СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА Российский патент 2005 года по МПК C08L95/00 C10C3/04 

Описание патента на изобретение RU2253660C2

Настоящее изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности, к технологиям по переработке нефтепродуктов в дорожный битум, и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, а особенно в дорожно-строительных организациях для оперативного управления качеством асфальтобетонных смесей.

Известен способ получения битума путем глубокого окисления тяжелого нефтяного остатка с последующим смешением (компаундированием) образующегося переокисленного продукта с неокисленным нефтяным остатком, после чего полученную смесь подвергают вакуумной перегонке (см. авторское свидетельство СССР №446531, МКИ С 10 С 3/04, опубликованное 15.10.1974).

Недостатком данного известного изобретения является сложность технологического процесса получения битума, который может быть использован только на нефтеперерабатывающих заводах. Это обусловлено наличием вакуумной перегонки смеси, что, в свою очередь, исключает возможность использования такого известного способа получения битума непосредственно в дорожно-строительных организациях.

Известен способ получении битума, включающий компаундирование товарного битума с продуктом переработки нефти, причем, вначале производят глубокое окисление тяжелого нефтяного остатка, а затем ведут компаундирование с продуктом переработки нефти, в качестве же последнего используют не окисленный нефтяной остаток, при этом, в качестве образующегося переокисленного продукта используют товарный битум, известный как лаковый битум марки ″Г″, а в качестве не окисленного нефтяного остатка используют нефтяные гудроны из группы нефтей, например Ярегской, Западно-Сибирской и Котуртепинской при следующем соотношении компонентов, мас.%: товарный битум марки ″Г" 17-46; нефтяные гудроны из группы упомянутых нефтей - остальное. Необходимо заметить, что процесс компаундирования проводят при 145-175°С, а время перемешивания - не менее 10 мин (см. Патент Р.Ф. №2130044, МКИ С 10 С 3/04, опубликован в Бюл. №13 от 10.05.1999).

Это известное изобретение выбирается в качестве прототипа, так как имеет наибольшее число общих существенных признаков с заявляемым изобретением и является последней разработкой в данной области.

По сравнению с аналогом прототип имеет преимущество, так как упрощает процесс и позволяет за более короткий срок получать битум непосредственно на объектах добычи и переработки нефти. Однако отмеченное достоинство одновременно является существенным недостатком, поскольку этот известный способ получения битума нельзя применить в условиях дорожно-строительной организации, т.е. непосредственно в местах приготовления дорожно-строительных материалов.

Задачей настоящего изобретения является создание способа получения дорожного битума, который можно было бы применить в условиях дорожно-строительной организации для приготовления требуемого для ее условий количества битума, имеющего высокие показатели по своим основным характеристикам, в том числе и по пенетрации (показателю глубины проникновения иглы при 25°С, 0,1 мм). Кроме того, имел бы простую технологию.

Поставленная задача решена так, что в известном способе получения дорожного битума, включающем компаундирование товарного битума с продуктами переработки нефти, согласно настоящему изобретению, в качестве продукта переработки нефти используют битумный преобразователь, который предварительно получают в виде нефтяной фракции прямой перегонки из тяжелой малопарафиновой нефти нафтенового основания с кинематической вязкостью при 50°С в пределах 65-85 сСт, а в качестве товарного битума используют битум с пенетрацией при 25°С, не менее 50 мм 10-1 и растяжимостью при 25°С более 150 см при следующем соотношении компонентов, мас.%:

вышеуказанный продукт

переработки нефти 2,5-7,5

вышеуказанный товарный

битум 92,5-97,5

Такое новое техническое решение всей своей совокупностью существенных признаков позволяет получать высококачественные битумы в условиях дорожно-строительной организации, т.е. непосредственно в местах приготовления дорожно-строительных материалов, где часто возникают проблемы с объемами и с требуемым качеством битумов. Кроме того, предлагаемый способ позволяет на месте управлять качественными и количественными характеристиками битума, подстраивая их под имеющиеся условия строящейся дороги.

По сравнению с прототипом данное изобретение имеет существенные отличия, которые заключаются как в использовании нового компонента.

Анализ патентной и научно-технической информации, выполненный заявителем, показал, что предлагаемая совокупность существенных признаков не известна. Поэтому можно признать это заявляемое изобретение новым.

