Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу.
Известно транспортное средство (М.М.Щукин. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Издательство Машгиз, Москва, 1961 г., стр.64...66), в котором передача тягового усилия на тележку осуществляется через опорно-сцепное устройство, называемое в этом случае опорно-тяговым. В таком опорно-тяговом устройстве крутящий момент от раздаточной коробки через карданный вал передается к нижнему коническому редуктору, затем крутящий момент через шлицевое соединение, верхний конический редуктор и карданный вал передается к ведущему мосту тележки транспортного средства. Верхний редуктор жестко закреплен на плите полуприцепа, а нижний редуктор жестко закреплен на опорной плите сцепного устройства тягача. Опорные плиты вместе с редукторами могут качаться в поперечной плоскости вокруг продольных осей шарнира, обеспечивая транспортному средству необходимую гибкость в поперечной вертикальной плоскости. В продольной вертикальной плоскости гибкость транспортного средства обеспечивается качанием опорных плит вокруг поперечных осей шарнира. Ограничение амплитуды качания обеспечивается жестким упором металла на металл. В случае значительных амплитуд качания тележки возможна поломка транспортного средства в результате соударений тележки с платформой. Кроме того, конструкция рамки с продольными шарнирами и поперечными цапфами и полой внутри имеет большой габарит и небольшую надежность при эксплуатации из-за возможности ее скручивания при значительных углах качания. Известна гусеничная машина (авт. св-во СССР № 556985 от 12.05.74 г., МКИ: B 62 D 55/00, В 60 К 17/24), принятая за ближайший аналог, содержащая раму, установленную на двух гусеничных тележках при помощи опорно-поворотных устройств, связанных с рамой через поворотные плиты с шкворнем, а через горизонтальные поперечные пальцы с гусеничными тележками, снабженными приводом с карданными передачами, причем опорно-поворотные устройства выполнены в виде вертикального цилиндра, внутри которого в плоскости, перпендикулярной пальцам, установлены промежуточные опоры карданной передачи. В такой гусеничной машине не предусмотрено качание тележек относительно рамы машины в поперечной вертикальной плоскости и, кроме того, отсутствуют ограничители качания в продольной вертикальной плоскости, поэтому машина плохо приспособлена к передвижению по косогорам и малонадежна в эксплуатации.
Техническим результатом предлагаемого сочлененного транспортного средства является обеспечение его надежной работы, долговечности и высокой проходимости в полевых условия.
Технический результат достигается за счет того, что переднее опорно-поворотное устройство выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины, поперечные шейки которой шарнирно связаны с рамой гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы шарнирно связаны с тумбой грузовой платформы.
Технический результат достигается также за счет того, что переднее опорно-поворотное устройство снабжено буферными ограничителями качения, часть из которых установлены на опорно-поворотном устройстве, а часть - на раме тележки, с возможностью взаимодействия друг с другом в вертикальной плоскости, при этом контур установки буферных ограничителей качения в плане относительно вертикальной оси подобен контуру точек недопустимых соприкосновений гусениц тележки с грузовой платформой.
На фиг.1 изображено предлагаемое сочлененное транспортное средство, вид сбоку; на фиг.2 - поперечное сечение А-А; на фиг.3 - поперечное сечение Б-Б; на фиг.4 - вид на переднее опорно-поворотное устройство при поперечном качании; на фиг.5 - место В на фиг.2; на фиг.6 - планшайба переднего опорно-поворотного устройства; на фиг.7 - крестовина; на фиг.8 - планшайба заднего опорно-поворотного устройства; на фиг.9 - буферные ограничители передней тележки; на фиг.10 - вид Г фиг.9, на фиг.11 - схема контактирования гусениц тележки с грузовой платформой.
Сочлененное транспортное средство содержит две гусеничные тележки (переднюю 1 и заднюю 2), грузовую платформу 3, на которой смонтированы кабина 4, силовая установка 5, гидромеханическая 6 и карданная 7 передачи (см. фиг.1). Грузовая платформа 3 установлена на обе гусеничные тележки 1 и 2 посредством опорно-поворотных устройств (ОПУ) 8 и 9 соответственно передней и задней тележек. ОПУ 8 передней тележки 1 выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины 10 (см. фиг.6, 7), поперечные шейки которой шарнирно связаны с рамой 11 гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы 12 связаны с тумбой 13 грузовой платформы 3 (см. фиг.2,3). Поперечные и продольные шейки крестовины 10 обеспечивают соответственно продольное и поперечное качание тележки 1 относительно грузовой платформы 3 при передвижении машины по пересеченному рельефу местности (см. фиг.9,10). Планшайба 12 имеет антифрикционные накладки 14, на которые устанавливается тумба 13, на фланце которой также установлены накладки 15, для уменьшения трения при повороте тележки 1 относительно грузовой платформы 3 вокруг вертикальной оси. Кроме того, между планшайбой 12 и тумбой 13 установлено антифрикционное кольцо 16, изготовленное, например, из латуни или бронзы. Поворот планшайбы 12 осуществляется двумя гидроцилиндрами, крепящимися к планшайбе и к грузовой платформе с помощью проушин. Для предотвращения разъединения грузовой платформы 3 с тележкой 1 в вертикальной плоскости на планшайбе 12 установлены два фиксирующих полуфланца 17 с определенным регулируемым зазором между фланцем тумбы 13 и полуфланцами 17 (см. фиг.5). При свободном качании передней тележки относительно грузовой платформы в вертикальной продольной и поперечной