СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Российский патент 2004 года по МПК G01N33/48 

Описание патента на изобретение RU2237244C1

Изобретение относится к области медицины, к механизму формирования нервно-психического развития ребенка, то есть к области возрастного развития детей.

Известные способы прогнозирования нервно-психического развития детей учитывают, как правило, антенатальные факторы риска (Токовая Е.И. Ранее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными: Дис. ... канд. мед. наук. - Москва, 2002, - 143 с. Гольденберг О.П. Особенности состояния здоровья детей с задержкой внутриутробного развития на первом году жизни: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Астрахань, 2001, - 24 с.).

Однако важным постнатальным фактором риска в нарушении сроков нервно-психического развития ребенка является микроэлементный дефицит и, в первую очередь, дефицит цинка.

До настоящего времени не доказана роль дефицита цинка в нарушении нервно-психического развития детей первого года жизни. Трудности оценки индивидуального развития ребенка и большая вариабельность показателей формирует большие проблемы при его определении. Отсутствует элемент объективности.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что определяют уровень цинка в сыворотке крови новорожденных детей и, на основе количественной оценки содержания цинка - менее 13 мкМоль/л (цинкдефицитном состоянии), прогнозируют уровень задержки нервно-психического развития ребенка (становление моторных функций, появление навыков и возможностей познания) на каждом этапе возрастного развития ребенка первого года, являющегося важнейшем периодом эволюции.

Цинк является незаменимым микроэлементом для развития мозга. Значимость цинка для развития высших психических функций у ребенка обусловлена широким спектром общебиологических свойств, присутствием в мозге связанных с цинком белков, обеспечивающих структурное и функциональное созревание мозга и цинксодержащих медиаторов, участвующих в формировании памяти, пространственного мышления, процессов познания, усвоении социальных навыков. Особенно чувствительна к недостатку цинка нервная ткань плода и ребенка первых 2-х лет жизни.

Способ осуществляется путем определения уровня цинка в сыворотке крови новорожденного ребенка методом пламенной атомно-абсорбционной спектрофотометрии. Содержание цинка менее 13 мкМоль/л позволяет с высокой степенью достоверности оценивать степень задержки нервно-психического развития (моторного, эмоционального, речевого, двигательного). Чем ниже уровень цинка в сыворотке крови, особенно ниже критических значений - 8 мкМоль/л, тем больше задержка в сроках показателей нервно-психического развития ребенка.

Нормальное содержание цинка в сыворотке крови (более 13 мкМоль/л) ребенка обуславливает последовательность нервно-психического развития, своевременные сроки формирования навыков и умений, которые должны быть достигнуты ребенком на каждом возрастном этапе.

ПРИМЕР 1.

Ребенок А., протокол №72, уровень цинка в пуповинной крови 12,1 мкМоль/л.

При оценке нервно-психического развития у ребенка с дефицитом цинка (менее 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни выявлены отставания по ряду следующих значимых показателей: движения общие (ДО), движения рукой (ДР), активная речь (АР), понимание речи (ПР), навыки (Н). Ребенок уже при рождении имел II группу НПР. Начиная с 3 месяцев отмечалось отставание в объеме общих движений - ОД, и подготовительном этапе речи - ребенок не произносил отдельные звуки, в 4 мес - не гулил. После 3-х месяцев нарушения становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка НПР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности - ребенок не переворачивался с живота на спину, не стоял при поддержке под мышки, отмечались ограниченные движения руки - ДР - ребенок не мог удержать игрушку, взятую из рук взрослого, перекладывать ее из одной руки в другую, отмечалась задержка развития активной речи - PA - к 5 мес ребенок подолгу не гулил, к 6 мес - не произносил отдельные слоги, к 7 мес - на вопрос “где?” не находил взглядом известный ему предмет, отмечалось недостаточное понимание им речи взрослых - ПР. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков (есть с ложки густую пищу, пить из чашки, навыки опрятности).

В 10 и 11 мес были заметно хуже показатели активной речи - РА и понимаемой речи - ПР (ребенок не подражал взрослым, повторяя за ними новые слоги, не понимал названия основных предметов и действий, имен детей и взрослых). К году ребенок не имел необходимых речевых навыков-словарный запас его составлял 5 облегченных слова вместо 10 слов.

ПРИМЕР 2.

Ребенок В., протокол №114, уровень цинка в пуповинной крови 13,9 мкМоль/л.

При оценке нервно-психического развития у ребенка с нормальным сывороточным цинком (более 13 мкМоль/л) на протяжении первого года жизни не наблюдалось отставания по всем линиям развития и показателям НПР. Ребенок уже при рождении имел I группу НПР с опережающим развитием.