Предлагаемый способ получения дорожного битума имеет изобретательский уровень, поскольку он для специалиста логически не следует из известного уровня техника, а противоречит известным тенденциями развития технологии получения битума. Например, известно, что ″...смешиванием битумов различных свойств и природы добиваются и изменения их основных физико-химических параметров″. Однако, ″...смешивание ведут при помощи растворителей, сплавлением, эмульгированием и другими методами″. В итоге, в США путем компаундирования исходный битум непрерывно смешивают с другими исходными битумами в потоке, т.е. в условиях нефтеперерабатывающего завода на его поточных линиях (см. Р.Б.Гун. Нефтяные битумы, Издательство ″Химия″, Москва, 1973 г., стр.265-266). Очевидно, что предлагаемый способ получения битума имеет изобретательский уровень, так как предусматривает применение нового функционального компонента битумного преобразователя, предсказать появление которого можно было только в результате проведенных авторами больших научных исследований.

На основании вышеизложенного можно считать, что заявляемый способ приготовления битума имеет изобретательский уровень.

Что же касается промышленной применимости, то это подтверждается нижеследующим описанием с примерами и экспериментальными измерениями.

На месте приготовления дорожно-строительных материалов заранее скапливают наиболее распространенные марки битумов и предварительно полученный битумный преобразователь. Его получают в виде нефтяной фракции прямой перегонкой тяжелой малопарафинистой нефти нафтенового основания, характеризующейся кинематической вязкостью при 50°С в пределах 65-85 сСт. В данном случае этот преобразователь получали из Ярегской нефти. Объем последнего выбирали в зависимости от требуемого значения пенетрации (глубины проникания иглы при 25°С 0,1 мм) конечного битума.

Наилучший вариант реализации заявляемого способа предусматривает использование товарных битумов, имеющих значение пенетрации (глубины проникания иглы при 25°С 0,1 мм) не менее 50. Данное значение пенетрации наиболее распространено для ряда битумов, используемых на дорогах России. Дорожные покрытия должны обладать трещиноустойчивостью, которая зависит от способности битума к растяжению. Чем выше его растяжимость, тем выше трещиноустойчивость дорожного покрытия. Необходимо заметить, что Заявитель, в качестве примера, выбрал марки битума: битум БДУ 70/100 (ТУ38.1011356-91 ″Битум нефтяной дорожный улучшенный БДУ″), БДУС (ТУ 0256-096-00151807-97 ″Битумы нефтяные дорожные улучшенные из Западно-Сибирских нефтей″).

Для приготовления лабораторных образцов компаундированных битумов рекомендуется использовать битум и битумный преобразователь, на основе которых планируется выпуск промышленных партий компаундированного битума.

Пример 1

Исходные компоненты:

битум марки БДУ 50/7 - 97,5 мас.%;

битумный преобразователь (кинематическая вязкость при 50°С - 68 сСт) - 2,5 мас.%.

Способ приготовления: битумный преобразователь вводят в расплавленный при температуре 165°С битум; компоненты перемешивают при указанной температуре в течение 20 минут механической мешалкой лопастного типа (порядка 150 об/мин).

По аналогичной рецептуре компаундированный битум был приготовлен путем введения битумного преобразователя в расплавленный при 165°С битум с последующим перемешиванием компонентов с помощью циркуляционного насоса в течение 1 часа.

Физико-механические свойства исходного и компаундированных битумов представлены в таблице 1.

Таблица 1Наименование показателяИсходный битумКомпаундированный битум марки БДУ 50/70БДУ 70/100*Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм6884/85Температура размягчения, °С4746/46Растяжимость при 25°С, смБолее 150Более 150/50Температура хрупкости, °СМинус 20Минус 22/22Температура вспышки, °С300285/283Кинематическая вязкость при 135°С, сСт498442/450Динамическая вязкость при 60°С, Па·с268202/212После испытания по методике ASTM D 1754:

Изменение массы после прогрева, мас.%0,090,05/0,05Остаточная пенетрация,% от исходного значения7977/76Растяжимость при 25°С, смБолее 150Более 150/150Кинематическая вязкость при 135°С, сСт654541/550Динамическая вязкость при 60°С, Па·с598444/450* - в числителе приведены результаты испытания компаундированного битума, полученного путем перемешивания компонентов лопастной мешалкой, в знаменателе - циркуляционным насосом.

Сопоставительный анализ результатов испытаний компаундированных битумов, полученных с использованием разных перемешивающих устройств, свидетельствует об идентичности их свойств, а следовательно, о возможности применения любого перемешивающего устройства, обеспечивающего равномерное распределение битумного преобразователя в массе битума. Битум, полученный с использованием битумного преобразователя, характеризуется высокой вязкостью, что необходимо для обеспечения высокой сдвигоустойчивости дорожного асфальтобетона.

Пример 2

Исходные компоненты:

битума марки БДУ 50/700 - 92,5 мас.%;

битумный преобразователь (кинематическая вязкость при 50°С - 68 сСт) - 7,5 мас.%.

