Изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно, к способу получения битума.
Известно, что одним из основных способов получения битума является окисление кислородом воздуха различных нефтяных остатков (мазутов, гудронов, полугудронов, асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки масел, крекинг-остатков или их смесей) при температуре 180 - 300oC.
(Гун Р.Б. "Нефтяные битумы", Москва, Химия, 1973, с. 90).
Так, например, известен способ получения битума путем окисления тяжелого нефтяного гудрона в смеси с мазутом высокопарафинистой нефти, имеющим начало кипения 300 - 320oC, или нефтеотходом от транспортировки и хранения высокопарафинистой нефти в количестве 10 - 50 мас.%.
(Авторское свидетельство СССР N 899632, C 10 C 3/04, 1982).
При использовании известных способов качество получаемого битума зависит от природы нефти и содержания в ней асфальто-смолистых веществ.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является способ получения битума, включающий обезвоживание и обессоливание нефти, атмосферную перегонку, вакуумную перегонку остаточного продукта с получением фракций, выкипающих до 370 - 400oC, которые затем подвергают окислению кислородом воздуха при температуре 250oC с получением целевого продукта.
(Авторское свидетельство СССР N 859418, C 10 C 3/04, 1981).
Недостатком этого способа также является большая зависимость качества целевого продукта от природы перерабатываемой нефти. При переработке высокопарафинистых нефтей известным способом невозможно получить твердые битумы, в частности, улудшенные сорта дорожных битумов марки БНД и БДУ, так как они не соответствуют требованиям по показателю пластичности и термоокислительной стабильности.
Задачей изобретения является разработка способа получения битума, в том числе улучшенных марок дорожного битума, в том числе улучшенных марок дорожного битума, при переработке парафинистых нефтей, а также расширение ассортимента получаемых битумов.
Для решения поставленной задачи предлагается способ получения битума, включающий вакуумную перегонку мазута при остаточном давлении верха колонны 30 - 50 мм рт.ст. с получением утяжеленного гудрона, по крайней мере 70% которого смешивают с органическими добавками до достижения его условной вязкости 40 - 120 с при 80oC и глубины проникновения иглы при 25oC 400 - 480•0,1 мм и последующего окисления подготовленной смеси с получением целевого продукта.
Причем при необходимости в целевой продукт можно вводить до 30 мас.% утяжеленного гудрона.
При подготовке утяжеленного гудрона к окислению его предлагается смешивать с органическими добавками, в качестве которых используют концентраты полиароматических углеводородов, представляющих собой такие продукты переработки нефти как экстракты селективной очистки масляных фракций, крекинг-остатки, смола пиролиза, затемненный вакуумный газойль, асфальтиты от процесса деасфальтизации и др.
Окисление подготовленного утяжеленного гудрона осуществляют кислородом воздуха в стандартных условиях: температуре 240 - 270oC и избыточном давлении 0,005 - 0,3 МПа.
Отличие заявляемого технического решения от известного состоит в условиях подготовки сырья для окисления, а именно: заданное значение остаточного давления в колонне при осуществлении вакуумной перегонки мазута и смешение утяжеленного гудрона с органическими добавками до определенных значений показателей условной вязкости и глубины проникновения иглы.
Осуществление вакуумной перегонки мазута в заявленных условиях позволяет получить гудрон со значениями условной вязкости не менее 50 - 60 с. Однако из такого гудрона традиционным методом окисления практически невозможно производить дорожные битумы даже по ГОСТ 22945-90.
Заявленный интервал показателей качества, контролируемых на потоке, позволяет стабильно (даже при колебании качества нефти) получать в условиях стационарного режима окисления необходимую марку битума с улучшенными характеристиками по показателям пластичности и термоокислительной стабильности.
Кроме того, предлагаемый способ позволяет получать ассортимент битумов за счет того, что смешению с концентратами полиароматических углеводородов подвергают по крайней мере 70% утяжеленного гудрона с получением самой твердой марки дорожного битума (например, БДУ 50/70), часть которого затем смешивают с утяжеленным гудроном, не подвергнутым окислению, и получают дополнительно битумы марки БДУ 70/100 и/или БДУ 100/130 в зависимости от количества введенного утяжеленного гудрона.
