СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО Российский патент 2005 года по МПК B62D55/00 B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2252889C2

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу.

Известно транспортное средство (М.М.Щукин. Сцепные устройства автомобилей и тягачей. Издательство Машгиз, Москва, 1961 г., стр.64...66), в котором передача тягового усилия на тележку осуществляется через опорно-сцепное устройство, называемое в этом случае опорно-тяговым. В таком опорно-тяговом устройстве крутящий момент от раздаточной коробки через карданный вал передается к нижнему коническому редуктору, затем крутящий момент через шлицевое соединение, верхний конический редуктор и карданный вал передается к ведущему мосту тележки транспортного средства. Верхний редуктор жестко закреплен на плите полуприцепа, а нижний редуктор жестко закреплен на опорной плите сцепного устройства тягача. Опорные плиты вместе с редукторами могут качаться в поперечной плоскости вокруг продольных осей шарнира, обеспечивая транспортному средству необходимую гибкость в поперечной вертикальной плоскости. В продольной вертикальной плоскости гибкость транспортного средства обеспечивается качанием опорных плит вокруг поперечных осей шарнира. Ограничение амплитуды качания обеспечивается жестким упором металла на металл. В случае значительных амплитуд качания тележки возможна поломка транспортного средства в результате соударений тележки с платформой. Кроме того, конструкция рамки с продольными шарнирами и поперечными цапфами и полой внутри имеет большой габарит и небольшую надежность при эксплуатации из-за возможности ее скручивания при значительных углах качания. Известна гусеничная машина (авт. св-во СССР № 556985 от 12.05.74 г., МКИ: B 62 D 55/00, В 60 К 17/24), принятая за ближайший аналог, содержащая раму, установленную на двух гусеничных тележках при помощи опорно-поворотных устройств, связанных с рамой через поворотные плиты с шкворнем, а через горизонтальные поперечные пальцы с гусеничными тележками, снабженными приводом с карданными передачами, причем опорно-поворотные устройства выполнены в виде вертикального цилиндра, внутри которого в плоскости, перпендикулярной пальцам, установлены промежуточные опоры карданной передачи. В такой гусеничной машине не предусмотрено качание тележек относительно рамы машины в поперечной вертикальной плоскости и, кроме того, отсутствуют ограничители качания в продольной вертикальной плоскости, поэтому машина плохо приспособлена к передвижению по косогорам и малонадежна в эксплуатации.

Техническим результатом предлагаемого сочлененного транспортного средства является обеспечение его надежной работы, долговечности и высокой проходимости в полевых условия.

Технический результат достигается за счет того, что переднее опорно-поворотное устройство выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины, поперечные шейки которой шарнирно связаны с рамой гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы шарнирно связаны с тумбой грузовой платформы.

Технический результат достигается также за счет того, что переднее опорно-поворотное устройство снабжено буферными ограничителями качения, часть из которых установлены на опорно-поворотном устройстве, а часть - на раме тележки, с возможностью взаимодействия друг с другом в вертикальной плоскости, при этом контур установки буферных ограничителей качения в плане относительно вертикальной оси подобен контуру точек недопустимых соприкосновений гусениц тележки с грузовой платформой.

На фиг.1 изображено предлагаемое сочлененное транспортное средство, вид сбоку; на фиг.2 - поперечное сечение А-А; на фиг.3 - поперечное сечение Б-Б; на фиг.4 - вид на переднее опорно-поворотное устройство при поперечном качании; на фиг.5 - место В на фиг.2; на фиг.6 - планшайба переднего опорно-поворотного устройства; на фиг.7 - крестовина; на фиг.8 - планшайба заднего опорно-поворотного устройства; на фиг.9 - буферные ограничители передней тележки; на фиг.10 - вид Г фиг.9, на фиг.11 - схема контактирования гусениц тележки с грузовой платформой.