Способ приготовления: битумный преобразователь вводят в расплавленный при температуре 165°С битум; компоненты перемешивают при указанной температуре в течение 20 минут механической мешалкой лопастного типа (порядка 150 об/мин).

Физико-механические свойства исходного и компаундированного битумов представлены в таблице 2.

Таблица 2Наименование показателяИсходный битум БДУ 50/70Компаундированный битум марки БДУ 100/130Глубина проникания иглы при  25°С, 0,1 мм68128Температура размягчения, °С4743

Растяжимость при 25°С, смБолее 150Более 150Температура хрупкости, °СМинус 20Минус 21Температура вспышки, °С300281Кинематическая вязкость при 135°С, сСт498334После испытания по методике АSТМ D 1754:Изменение массы после прогрева, мас.%0,090,05Остаточная пенетрация,  % от исходного значения7977Растяжимость при 25°0, смБолее 150Более 150

Пример 3

Исходные компоненты:

битум марки БДУС 70/100 - 97,5 мас.%;

битумный преобразователь (кинематическая вязкость при 50°С - 68 сСт) - 2,5 мас.%.

Способ приготовления: битумный преобразователь вводят в расплавленный при температуре 165°С битум; компоненты перемешивают при указанной температуре в течение 30 мин циркуляционным насосом.

Физико-механические свойства исходного и компаундированного битумов представлены в таблице 3.

Таблица 3Наименование показателяИсходный битум БДУС 70/100Компаундированный битум марки БДУС 100/130*Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм91109/111Температура размягчения, °С4544/43Растяжимость при 25°С, смБолее 150/150Более 150/150Температура хрупкости, °СМинус 19Минус 21/20Температура вспышки, °С290281/278Кинематическая вязкость при 135°С, сСт241207/155Динамическая вязкость при 60°С, Па·с8379/54После испытания по методике АSТМ D 1754:изменение массы после прогрева, мас.%0,180,10/0,19

Остаточная пенетрация, % от исходного значения7477/65Растяжимость при 25°С, см125142/130Кинематическая вязкость при 135°С, сСт326305/243Динамическая вязкость при 60°С, Па·с159141/99* - в знаменателе представлены результаты испытания товарного битума марки БДУС 100/130, полученного по традиционной технологии НПЗ.

Сопоставительный анализ показателей качества товарного битума, полученного по традиционной технологии, с битумом, полученным компаундированием с битумным преобразователем (таблица 3), свидетельствует о том, что, несмотря на одинаковые значения пенетрации, битум, полученный предлагаемым способом, характеризуется более высокой вязкостью, а следовательно, способен обеспечивать более высокую сдвигоустойчивость дорожному асфальтобетону.

Пример 4

Исходные компоненты:

битум марки БДУ 70/100 - 93 мас.%,

битумный преобразователь (кинематическая вязкость при 50°С - 81 сСт) - 7 мас.%.

Способ приготовления: битумный преобразователь вводят в расплавленный при температуре 165°С битум; компоненты перемешивают при указанной температуре в течение 20 минут механической мешалкой лопастного типа (порядка 150 об/мин).

Физико-механические свойства исходного и компаундированного битумов представлены в таблице 4.

Таблица 4Наименование показателяИсходный битум БДУ 70/100Компаундированный битум марки БДУ 130/200Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм79145Температура размягчения, °С4742Растяжимость при 25°С, смБолее 150Более 150Температура хрупкости, °СМинус 20Минус 21Температура вспышки,°С303279Кинематическая вязкость при 135°С, сСт470335

После испытании по методике АSТМ D 1754:Изменение массы после прогрева, мас.%0,060,09Остаточная пенетрация,  % от исходного значения7769Растяжимость при 25°С, смБолее 150Более 150Кинематическая вязкость при 135°С, сСт576431

Таким образом, предлагаемый способ получения битума позволяет на месте приготовления дорожно-строительных материалов управлять, как значением пенетрации приготовляемых битумов, так и другими их характеристиками.

