СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ПРИВОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА Российский патент 2005 года по МПК H02P5/28 H02P7/63 B21B21/00 H02K7/04 

Описание патента на изобретение RU2260898C2

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении системами «преобразователь частоты с автономным инвертором напряжения - асинхронный двигатель» (ПЧ-АД), работающими на механизмы с циклической знакопеременной нагрузкой (штанговые глубинные насосы, механизмы с кривошипно-шатунными приводами и т.п.). Задачей изобретения является повышение надежности работы и снижение стоимости систем ПЧ-АД за счет изменения способа управления автономным инвертором.

Способ включает постоянный контроль скорости вращения, основанный на контроле напряжения в звене постоянного тока, формирование приращения заданной скорости в соответствии с реальным и максимально допустимым напряжением на конденсаторе, что исключает применение устройств рассеяния энергии и выпрямителей, обеспечивающих режим рекуперации.

Известен способ уравновешивания вращающего момента в кривошипно-шатунном приводе, содержащий использование быстродействующего вычислителя для определения момента инерции противовеса, создающего на приводном валу кривошипа уравновешивающий момент, учитывающий частоту вращения кривошипа и противовеса и обеспечивающий противофазность моментов двигателя и нагрузки, характеризующийся тем, что исходную частоту вращения приводного вала электродвигателя устанавливают равной частоте вращения кривошипа, определенной с учетом кинематических размеров перемещаемых масс и внешних нагрузок (Россия, пат. 2054339, МКИ 6 В 21 В 21/00, 35/06, 1996). Чтобы создать уравновешивание вращающего момента, которое надежно и с малыми конструктивными затратами предотвращает генераторный режим двигателя, в качестве заданной характеристики частоты вращения задают характеристику частоты вращения кривошипно-шатунного механизма, определенную из кинематических размеров перемещаемых масс, а также внешних нагрузок.

Основным недостатком такого способа является необходимость расчета параметров кинематической схемы механизма. В случае изменения параметров нагрузки заданную характеристику частоты вращения следует корректировать. Кроме того, при расчете не всегда возможно оценить все параметры нагрузки и учесть их в расчетах. Таким образом, не исключается вероятность перехода электропривода в генераторный режим, что для некоторых приводов, например для систем ПЧ-АД без устройств рассеяния энергии, является аварийным режимом.

Задача изобретения состоит в том, чтобы в электроприводе кривошипно-шатунного механизма исключить условия перехода двигателя в генераторный режим и за счет этого снизить стоимость и повысить надежность его работы.

Поставленная задача решается тем, что в известном устройстве в качестве приводного двигателя используют асинхронный двигатель с питанием от преобразователя частоты с промежуточным звеном постоянного тока и автономным инвертором напряжения, причем в звене постоянного тока непрерывно контролируют напряжение и в функции отклонения этого напряжения от максимально допустимого корректируют задание на скорость двигателя. Так, при изменении знака момента нагрузки, когда возникают условия возврата энергии в звено постоянного тока (режим рекуперации энергии двигателя), начинают увеличивать скорость двигателя (если это допустимо для данного механизма). В результате двигатель искусственно выводится из режима рекуперации. Когда в силу цикличности нагрузки условия для рекуперации исчезают, скорость двигателя возвращают к заранее заданной. Способ может быть реализован при условии цикличности нагрузки и отсутствии высоких требований к точности поддержания заданной скорости.

Способ поясняется чертежом, где изображена функциональная схема реализации изобретения.

Схема содержит следующие элементы: звено постоянного тока, выполненное на основе неуправляемого выпрямителя 1, конденсаторный фильтр 2, автономный инвертор напряжения 3, система управления автономным инвертором 4, разомкнутая скалярная система регулирования скорости двигателя 5, датчик напряжения на конденсаторе в звене постоянного тока 6, система регулирования напряжения на конденсаторе 7.

Способ реализуется следующим образом.

