СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ВАЛКОВ СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСЫ Российский патент 2005 года по МПК B21B27/10 

Описание патента на изобретение RU2261767C1

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и касается технологии охлаждения рабочих валков листового стана горячей прокатки.

Известен способ оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающий охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V [м3/ч] охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F [м3/ч·м2], где F [м2] - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности блива V11 с оптимальной Vопт=180-220 [м3/ч·м2], минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом (патент РФ №2186642, кл. В 21 В 27/06, 2002 г.). Данный способ наиболее близок к изобретению по совокупности существенных признаков и может быть принят за ближайший аналог.

Известный способ оптимизирует режим охлаждения по критерию достижения максимально эффективного теплообмена между валком и охлаждающей жидкостью на единицу расхода последней, но не учитывает индивидуальных для валков каждой клети условий работы, определяющих необходимость или отсутствие необходимости достижения такой максимальной эффективности. Между тем, условия эти могут существенно разниться, особенно на станах горячей прокатки и тем более в случае прокатки особо тонких полос, когда в последних клетях стана теплоотдача от полосы к валкам резко уменьшается. В результате валки одних клетей стана при прокатке могут перегреваться, нарушается стабильность их теплового профиля, снижается стойкость и срок службы валков, а валки других клетей испытывают чрезмерное охлаждение, часть охлаждающей жидкости расходуется на них без необходимости и практически не влияет на их температурный режим.

Задачей изобретения является оптимизация режимов подачи охлаждающей жидкости на валки станов горячей прокатки с учетом индивидуальных температурных условий работы валков всех клетей стана и, тем самым, повышение стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля, что в конечном счете ведет к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

Указанная задача решается тем, что в способе оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающем охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V [м3/ч] охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F [м3/ч·м2], где F [м2] - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности облива V11 с оптимальной Vопт=180-220 [м3/ч·м2], минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом, согласно изобретению контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax и, в первую очередь, перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт.

Кроме того, для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения.

Кроме того, при недостижении в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия условия ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.

Сущность способа заключается в следующем.

Проведенные исследования на разработанной математической модели теплового режима рабочих валков во время прокатки показали, что существует такое распределение расхода охладителя по клетям стана, которое гарантирует среднеинтегральную температуру валка не выше 80°С при различных режимах прокатки, в том числе особо тонких полос. На основе полученных результатов исследований разработана технология настройки системы охлаждения стана горячей прокатки, позволяющая привести к оптимальному, с точки зрения температурного режима валков, расход охладителя по клетям стана без увеличения суммарного расхода охладителя на стане и тем самым оптимизировать процесс охлаждения рабочих валков, что приведет к повышению стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля и, в конечном счете, к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

Особенностями способа является то, что для оптимизации теплового режима рабочих валков первых клетей стана на первом этапе используют излишки охладителя, идущего на те клети стана, для рабочих валков которых разность tmax-ti максимальна, на следующем этапе - охладитель, расходуемый ранее для охлаждения полосы в межклетевом промежутке, а на последнем этапе увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.

Ниже приводится конкретный пример экспериментальной реализации способа согласно изобретению применительно к работе системы охлаждения рабочих валков действующего шестиклетевого стана 1700 листопрокатного цеха.

Обследование режимов работы системы охлаждения рабочих валков стана показало, что параметр "плотность облива" находится в оптимальном диапазоне для каждого коллектора, однако наблюдается значительная неравномерность в тепловом режиме рабочих валков стана, в частности значительный перегрев валков в первых клетях стана, что отрицательно влияет на стойкость валков, и необходимо перераспределение расхода охладителя по клетям стана при условии сохранения неизменным суммарного расхода охладителя на стан в целом.

