Изобретение относится к складным передвижным конструкциям, приспособленным для временного проживания, и может применяться, в частности, в автомобильном туризме или при строительстве объектов в условиях, когда размещение рабочих в гостинице или другом стационарном жилье затруднительно. Изобретение может быть также использовано для временного проживания беженцев, в частности, в зонах локальных военных конфликтов или лишенцев при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Известен складной фургон, содержащий основание, боковые и торцевые стенки, а также крышу (см. патент РФ №2161228, 27.12.2000). Основным недостатком известного фургона является то, что он выполнен с возможностью изменения его габаритов по ширине, а возможность изменения его высоты отсутствует, что существенно сужает область его использования.
Известен складной фургон, выполненный с возможностью изменения его высоты, содержащий основание, боковые и торцевые стенки, а также крышу (см. патент РФ №2025328, 30.12.1994). По совокупности признаков известный фургон является наиболее близким аналогом настоящего изобретения и выбран в качестве прототипа. Недостатком известного решения является использование большого количества конструктивных элементов, образующих в разложенном состоянии стенки и крышу фургона, что естественным образом усложняет и удорожает его производство в промышленных масштабах. Кроме того, в указанном фургоне практически невозможно использование стационарно установленных элементов внутренней обстановки, необходимых для проживания людей (в частности, сантехнического и/или кухонного оборудования), поскольку при складывании фургона в транспортное положение конструктивные элементы, образующие его стенки, заполняют практически все свободное пространство внутри него, вследствие чего область применения такого фургона также ограничена.
Задачей настоящего изобретения является изготовление фургона, который имеет как можно более широкую область применения, характеризуется компактными размерами в транспортном (сложенном) положении, может быть быстро развернут из транспортного положения в положение, пригодное для относительно комфортного проживания без необходимости последующей установки необходимых элементов внутренней обстановки, и при этом может быть сравнительно легко изготовлен в промышленных масштабах.
Указанная задача решена тем, что в складном фургоне, выполненном с возможностью изменения его высоты и содержащем основание, боковые и торцевые стенки, а также крышу, согласно изобретению, основание выполнено в виде короба с возможностью стационарного размещения в нем элементов внутренней обстановки фургона, а боковые и торцевые стенки, выполненные в виде панелей одинаковой толщины, соединены с основанием посредством расположенных по периметру последнего цилиндрических шарниров с возможностью установки стенок в вертикальное положение, соответствующее разложенному состоянию фургона, и скрепления в этом положении смежных стенок между собой и, по меньшей мере, торцевых стенок с крышей посредством быстроразъемных соединений, а также с возможностью складывания стенок из указанного вертикального положения в горизонтальное положение, соответствующее сложенному состоянию фургона, с обеспечением размещения боковых стенок в этом положении в пределах габаритов фургона по длине и ширине, причем оси шарниров смежных боковых стенок смещены друг относительно друга на величину, не меньшую, чем толщина стенки.
В частном случае реализации изобретения крыша может быть выполнена в виде одного конструктивного элемента с возможностью ее скрепления в положении, соответствующем разложенному состоянию фургона, также и с боковыми стенками посредством быстроразъемных соединений.
При этом фургон, предпочтительно, снабжен, по меньшей мере, одним механизмом, обеспечивающим подъем крыши в положение, соответствующее разложенному состоянию фургона, и опускание крыши в положение, соответствующее сложенному состоянию фургона.
Указанный механизм, предпочтительно, выполнен в виде двух шарнирно соединенных между собой рычагов равной длины, концы которых снабжены роликами, установленными в направляющих, одна из которых закреплена на крыше, а другая - на основании фургона, при этом механизм снабжен также винтовым приводом, гайка которого соединена с одним из роликов, установленных в закрепленной на основании направляющей, причем винт одним концом закреплен в подшипниковой опоре, установленной на той же направляющей, а другой конец винта снабжен колесом с рукояткой для обеспечения вращения винта при изменении положения крыши.
Указанный механизм может быть установлен на одной из торцевых сторон фургона.