плоскостях при больших углах качания может возникнуть аварийная ситуация, когда гусеницы тележки будут задевать за нижнюю плоскость грузовой платформы 3 по прямоугольному контуру (см фиг.11). Чтобы исключить это, устанавливают буферные ограничители 18, которые располагают по контуру, подобному контуру точек недопустимого контактирования гусениц тележки и грузовой платформы. Такое расположение буферных ограничителей 18 оптимально для обеспечения максимально возможных углов качания тележки относительно грузовой платформы в вертикальной плоскости, но при этом исключается аварийное соприкосновение гусениц с грузовой платформой. Каждый буферный ограничитель 18 представляют собой гибкую металлическую пластину, завулканизированную в резиновую оболочку, например, такой, как буфер сжатия передней подвески (500-2902634) МАЗа. Часть из них установлены на раме тележки, а часть - на планшайбе 12. ОПУ 9 задней тележки 2 (см. фиг.8) также состоит из планшайбы 19, контактирующей с тумбой 20 грузовой платформы 3. Но планшайба 19 не имеет крестовины, а только поперечные пальцы 21, шарнирно связанные с рамой тележки 2. Это позволяет задней тележке 2 качаться относительно грузовой платформы только в продольной вертикальной плоскости, что предотвращает аварийную ситуацию, т.к. качание задней тележки в обеих вертикальных плоскостях одновременно с передней может привести к заваливанию грузовой платформы при движении по неровностям рельефа местности. Для ограничения качания задней тележки 2 в вертикальной продольной плоскости на раме тележки установлены ограничители 22.
Сочлененное транспортное средство работает следующим образом.
При движении машины по пересеченной местности передняя тележка 1 имеет возможность качаться относительно грузовой платформы 3 с тремя степенями свободы в вертикальной поперечной и продольной плоскостях и поворачиваться относительно нее вокруг вертикальной оси. Задняя тележка 2 относительно грузовой платформы может качаться в вертикальной продольной плоскости и также поворачиваться вокруг вертикальной оси. При качании передней тележки 1 относительно грузовой платформы 3 тумба 13 грузовой платформы контактирует с планшайбой 12 посредством своих антифрикционных накладок 15 и накладок 14 планшайбы. Их контакт при повороте вокруг вертикальной оси осуществляется также и по цилиндрическим поверхностям кольца 16. Планшайба 12 содержит крестовину 10, шарнирно связанную с ней через продольные шейки, а поперечные шейки крестовины 10 шарнирно связаны с рамой 11 тележки. Качание задней тележки 2 относительно грузовой платформы 3 возможно только в вертикальной продольной плоскости. При этом тумба 20 грузовой платформы 3 садится на планшайбу 18 так же, как в передней тележке 1, но планшайба 19 не содержит крестовину, а имеет поперечные пальцы 21, шарнирно связанные с рамой тележки, конструктивно выполненной так же, как рама 11 передней тележки 1. Для ограничения качания тележки 2 в продольной вертикальной плоскости на раме тележки установлены ограничители 22. Подобная конструкция переднего и заднего ОПУ обеспечивает приспосабливаемость машины к рельефу местности при движении с сохранением ее устойчивости. Поворот задней тележки 2 относительно грузовой платформы 3 вокруг вертикальной оси осуществляется так же, как в передней тележке 1. Качание передней тележки 1 относительно грузовой платформы 3 лимитируется буферными ограничителями 18, установленными на раме 11 тележки по контуру, подобному контуру недопустимых соприкосновений гусениц тележки и грузовой платформы.
Таким образом, технический эффект предлагаемого сочлененного транспортного средства заключается в обеспечении его надежной работы, долговечности и высокой проходимости в полевых условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Карьерный гусеничный самосвал | 2021 |
|
RU2768677C1 |
Двухзвенное гусеничное транспортное средство для перевозки длинномерных грузов | 2021 |
|
RU2765311C1 |
Стенд для испытания гусеничных транспортных средств | 1987 |
|
SU1495664A1 |
Колёсно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости | 2022 |
|
RU2787607C1 |
Двухзвенное гусеничное транспортное средство для перевозки длинномерных грузов | 1980 |
|
SU935340A1 |
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА | 1991 |
|
RU2046890C1 |
Кран-трубоукладчик | 1973 |
|
SU618600A1 |
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2018 |
|
RU2682526C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2021 |
|
RU2758071C2 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1991 |
|
RU2010212C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу. Сущность изобретения заключается в том, что сочлененное транспортное средство содержит две гусеничные тележки, грузовую платформу со смонтированными на ней кабиной, силовой установкой, гидромеханической и карданной передачами, установленную на гусеничных тележках посредством опорно-поворотных устройств с ограничителями качания. Переднее опорно-поворотное устройство выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины. Поперечные шейки крестовины шарнирно связаны с рамой гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы шарнирно связаны с тумбой грузовой платформы. Техническим результатом является надежная работа, долговечность и высокая проходимость в полевых условиях. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.
Гусеничная машина | 1974 |
|
SU556985A1 |
Двухзвенное транспортное средство для транспортировки длинномерных грузов | 1974 |
|
SU518394A1 |
Автопоезд | 1982 |
|
SU1039786A1 |
СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2156202C2 |
US 3339942 А, 05.09.1967. |
Авторы
Даты
2005-05-27—Публикация
2003-05-23—Подача