Сочлененное транспортное средство содержит две гусеничные тележки (переднюю 1 и заднюю 2), грузовую платформу 3, на которой смонтированы кабина 4, силовая установка 5, гидромеханическая 6 и карданная 7 передачи (см. фиг.1). Грузовая платформа 3 установлена на обе гусеничные тележки 1 и 2 посредством опорно-поворотных устройств (ОПУ) 8 и 9 соответственно передней и задней тележек. ОПУ 8 передней тележки 1 выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины 10 (см. фиг.6, 7), поперечные шейки которой шарнирно связаны с рамой 11 гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы 12 связаны с тумбой 13 грузовой платформы 3 (см. фиг.2,3). Поперечные и продольные шейки крестовины 10 обеспечивают соответственно продольное и поперечное качание тележки 1 относительно грузовой платформы 3 при передвижении машины по пересеченному рельефу местности (см. фиг.9,10). Планшайба 12 имеет антифрикционные накладки 14, на которые устанавливается тумба 13, на фланце которой также установлены накладки 15, для уменьшения трения при повороте тележки 1 относительно грузовой платформы 3 вокруг вертикальной оси. Кроме того, между планшайбой 12 и тумбой 13 установлено антифрикционное кольцо 16, изготовленное, например, из латуни или бронзы. Поворот планшайбы 12 осуществляется двумя гидроцилиндрами, крепящимися к планшайбе и к грузовой платформе с помощью проушин. Для предотвращения разъединения грузовой платформы 3 с тележкой 1 в вертикальной плоскости на планшайбе 12 установлены два фиксирующих полуфланца 17 с определенным регулируемым зазором между фланцем тумбы 13 и полуфланцами 17 (см. фиг.5). При свободном качании передней тележки относительно грузовой платформы в вертикальной продольной и поперечной плоскостях при больших углах качания может возникнуть аварийная ситуация, когда гусеницы тележки будут задевать за нижнюю плоскость грузовой платформы 3 по прямоугольному контуру (см фиг.11). Чтобы исключить это, устанавливают буферные ограничители 18, которые располагают по контуру, подобному контуру точек недопустимого контактирования гусениц тележки и грузовой платформы. Такое расположение буферных ограничителей 18 оптимально для обеспечения максимально возможных углов качания тележки относительно грузовой платформы в вертикальной плоскости, но при этом исключается аварийное соприкосновение гусениц с грузовой платформой. Каждый буферный ограничитель 18 представляют собой гибкую металлическую пластину, завулканизированную в резиновую оболочку, например, такой, как буфер сжатия передней подвески (500-2902634) МАЗа. Часть из них установлены на раме тележки, а часть - на планшайбе 12. ОПУ 9 задней тележки 2 (см. фиг.8) также состоит из планшайбы 19, контактирующей с тумбой 20 грузовой платформы 3. Но планшайба 19 не имеет крестовины, а только поперечные пальцы 21, шарнирно связанные с рамой тележки 2. Это позволяет задней тележке 2 качаться относительно грузовой платформы только в продольной вертикальной плоскости, что предотвращает аварийную ситуацию, т.к. качание задней тележки в обеих вертикальных плоскостях одновременно с передней может привести к заваливанию грузовой платформы при движении по неровностям рельефа местности. Для ограничения качания задней тележки 2 в вертикальной продольной плоскости на раме тележки установлены ограничители 22.

Сочлененное транспортное средство работает следующим образом.

При движении машины по пересеченной местности передняя тележка 1 имеет возможность качаться относительно грузовой платформы 3 с тремя степенями свободы в вертикальной поперечной и продольной плоскостях и поворачиваться относительно нее вокруг вертикальной оси. Задняя тележка 2 относительно грузовой платформы может качаться в вертикальной продольной плоскости и также поворачиваться вокруг вертикальной оси. При качании передней тележки 1 относительно грузовой платформы 3 тумба 13 грузовой платформы контактирует с планшайбой 12 посредством своих антифрикционных накладок 15 и накладок 14 планшайбы. Их контакт при повороте вокруг вертикальной оси осуществляется также и по цилиндрическим поверхностям кольца 16. Планшайба 12 содержит крестовину 10, шарнирно связанную с ней через продольные шейки, а поперечные шейки крестовины 10 шарнирно связаны с рамой 11 тележки. Качание задней тележки 2 относительно грузовой платформы 3 возможно только в вертикальной продольной плоскости. При этом тумба 20 грузовой платформы 3 садится на планшайбу 18 так же, как в передней тележке 1, но планшайба 19 не содержит крестовину, а имеет поперечные пальцы 21, шарнирно связанные с рамой тележки, конструктивно выполненной так же, как рама 11 передней тележки 1. Для ограничения качания тележки 2 в продольной вертикальной плоскости на раме тележки установлены ограничители 22. Подобная конструкция переднего и заднего ОПУ обеспечивает приспосабливаемость машины к рельефу местности при движении с сохранением ее устойчивости. Поворот задней тележки 2 относительно грузовой платформы 3 вокруг вертикальной оси осуществляется так же, как в передней тележке 1. Качание передней тележки 1 относительно грузовой платформы 3 лимитируется буферными ограничителями 18, установленными на раме 11 тележки по контуру, подобному контуру недопустимых соприкосновений гусениц тележки и грузовой платформы.

Таким образом, технический эффект предлагаемого сочлененного транспортного средства заключается в обеспечении его надежной работы, долговечности и высокой проходимости в полевых условиях.