При работе асинхронной машины в двигательном режиме, когда момент механической нагрузки имеет тормозной характер, электрическая энергия передается из сети через звено постоянного тока 1, реализованное на основе неуправляемого выпрямителя, конденсаторный фильтр 2 и инвертор 3 к асинхронному двигателю. В этом случае напряжение на конденсаторе в фильтре определяется выходным напряжением звена постоянного тока. Инвертор формирует выходное напряжение с заданными параметрами на основании сигналов системы управления инвертором 4, которая в свою очередь получает задание на требуемое напряжение от разомкнутой системы регулирования скорости 5. Когда момент нагрузки изменяет свой знак (принимает движущий характер), двигатель переходит в тормозной режим с рекуперацией, возвращая энергию через инвертор в цепь постоянного тока. При этом в силу того, что звено постоянного тока 1 не имеет возможности рекуперации, энергия накапливается в фильтре 2, что приводит к росту напряжения на конденсаторе. Значение напряжения на конденсаторе Udизм измеряется датчиком 6 и передается в систему регулирования напряжения 7. В системе 7 измеренное значение сравнивается с максимально допустимым Udmax, полученная разность обрабатывается по пропорционально-интегральному закону и формируется сигнал приращения скорости Δω, поступающий на систему 5. При этом двигатель начинает выходить из тормозного режима, что приводит к снижению напряжения на конденсаторе. Когда момент механической нагрузки восстанавливает свой знак (снова принимает тормозной характер), система регулирования напряжения 7 размыкается, а система регулирования скорости 5 отрабатывает установленную скорость ωуст.

Технический результат, достигаемый от реализации способа по изобретению, состоит в снижении стоимости преобразователя, эксплуатационных расходов и повышении надежности работы электропривода в целом за счет исключения режима рекуперации энергии двигателем и отказа от применения устройств рассеяния энергии в цепи постоянного тока, а также выпрямителей, реализующих режим рекуперации энергии в питающую сеть.

Похожие патенты RU2260898C2

название год авторы номер документа
Реверсивный тиристорный преобразователь частоты 1975
  • Яцук Владимир Григорьевич
  • Ватуля Николай Григорьевич
  • Андриенко Петр Данилович
  • Сухарев Владимир Николаевич
SU680123A1
Преобразователь частоты с рекуперацией энергии в сеть 1974
  • Петренко Владимир Федорович
  • Яцук Владимир Григорьевич
  • Кобелев Фома Савельевич
SU663042A1
РЕКУПЕРИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С ИНВЕРТОРОМ НАПРЯЖЕНИЯ 2003
  • Сидоров С.Н.
RU2262794C2
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОНОМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2018
  • Козярук Анатолий Евтихиевич
  • Камышьян Альберт Михайлович
  • Большунова Ольга Михайловна
  • Коржев Александр Александрович
RU2692288C1
Устройство для автоматического управления асинхронным электродвигателем в режиме рекуперативного торможения 1990
  • Бай Роланд Давыдович
  • Гробов Виктор Константинович
  • Канеп Александр Александрович
  • Фельдман Александр Вениаминович
  • Фомичев Александр Николаевич
SU1782332A3
Устройство для торможения асинхронного двигателя 1987
  • Апухтин Михаил Владимирович
  • Иваненко Сергей Валентинович
SU1515309A1
АСИНХРОННЫЙ ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЭЛЕКТРОПОЕЗДА 2004
  • Малютин Владимир Алексеевич
  • Лысов Николай Владимирович
  • Ковтун Алексей Владимирович
  • Литовченко Виктор Васильевич
  • Кудрявцев Михаил Петрович
  • Золотников Николай Александрович
  • Шелест Виктор Иванович
RU2299512C2
АСИНХРОННЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД 2011
  • Мещеряков Виктор Николаевич
  • Безденежных Даниил Владимирович
  • Башлыков Александр Михайлович
RU2474951C1
Устройство для торможения частотно-регулируемого асинхронного электродвигателя 1982
  • Волков Александр Васильевич
SU1241391A1
СИСТЕМА СТАБИЛИЗАЦИИ МОМЕНТА ВРАЩЕНИЯ СИЛОВЫХ ГИРОСТАБИЛИЗАТОРОВ 2008
  • Вороной Анатолий Тимофеевич
  • Стреж Сергей Васильевич
RU2382334C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ПРИВОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ КРИВОШИПНО-ШАТУННОГО МЕХАНИЗМА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при управлении системами «преобразователь частоты с автономным инвертором напряжения - асинхронный двигатель» (ПЧ-АД), работающими на механизмы с циклической знакопеременной нагрузкой (штанговые глубинные насосы, механизмы с кривошипно-шатунными приводами и т.п.). Техническим результатом является снижение стоимости, эксплуатационных расходов и повышение надежности работы. Способ уравновешивания вращающего момента приводного двигателя кривошипно-шатунного механизма предусматривает автоматическую коррекцию скорости двигателя в функции отклонения напряжения в звене постоянного тока от максимально допустимого, что исключает применение устройств рассечения энергии и выпрямителей, обеспечивающих режим рекуперации. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 260 898 C2

