович
SU1810713A1
Гибкая трубчатая конструкция 1984
  • Имре Винтер
  • Пал Риттер
  • Кальман Лишшак
SU1329603A3
Резинокордная труба 1990
  • Черкунова Анна Вячеславовна
  • Черкунов Вячеслав Борисович
  • Черкунов Борис Владимирович
SU1835021A3
Стенд для испытаний подшипниковых узлов электрических машин 1987
  • Гольдин Леонид Семенович
  • Задыхина Нина Григорьевна
SU1576996A2
БЕРЕЗИН В.Л
Сооружение и ремонт нефтегазопроводов
- М.: Недра, 1972, с.72 и 73.

RU 2 236 627 C2

Авторы

Лукасик В.А.

Анцупов Ю.А.

Голованчиков А.Б.

Давыдова В.Н.

Лопастейская Т.И.

Смотров В.М.

Шункевич С.Б.

Даты

2004-09-20Публикация

2002-06-06Подача