В другом частном случае реализации изобретения крыша фургона может быть образована двумя панелями, каждая из которых шарнирно соединена с соответствующей боковой стенкой с возможностью установки панелей в положение, соответствующее разложенному состоянию фургона, и скрепления их между собой в этом положении посредством быстроразъемных соединений, а также с возможностью поворота панелей при складывании фургона в положение, при котором боковые стенки установлены вертикально, а между плоскостями каждой боковой стенки и соответствующей панели образован острый угол, и при этом указанные панели выходят за пределы габаритов фургона по ширине.
В частном случае продольные оси цилиндрических шарниров, установленных на противоположных сторонах основания фургона, могут быть расположены в одной плоскости.
В частном случае фургон может быть выполнен с возможностью штабелирования в сложенном положении для последующей транспортировки.
Кроме того, фургон может быть выполнен с возможностью его установки на шасси и разъемного соединения с транспортными средствами.
Изобретение поясняется далее подробнее на конкретных примерах его осуществления с использованием прилагаемых чертежей.
На фиг.1 изображен фургон, вид со стороны одной из боковых стенок.
На фиг.2 - то же, вид с торца.
На фиг.3 - то же, вид сверху (крыша условно снята, торцевые стенки сложены).
На фиг.4 - то же, вид сверху (крыша условно снята, торцевые стенки и одна боковая стенка сложены).
На фиг.5 - пакет из двух фургонов в транспортном (сложенном) положении.
На фиг.6 - фургон с крышей, образованной двумя панелями.
Как это видно на фиг.1, фургон содержит основание 1 в виде короба, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда с удаленной верхней гранью. Высота основания может составлять 500-700 мм, ширина - 220 мм, а длина может подбираться, например, в соответствии с ограничениями на размеры прицепных средств или с учетом габаритов средств для его транспортировки без установки на шасси.
В пределах внутренних габаритов основания устанавливают и закрепляют элементы внутренней обстановки фургона, связанные с коммуникациями, изменение положения которых в дальнейшем не желательно. Это могут быть, в частности, сантехнические устройства, электрические или газовые плиты или поверхности и т.п.
По периметру основания 1 смонтированы цилиндрические шарниры 2 и 3, в которых закреплены, соответственно, торцевые 4 и боковые 5 стенки, представляющие собой панели одинаковой толщины. Оси шарниров 2 и 3 смещены по высоте относительно друг друга на величину, не меньшую, чем толщина стенки, что обеспечивает горизонтальное расположение стенок 4 и 5 в сложенном состоянии и снижает, таким образом, нагрузку, которой при транспортировке подвергаются шарниры 2 и 3 и прилегающие к ним участки стенок. Следует отметить, что фиксация стенок в горизонтальном положении может быть достигнута различными способами, например выполнением по кромке основания 1 уступа соответствующей формы для поддерживания сложенных стенок.
Для удобства продольные оси шарниров, расположенных на противоположных сторонах фургона (например, шарниров 2 или 3 или и 2, и 3), могут быть расположены в одной плоскости, что позволит складывать стенки попарно (например, попарно торцевые, попарно боковые или попарно сначала торцевые, а потом на них - боковые или наоборот). В боковых и/или торцевых стенках выполняют необходимое количество оконных проемов, а в основании и в одной из боковых стенок выполняют также и дверной проем, в котором может быть размещена дверь, складываемая вместе с боковыми стенками при преобразовании фургона в транспортное положение.
Стенки связаны между собой разъемными соединениями, обеспечивающими герметичность фургона в разложенном положении и позволяющими быстро освободить стенки от связей перед тем, как их складывают в транспортное положение. При использовании крыши, образованной двумя панелями (фиг.6), каждая боковая стенка 5 соединяется с соответствующей панелью крыши посредством цилиндрического шарнира, например, аналогичного тому, посредством которого та же стенка соединена с основанием, а торцевые стенки 4 соединены с крышей посредством быстроразъемных соединений, аналогичных тем, которые используют для скрепления стенок между собой. Для повышения надежности фиксации панелей крыши между собой на каждой из них по кромке сопряжения с другой панелью выполняют выступ, и сопряженные выступы панелей крыши фиксируют быстроразъемными соединениями.