В 1 мес - были задействованы зрительный анализатор (ЗА) - ребенок прослеживал глазами движущийся предмет, слуховой анализатор (СА) - прислушивался к голосу взрослых. Появились эмоции (Э) - первая улыбка на разговор взрослых; развитие речи (РА) - ребенок начал издавать отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Общие движения (ДО) характеризовались попытками ребенка поднимать и удерживать голову лежа на животе. На 2-м и 3-м мес НПР шло с опережением. Начиная с 4 месяцев ребенок не только узнавал мать, но и отличал близких людей от чужих, что характерно для 5-месячного ребенка - ЗА. Поворачивал голову и находил источник звука, по разному реагировал на спокойную и плясовую мелодии, отличал строгую и ласковую интонации, по-разному реагировал на свое и чужое имя, что характерно только для 5-6-месячного ребенка - СА. В 4 мес он находил игрушку в любом положении, уверенно брал ее, подолгу занимался с ней, перекладывал из одной руки в другую, что свойственно только для 5-6 мес ребенка. В 5 мес начал лепетать (РА). В 6 мес громко и четко произносил отдельные слоги, к 10 мес словарный запас его составлял 10 слов, что соответствует развитию годовалого ребенка. С 7 мес начал самостоятельно пить из кружки (Н). С 10 мес ребенок стал ходить (ДО).

Способ был апробирован на 316 новорожденных детях и показал его высокую эффективность.

Нервно-психическое развитие (НПР) определялось нами в соответствии с методикой Печоры К.Л., Фрухт Э.Л. (1983) и Пантюхиной Г.В. и соавт. (1996). Оценка НПР детей проводилась ежемесячно по общепринятым правилам. На каждом возрастном этапе НПР оценивали по ведущим линиям развития: движения общие (ДО), движения руки (ДР), зрительный анализатор (A3), слуховой анализатор (АС), эмоции (Э), навыки (Н), активную речь (РА) и понимание речи (РП).

Все дети по заключению НПР делились на три группы. I гр. НПР - с нормальным или опережающим развитием, II гр. НПР - отставание в развитии на 1 эпикризный срок, III гр. НПР - отставание на 2 эпикризных срока.

Установлено, что уровень ПМР был лучше у детей с нормальным количеством цинка - 1-я гр., чем у детей с цинкдефицитом - 2-я гр. Распределение детей на 1-м году жизни по группам НПР в зависимости от уровня цинка выявило, что в 1 мес I гр. НПР диагностирована у 70% детей с нормальным уровнем цинка и 48,3% младенцев с цинкдефицитом. II гр. НПР зарегистрирована у 30% детей с достаточным цинком и 51,7% - с цинкдефицитом. III гр. НПР - не отмечена ни у одного из наблюдаемых детей в один месяц жизни. В динамике наблюдения в возрасте 1 года количество детей с I гр. НПР увеличилось соответственно до 78% и 55,2%, со II гр. НПР - уменьшилось до 22% и 44,8% и появились дети с III гр. НПР - 0,5% (эту группу составили младенцы только с критическим уровнем сывороточного цинка - менее 8 мкМоль/л).

При оценке НПР развития у детей с разным уровнем цинкобеспеченности выявлены существенные различия по ряду значимых показателей (табл. 1). До 3-месячного возраста различия в темпах нервно-психического развития наблюдавшихся детей выражены не ярко. Начиная с 3 мес у детей с цинкдефицитом отмечалось резкое отставание в объеме общих движений - ОД. После 3-х месяцев различия становились более заметными и нарастали с возрастом. Задержка ПМР усугублялась и отчетливо проявлялась к 6 месяцам. Таким образом, в 6-месячном возрасте I группу НПР с нормальным развитием имели 60% детей с нормальным уровнем цинка и 30% - с цинкдефицитом, I группу НПР с опережением в развитии - 20% детей с достаточным цинком и 5% - детей с низким уровнем цинка. II группа НПР (с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок) зарегистрирована у 20% детей с нормальным цинком и 31% - с цинкдефицитом. 3,4% детей с пониженным цинком имели III группа НПР (отставание в развитии на 2 эпикризных срока), но в этой группе не было детей с нормальным уровнем цинка. В этом возрасте, помимо недостаточной общей активности, отмечены ограниченные движения руки - ДР, задержка развития активной речи - РА, недостаточное понимание речи - ПР взрослых. К 9 мес по-прежнему сохранялись ограничения объема движения руки, слабо развивались речевые функции, не был сформирован необходимый для этого возраста перечень навыков. В 10 и 11 мес у детей с цинкдефицитом были заметно хуже показатели активной - РА и понимаемой речи - ПР. Дети из 1-й группы не имели необходимых речевых навыков.