Таким образом, только использование всей совокупности отличительных признаков позволяет решить поставленную задачу: достижение необходимого уровня эластичности и термоокислительной стабильности всего ассортимента улучшенных дорожных битумов, минимально завися от типа перерабатываемой нефти.
Существо предлагаемого способа иллюстрируется следующими примерами.
Пример 1.
Мазут, полученный при переработке смеси западно-сибирских нефтей подвергают перегонке на установке АВТ-3 при остаточном давлении верха колонны 50 мм рт.ст.
Отобранный с низа колонны утяжеленный гудрон имеет следующие характеристики:
1. Плотность при 20oC, г/см3 0,998
2. Температура размягчения по КиШ,oC 34,0
3. Вязкость условная ВУ80 5, с 120
4. Температура вспышки, oC > 230
5. Фракционный состав: oC
НК 480
10% 500
6. Пенетрация при 25oC•0,1 мм 315
Гудрон поступает на узел подготовки сырья для смешения с 6 мас.% затемненной вакуумной фракции (III циркуляционное орошение на вакуумной колонне), условная вязкость которой составляет 14 с. Контролируемые при этом показатели подготовленного сырья: пенетрация при 25oC=470•0,1 мм и ВУ80 5=45 с. Процесс смешения осуществляют в резервуаре методом многократной циркуляции при температуре 100-150oC.
Подготовленное сырье поступает в окислительную колонну, где при стандартном режиме:
1. Температура, oC:
- сырья на входе 190
- воздуха 50
- верха колонны 200
- низа колонны 260
2. Расход:
- сырья 16,5 м3/ч
- воздуха 162 нм3/т сырья
3. Выход битума 98% на сырье,
получают битум, полностью соответствующий марке БДУ 50/70 (см. табл.1).
Пример 2.
Способ осуществляют в условиях примера 1. Полученный битум марки БДУ 50/70 компаундируют с утяжеленным гудроном. Показатели качества компаундов приведены в примере 1. Процесс компаундирования также проводят методом многократной циркуляции при температуре 100 - 150oC.
При этом получают марки битумов, приведенные в табл.2.
Приведенные примеры подтверждают, что предлагаемый способ позволяет получать в ассортименте улучшенные сорта дорожного битума.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2011 |
|
RU2458965C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2004 |
|
RU2276181C1 |
Способ получения дорожного битума | 2017 |
|
RU2697457C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2003 |
|
RU2235109C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2015 |
|
RU2618266C1 |
Способ получения компаундированного дорожного битума | 2019 |
|
RU2729248C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА ИЗ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ | 2012 |
|
RU2515471C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 2004 |
|
RU2258730C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2017 |
|
RU2688633C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО БИТУМА | 2023 |
|
RU2823426C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке. Сущность: проводят вакуумную перегонку мазута при остаточном давлении верха колонны 30 - 50 мм рт.ст. с получением тяжелого гудрона, по крайней мере 70% которого смешивают с органическими добавками до достижения его условной вязкости 40 - 120 с при 80oС и глубины проникновения иглы при 25oС 400 - 480 • 0,1 мм. Смесь подвергают окислению. В целевой продукт можно вводить до 30 мас.% утяжеленного гудрона. В качестве органических добавок используют концентраты полиароматических углеводородов. Технический результат - способ позволяет получать в ассортименте улучшенные сорта дорожного битума вне зависимости от типа перерабатываемой нефти. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.
Способ получения битума | 1979 |
|
SU859418A1 |
Способ получения дорожного битума | 1991 |
|
SU1796653A1 |
Способ получения битума | 1991 |
|
SU1824417A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1997 |
|
RU2132352C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БИТУМА | 1997 |
|
RU2124038C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО БИТУМА | 1997 |
|
RU2120461C1 |
ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2400358C1 |
Грузовое устройство для перевозки жидких, твердых и/или сыпучих грузов | 2020 |
|
RU2742587C1 |
US 3909389 A, 30.09.1975. |
Авторы
Даты
2000-07-27—Публикация
2000-02-18—Подача