Похожие патенты RU2252889C2

название год авторы номер документа
Карьерный гусеничный самосвал 2021
  • Стовманенко Андрей Юрьевич
RU2768677C1
Двухзвенное гусеничное транспортное средство для перевозки длинномерных грузов 2021
  • Шапин Андрей Иванович
  • Малышева Ольга Владимировна
RU2765311C1
Стенд для испытания гусеничных транспортных средств 1987
  • Кацаев Эдуард Сергеевич
  • Беленький Геннадий Аркадьевич
  • Ленциус Евгений Евгеньевич
  • Щепет Виктор Иванович
SU1495664A1
Колёсно-гусеничное шасси транспортного средства повышенной проходимости 2022
  • Зеленский Олег Константинович
  • Трофимов Александр Леонидович
  • Беспалов Дмитрий Владимирович
  • Байданов Александр Алексеевич
RU2787607C1
Двухзвенное гусеничное транспортное средство для перевозки длинномерных грузов 1980
  • Воронцов Юрий Сергеевич
  • Нефедов Леонид Яковлевич
  • Мареев Сергей Васильевич
SU935340A1
ЗЕМЛЕРОЙНАЯ МАШИНА 1991
  • Агеев Д.В.
  • Келпш В.В.
  • Моров А.А.
  • Кузнецов В.П.
  • Лобода В.А.
  • Мазепа Г.В.
  • Моров А.А.
RU2046890C1
Кран-трубоукладчик 1973
  • Кац Абрам Мордухович
  • Клоков Валентин Георгиевич
  • Заславский Владимир Иосифович
  • Малаков Артемий Исаакович
  • Коротких Юрий Семенович
  • Манякин Борис Васильевич
SU618600A1
ГУСЕНИЧНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2018
  • Войнаш Александр Станиславович
RU2682526C2
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2021
  • Войнаш Александр Станиславович
RU2758071C2
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1991
  • Бескопыльный А.Н.
  • Песенко Б.А.
  • Беленький Д.М.
  • Элькин А.И.
  • Миганаджиев Г.Н.
RU2010212C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 252 889 C2

Реферат патента 2005 года СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к транспортным средствам на гусеничном ходу. Сущность изобретения заключается в том, что сочлененное транспортное средство содержит две гусеничные тележки, грузовую платформу со смонтированными на ней кабиной, силовой установкой, гидромеханической и карданной передачами, установленную на гусеничных тележках посредством опорно-поворотных устройств с ограничителями качания. Переднее опорно-поворотное устройство выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины. Поперечные шейки крестовины шарнирно связаны с рамой гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы шарнирно связаны с тумбой грузовой платформы. Техническим результатом является надежная работа, долговечность и высокая проходимость в полевых условиях. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 252 889 C2

1. Сочлененное транспортное средство, содержащее две гусеничные тележки, грузовую платформу со смонтированными на ней кабиной, силовой установкой, гидромеханической и карданной передачами, установленную на гусеничных тележках посредством опорно-поворотных устройств с ограничителями качания, отличающееся тем, что переднее опорно-поворотное устройство выполнено с тремя степенями свободы в виде горизонтальной крестовины, поперечные шейки которой шарнирно связаны с рамой гусеничной тележки, а продольные шейки посредством планшайбы шарнирно связаны с тумбой грузовой платформы.2. Сочлененное транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что переднее опорно-поворотное устройство снабжено буферными ограничителями качания, часть из которых установлена на опорно-поворотном устройстве, а часть - на раме тележки, с возможностью взаимодействия друг с другом в вертикальной плоскости, при этом контур установки буферных ограничителей качания в плане относительно вертикальной оси подобен контуру точек недопустимых соприкосновений гусениц тележки с грузовой платформой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2252889C2

Гусеничная машина 1974
  • Вержбицкий Александр Николаевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Крестовников Георгий Александрович
  • Кузнецов Валерий Карлович
  • Неруш Анатолий Романович
  • Овчинников Виктор Михайлович
  • Ридер Валентин Александрович
  • Родионов Александр Васильевич
  • Розенко Галина Петровна
  • Рыбкина Любовь Григорьевна
  • Суворов Анатолий Ювенальевич
  • Шатилов Михаил Иванович
  • Шевцов Александр Ефимович
SU556985A1
Двухзвенное транспортное средство для транспортировки длинномерных грузов 1974
  • Осколков Константин Владимирович
  • Солоненко Анатолий Викторович
  • Логинов Юрий Степанович
  • Лиманский Михаил Федорович
  • Товстоган Валентин Алексеевич
SU518394A1
Автопоезд 1982
  • Сливинский Валерий Илларионович
  • Титов Александр Васильевич
  • Юрин Владилен Михайлович
SU1039786A1
СОЧЛЕНЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1998
  • Маянц Ю.А.
  • Романов Е.И.
  • Калугин А.А.
  • Добровольский Е.Б.
  • Вацман А.Д.
RU2156202C2
US 3339942 А, 05.09.1967.

RU 2 252 889 C2

Авторы

Романов Е.И.

Калугин А.А.

Маянц Ю.А.

Вацман А.Д.

Сидоренко Н.С.

Салюков В.В.

Кочурков М.И.

Борисов Ю.Ф.

Житенев А.П.

Маслов В.В.

Даты

2005-05-27Публикация

2003-05-23Подача