Различия в показателях моторного и речевого развития детей (с разным уровнем цинка), таких как, умение держать голову, сидеть, стоять, ходить, говорить, которые по выражению психологов Пиаже и Э.Эриксона, 1982, являются “аспектами сенсорно-моторного интеллекта”, представлены в таблице 2.

Способ обеспечивает следующие преимущества: информативен и объективен. Анализ данных показывает, что дети с цинкдефицитом достоверно позже начинали держать голоду, сидеть, стоять, говорить, чем дети с нормальным содержанием цинка в сыворотке крови.

Способ прогнозирования ИПР детей представлен в табл. 1 и 2.

Похожие патенты RU2237244C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2007
  • Филькина Ольга Михайловна
  • Воробьева Елена Анатольевна
  • Пыхтина Людмила Артемьевна
  • Широкова Ольга Сергеевна
  • Шанина Татьяна Геннадьевна
  • Кузьменко Галина Николаевна
  • Попова Ирина Геннадьевна
  • Матвеева Екатерина Александровна
RU2338203C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАДЕРЖКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2007
  • Филькина Ольга Михайловна
  • Витрук Елена Львовна
  • Воробьева Елена Анатольевна
  • Кочерова Ольга Юрьевна
  • Шанина Татьяна Геннадьевна
  • Кузьменко Галина Николаевна
  • Ситникова Ольга Григорьевна
RU2337366C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 2004
  • Матковская Татьяна Васильевна
  • Барабаш Наталья Александровна
  • Самарина Светлана Владимировна
RU2267996C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ 2010
  • Хан Майя Алексеевна
  • Попов Владимир Васильевич
  • Герасимов Андрей Николаевич
  • Туленкова Татьяна Евгеньевна
RU2460466C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ХОД ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ПЕРЕНЕСЕННОГО ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ 2010
  • Лазуренко Светлана Борисовна
RU2449728C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ КОНКРЕНТНО-ДЕЙСТВЕННОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2006
  • Сидоров Павел Иванович
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Аруева Галина Леонидовна
  • Белова Ольга Сергеевна
RU2320265C1
Способ диагностики пространственных функций у детей и взрослых с учетом особенностей онтогенеза методом исследования оптомоторных реакций. 2017
  • Архипов Борис Алексеевич
RU2687173C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1992
  • Серганова Таисия Ивановна
  • Карлова Людмила Михайловна
RU2039521C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 2004
  • Кожушко Н.Ю.
  • Пономарева Е.А.
  • Илюхина В.А.
  • Матвеев Ю.К.
  • Бережная Н.Ф.
  • Соколов А.Н.
  • Шаптилей М.А.
  • Чернышова Е.М.
  • Захирина Л.А.
  • Кривощапова М.Н.
RU2248227C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИЕЙ 1998
  • Серганова Т.И.
RU2170054C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Изобретение относится к области медицины, а именно к педиатрии. В сыворотке крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка. При его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни. Способ прост в исполнении и позволяет осуществлять прогнозирование нервно-психического развития ребенка сразу после его рождения. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 237 244 C1

Способ прогнозирования нервно-психического развития у детей раннего возраста, отличающийся тем, что в сыворотке пуповинной крови новорожденного ребенка определяют уровень цинка, и при его значении менее 13 мкМоль/л прогнозируют задержку нервно-психического развития ребенка на первом году жизни.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2237244C1

ТОКОВАЯ Е.И
Раннее нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными
Дис.канд.мед.наук
- М., 2002, с.143
Способ диагностики неврологических осложнений у новорожденных детей 1988
  • Качан Владимир Александрович
SU1830483A1
Способ прогнозирования перинатальной патологии у детей первого года жизни 1990
  • Философова Мария Сергеевна
  • Шниткова Елена Васильевна
SU1760451A1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ 1993
  • Переслегина И.А.
  • Щельцина Н.Ю.
  • Зимин Ю.В.
  • Нестеров С.Л.
RU2077059C1
Цинк в педиатрической практике: учебное пособие./Под ред
Л.А.ЩЕПЛЯГИНОЙ
– М.: Медпрактика-М, 2001, с
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU84A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1999
  • Халецкая О.В.
  • Трошин О.В.
  • Халецкий И.Г.
RU2171625C2
RU 2053770 C1, 10.02.1996
АРЯЕВ М.Л
и др
Результаты спектрофотометрического анализа уровня цинка в крови доношенных и недоношенных новорожденных
Одеськ.мед.жур., 1999, №1, с
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб 1921
  • Игнатенко Ф.Я.
  • Смирнов Е.П.
SU23A1

RU 2 237 244 C1

Авторы

Легонькова Т.И.

Щеплягина Л.А.

Даты

2004-09-27Публикация

2003-07-21Подача