При использовании крыши 6, выполненной в виде одного конструктивного элемента (фиг.1-5), она скрепляется со всеми стенками посредством быстроразъемных соединений. При этом для того чтобы разгрузить стенки перед складыванием в транспортное положение от веса крыши 6 и обеспечить безопасность работы, крыша снабжена механизмом подъема-опускания, показанным на фиг.2.
В иллюстрируемом примере указанный механизм выполнен в виде двух шарнирно соединенных между собой рычагов 7, концы которых снабжены роликами 8 и установлены в направляющих 9, закрепленных на крыше и основании фургона. Механизм снабжен винтовым приводом, гайка которого 11 соединена с одним из роликов, установленных в нижней направляющей 9, а винт одним концом установлен в подшипниковой опоре 10, а на другом конце снабжен колесом с рукоятью (которое может быть съемным) для обеспечения вращения винта при изменении положения крыши пользователем.
Указанный механизм подъема-опускания крыши может быть установлен с любой стороны фургона, однако для снижения материалоемкости последнего и удобства его эксплуатации целесообразно размещать указанный механизм с одной из торцевых стенок, которая выполняется без оконного проема. При этом в случае относительно большой длины фургона для еще большего упрощения операций по его сборке-разборке таких механизмов может быть два (например, с каждой из торцевых сторон).
Как показано на фиг.2, 5 и 6, для одновременной транспортировки нескольких фургонов в сложенном состоянии в штабеле каждый фургон может быть снабжен соответствующими средствами, облегчающими его закрепление вместе с другими фургонами штабеля. В частности, в случае использования крыши 6 в виде одного конструктивного элемента на ее наружной поверхности в нескольких местах (например, по углам) неразъемно (например, посредством сварки) устанавливают фитинги, разъемно соединяемые при штабелировании с соответствующими фитингами, установленными на нижней грани основания 1. В случае использования крыши, образованной двумя панелями (фиг.6), фитинги устанавливают на внутренней поверхности крыши таким образом, чтобы их местоположение соответствовало местоположению фитингов основания в сложенном состоянии фургона (при сложенной крыше). В этом случае для исключения контакта между фитингом крыши и боковой стенкой в разложенном положении фургона указанный фитинг (и соответствующий ему фитинг основания) целесообразно устанавливать несколько ближе к продольной плоскости симметрии фургона.
Операции по раскладыванию и складыванию фургона осуществляют следующим образом.
Сначала фургон устанавливают на предполагаемое место его использования (в случае использования фургона, установленного на шасси, в качестве прицепа - останавливают в нужном месте ведущее транспортное средство). При использовании фургона с крышей 6, выполненной в виде одного конструктивного элемента (рис.1-5), при помощи колеса с рукоятью посредством винтового привода поднимают крышу 6 на высоту, достаточную для раскладывания стенок, после чего выставляют стенки 4 и 5 в вертикальное положение и скрепляют их между собой, а также с крышей быстроразъемными соединениями. Фургон готов к использованию. При складывании фургона вышеперечисленные операции осуществляют в обратном порядке.
При использовании крыши, образованной двумя панелями, как это показано на фиг.6, сначала устанавливают боковые стенки в вертикальное положение. В этом случае между плоскостями каждой боковой стенки и соответствующей панели крыши образован острый угол, и при этом панели крыши находятся за пределами габаритов фургона. Затем поворачивают панели крыши до сопряжения их друг с другом и закрепляют быстроразъемными соединениями. Далее поворачивают в вертикальное положение торцевые стенки, скрепляют их с боковыми стенками и с крышей. Фургон готов к использованию. Складывают фургон в обратном порядке - сначала отсоединяют торцевые стенки и складывают их в горизонтальное положение, затем разъединяют панели крыши и поворачивают их наружу, после чего боковые стенки вместе с шарнирно соединенными с ними панелями крыши поворачивают внутрь фургона. Таким образом, в этом случае наружная часть крыши фургона в транспортном (сложенном) положении образована поверхностями панелей крыши, обращенными в разложенном состоянии внутрь фургона (внутренними поверхностями панелей). Фургон готов к транспортировке.