Способ уравновешивания вращающего момента приводного двигателя кривошипно-шатунного механизма, отличающийся тем, что для питания приводного двигателя используют преобразователь частоты на основе автономного инвертора напряжения со звеном постоянного тока, причем инвертор формирует напряжение с заданными параметрами на основании сигналов системы управления напряжением инвертора, которая получает задание на требуемое напряжение от разомкнутой системы регулирования скорости, при этом измеряют значение напряжения в звене постоянного тока, передают его в систему управления напряжением инвертора, после чего сравнивают с максимально допустимым значением, полученную разность этих напряжений обрабатывают по пропорционально-интегральному закону и при возникновении движущего момента нагрузки формируют сигнал приращения скорости, который передают в систему управления скоростью приводного двигателя, а при возникновении тормозного момента нагрузки систему регулирования напряжения размыкают и отрабатывают скорость, установленную системой регулирования скорости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2260898C2

СПОСОБ УРАВНОВЕШИВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ ПРИВОДЕ ПИЛИГРИМОВОГО СТАНА ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ 1992
  • Йозеф Герретц[De]
  • Михель Бэнш[De]
  • Клаус Реаг[De]
RU2054339C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В МЕХАНИЗМАХ С СУХИМ ИЛИ ГРАНИЧНЫМ ТРЕНИЕМ 1997
  • Махно Д.Е.
  • Леоненко С.С.
  • Леоненко А.С.
RU2126197C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1993
  • Шепелин В.Ф.
  • Николаев С.С.
RU2085019C1
Привод перемещения клети стана холодной прокатки труб 1976
  • Мироненко Владислав Архипович
  • Боровик Петр Григорьевич
SU592472A1
Способ уравновешивания подвижных масс и устройство для его осуществления 1986
  • Джавахян Размик Патваканович
  • Борисенко Александр Иванович
SU1375363A1
Привод перемещения подвижных масс стана холодной прокатки труб 1986
  • Джавахян Размик Патваканович
  • Борисенко Александр Иванович
  • Акопджанян Завен Араратович
SU1412823A1
Дозировочная станция 1972
  • Цейтлин Генрих Ефимович
  • Гнатовский Анатолий Филиппович
  • Кобинек Юлиан Давыдович
  • Дацко Борис Иванович
SU462995A1
FR 20646537 А, 23.07.1971
Пневматический привод тормозов автопоезда 1980
  • Дольберг Владимир Исаакович
  • Мащенко Валентин Васильевич
  • Топалиди Валерий Анатольевич
SU962062A1
УСТАНОВКА ДЛЯ ФОРМОВАНИЯ И РЕЗКИ ГЛИНЯНОГО БРУСА 1991
  • Дьяченко В.П.
RU2030995C1
Сырьевая смесь для производства силикатного кирпича 1973
  • Андреев Владимир Владимирович
  • Корнеев Валентин Исаакович
  • Сычев Максим Максимович
  • Касьянова Галина Николаевна
  • Ткаченко Георгий Петрович
  • Финкельштейн Леонид Иосифович
  • Иванов Константин Григорьевич
SU513954A1

RU 2 260 898 C2

Авторы

Зюзев А.М.

Костылев А.В.

Потоскуев С.Ю.

Даты

2005-09-20Публикация

2003-08-26Подача