Похожие патенты RU2253660C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2000
  • Калинин В.В.
  • Худякова Т.С.
RU2253661C2
БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ 2000
  • Калинин В.В.
  • Худякова Т.С.
  • Колесов В.В.
RU2260023C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 2004
  • Кутьин Ю.А.
  • Теляшев Э.Г.
  • Викторова Г.Н.
  • Ризванов Т.М.
RU2258730C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2015
  • Ведерников Олег Сергеевич
  • Головачёв Валерий Александрович
  • Карпов Николай Владимирович
  • Клейменов Андрей Владимирович
  • Орлов Дмитрий Викторович
  • Миронов Игорь Геннадьевич
  • Старухин Дмитрий Александрович
  • Нечаев Андрей Николаевич
  • Белявский Олег Германович
  • Глазов Александр Витальевич
  • Панов Александр Васильевич
  • Храпов Дмитрий Валерьевич
  • Короткова Наталья Владимировна
RU2618266C1
Способ получения компаундированного дорожного битума 2019
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Егоров Александр Геннадьевич
  • Паршукова Ольга Расимовна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2729248C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА ИЗ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ 2012
  • Пивсаев Вадим Юрьевич
  • Кузнецова Мария Сергеевна
  • Красников Павел Евгеньевич
  • Ермаков Василий Васильевич
  • Пименов Андрей Александрович
  • Быков Дмитрий Евгеньевич
RU2515471C1
Полимерно-битумное вяжущее для дорожного покрытия и способ его получения 2016
  • Тыщенко Владимир Александрович
  • Мельников Валерий Николаевич
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Рудяк Константин Борисович
RU2639902C1
Способ получения дорожного битума 2017
  • Тюкилина Полина Михайловна
  • Зиновьева Людмила Владимировна
  • Андреев Алексей Анатольевич
  • Шейкина Наталья Александровна
  • Тыщенко Владимир Александрович
RU2697457C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПАУНДИРОВАННОГО БИТУМА 2006
  • Питиримов Виктор Семенович
  • Резник Александр Иванович
  • Меньшаков Александр Леонидович
  • Нечаев Андрей Николаевич
  • Рябов Валерий Германович
  • Пустынников Алексей Юрьевич
  • Ширкунов Антон Сергеевич
RU2302447C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА 2017
  • Егизарьян Аркадий Мамикович
  • Рябов Валерий Германович
  • Ширкунов Антон Сергеевич
  • Кузнецов Сергей Евгеньевич
  • Мирошкина Валентина Дмитриевна
  • Федотов Константин Владимирович
RU2688633C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА

Изобретение относится к технологии получения материалов, используемых для строительства дорог, в частности, к технологиям по переработке нефтепродуктов в дорожный битум, и может найти применение в нефтеперерабатывающей промышленности, а особенно в дорожно-строительных организациях для оперативного управления качеством асфальтобетонных смесей. Способ получения битума включает компаундирование товарного битума с продуктом переработки нефти, в качестве которого используют битумный преобразователь, который предварительно получают в виде нефтяной фракции прямой перегонки из тяжелой малопарафиновой нефти нафтенового основания с кинематической вязкостью при 50°С в пределах 65-85 сСт, а в качестве товарного битума используют битум с пенетрацией при 25°С, 0,1 мм не менее 68 и растяжимостью при 25°С более 150 см при следующем соотношении компонентов в масс.%: вышеуказанный продукт переработки нефти 2,5-7,5; вышеуказанный товарный битум 92,5-97,5; Достигается улучшение рабочих характеристик битума и упрощение технологии. 4 табл.

Формула изобретения RU 2 253 660 C2

Способ получения дорожного битума, включающий компаундирование товарного битума с продуктами переработки нефти, отличающийся тем, что в качестве продукта переработки нефти используют битумный преобразователь, который предварительно получают в виде нефтяной фракции прямой перегонки из тяжелой малопарафиновой нефти нафтенового основания с кинематической вязкостью при 50°С в пределах 65-85 сСт, а в качестве товарного битума используют битум с пенетрацией при 25°С 0,1 мм не менее 68 и растяжимостью при 25°С более 150 см при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Вышеуказанный продукт

переработки нефти 2,5-7,5

Вышеуказанный товарный

битум 92,5-97,5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2253660C2

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА 1998
  • Ипполитов Е.В.
  • Пранович А.А.
  • Грудников И.Б.
  • Чистяков В.Н.
  • Колесов В.В.
RU2130044C1
ВЫСОКОПЛАСТИЧНЫЙ БИТУМ 1999
  • Федянин Н.П.
  • Колесов В.В.
  • Пранович А.А.
  • Ипполитов Е.В.
  • Чистяков В.Н.
  • Груцкий Л.Г.
  • Питиримов В.В.
RU2143458C1
ОТВЕРЖДАЮЩАЯСЯ БИТУМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Александрова С.Л.
  • Коробкова В.М.
RU2115677C1
ХАИМОВ Г.Я
Применение и транспортирование нефтяных битумов, М, Химия, 1968, с
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
Нефтяные битумы, М
Химия, 1989, с.13.

RU 2 253 660 C2

Авторы

Калинин В.В.

Худякова Т.С.

Даты

2005-06-10Публикация

2000-11-10Подача