Таким образом, как было показано выше, фургон, выполненный в соответствии с предлагаемым изобретением, может быть легко и быстро развернут из транспортного положения в состояние, пригодное для проживания людей, и так же быстро сложен для транспортировки. При этом фургон состоит из небольшого числа конструктивных элементов, что позволяет упростить производство подобных фургонов промышленным способом по сравнению с прототипом. Кроме того, стационарное расположение внутри фургона необходимых элементов внутренней обстановки не препятствует его складыванию и транспортировке, что повышает удобство и комфорт при его эксплуатации.
В заключении следует отметить, что вышеприведенные примеры не ограничивают объем испрашиваемой правовой охраны, определяемый исключительно прилагаемой формулой изобретения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Складной кузов-фургон | 1982 |
|
SU1050933A1 |
Складной грузовой контейнер | 2017 |
|
RU2672998C1 |
Автоприцеп-дача | 1989 |
|
SU1716965A3 |
СКЛАДНАЯ РАМА ДЛЯ КОНТЕЙНЕРОВ И ШАРНИРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ НЕЕ | 2018 |
|
RU2762599C2 |
Складной кузов-фургон | 1983 |
|
SU1189702A1 |
СКЛАДНОЙ КОРПУС ЖИЛОГО ПРИЦЕПА | 1991 |
|
RU2035328C1 |
ДОМ-ТРАНСФОРМЕР МОБИЛЬНЫЙ | 2022 |
|
RU2798798C1 |
Контейнер-трансформер (SmartBoxCity) | 2020 |
|
RU2725576C1 |
СПОСОБ ТРАНСФОРМИРОВАНИЯ МОБИЛЬНОГО ДОМА И МОБИЛЬНЫЙ ДОМ-ТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2453663C1 |
МОДУЛЬНЫЙ ЖИЛОЙ БЛОК | 2012 |
|
RU2583384C2 |
Изобретение относится к складным передвижным конструкциям, приспособленным для временного проживания. Складной фургон содержит основание 1, боковые 5 и торцевые 4 стенки, крышу. Боковые и торцевые стенки выполнены в виде панелей, соединенных с основанием расположенными по периметру последнего шарнирами с возможностью установки стенок в вертикальное положение и скрепления в этом положении смежных стенок между собой и, по меньшей мере, торцевых стенок с крышей посредством быстроразъемных соединений, а также с возможностью складывания стенок в горизонтальное положение. Оси шарниров 2 и 3 смежных стенок смещены друг относительно друга на величину, не меньшую, чем толщина стенки. Крыша образована двумя панелями, шарнирно соединенными с соответствующей боковой стенкой с возможностью установки панелей в положение, соответствующее разложенному состоянию фургона, и скрепления их между собой в этом положении посредством быстроразъемных соединений, а также с возможностью поворота панелей при складывании фургона в положение, при котором боковые стенки установлены вертикально, а между плоскостями боковой стенки и соответствующей панели образован острый угол, и при этом указанные панели выходят за пределы габаритов фургона по ширине. Изобретение упрощает конструкцию. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.
SU 1299857 A1, 30.03.1987 | |||
СКЛАДНОЙ КУЗОВ-ФУРГОН | 1991 |
|
RU2021922C1 |
СКЛАДНОЙ КУЗОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 0 |
|
SU217976A1 |
Устройство для автоматического разгона и замедления в системах программного управления станками | 1973 |
|
SU484501A1 |
Способ обработки топливо-воздушной смеси | 1979 |
|
SU885586A1 |
Подъемно-перегрузочное устройство для штучных грузов | 1979 |
|
SU897662A1 |
СПОСОБ ХЕРЕСОВАНИЯ ВИНА | 0 |
|
SU185319A1 |
Авторы
Даты
2005-05-20—Публикация
2003-12-30—Подача