Для оптимизации режима охлаждения рабочих валков шестиклетевого стана 1700 были выполнены следующие операции:

1. Был проанализирован температурный режим валков при прокатке тонких полос с паузами 10-60 с (применяемые на стане режимы). Распределение температуры рабочих валков по клетям стана представлено в табл. 1. Было установлено, что температура валков в клетях №№1-3 выше оптимального значения 80°С, а в клетях №№4-6 - ниже 80°С, причем разность tmax-ti максимальна для валков клетей №№4, 5 и 6, поэтому необходимо изменить расход охладителя по клетям стана. Температура опорных валков во всех клетях не превышает 55°С.

Таблица 1Номер клети123456Температура валков, °С94-10480-9080-8568-7668-7668-76

2. Были определены фактические расходы охладителя через коллекторы и плотности облива рабочих валков для каждого коллектора (табл. 2). Выявлено, что плотность облива рабочих валков с выходной стороны для клетей №№1-3 соответствует оптимальной, плотность облива с входной стороны клетей №№1-3, а также с входной и выходной сторон клетей №№4-6 ниже оптимальной, что позволяет увеличить ее.

Таблица 2Номер клети123456Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час213213213142142142Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м2949494636363Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час427427427284284284Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м2189189189126126126

3. Был перераспределен расход охладителя:

- уменьшили расход через коллекторы выходной стороны клетей №№5, 6 до 184 м3/час;

- высвободившиеся излишки расхода охладителя направили на коллекторы входной и, в первую очередь, выходной сторон клетей №№1, 2, поскольку теплосъем с поверхности валка, обращенной к выходной стороны клети, наиболее эффективен.

Полученные в результате перераспределения расходы охладителя по клетям приведены в табл.3.

Таблица 3Номер клети123456Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час283283213142142142Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м212512594636363Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час457457427284184184Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м22022021891268181

4. По математической модели была определена температура рабочих валков, выявлено, что температура валков клетей №№2, 4, 5, 6 находится в оптимальном диапазоне, а температура валков клетей №№1, 3 все еще выше оптимальной.

5. Дополнительно к перераспределению охладителя по клетям стана, указанному в п.3, для оптимизации теплового режима рабочих валков охладитель, ранее расходовавшийся на охлаждение полосы в межклетевом промежутке, был направлен в коллекторы клетей №№1, 3. Полученные в результате перераспределения расходы охладителя приведены в табл. 4.

Таблица 4Номер клети123456Расход охладителя с входной стороны клети, м3/час353283253142142142Плотность облива рабочих валков с входной стороны клети, м3/ч·м2156125112636363Расход охладителя с выходной стороны клети, м3/час487457437284184184Плотность облива рабочих валков с выходной стороны клети, м3/ч·м22152021931268181

6. По математической модели была вновь определена температура рабочих валков на режимах прокатки с разной продолжительностью пауз между прокаткой полос, выявлено, что при малом времени пауз (менее 15 с) температура рабочих валков клетей №№1, 2, 3 выше оптимальной.

7. Было увеличено время пауз между прокаткой полос до величины, большей 15 с.

8. При определении температуры рабочих валков выявлено, что во всех клетях температура валков не превышает 80°С.

В результате выполнения описанных выше операций обеспечена оптимизация режима охлаждения рабочих валков при сохранении неизменным суммарного расхода охладителя на стан.

Таким образом, полностью удалось оптимизировать режимы подачи охлаждающей жидкости на валки станов горячей прокатки с учетом индивидуальных температурных условий работы валков всех клетей стана и, тем самым, повысить стойкость валков, уровень стабилизации их теплового профиля, что, в конечном счете, ведет к улучшению качества проката и повышению производительности стана.

Похожие патенты RU2261767C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ ЛИСТОВОГО СТАНА 2000
  • Гарбер Э.А.
  • Гончарский А.А.
  • Петров С.В.
  • Тишков В.Я.
  • Чурюлин В.А.
  • Кондратьев К.В.
  • Копытов С.Д.
  • Глухов В.В.
RU2186642C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫМ ПРОФИЛЕМ ВАЛКОВ ПРОКАТНОГО СТАНА 1997
  • Абраменко В.И.
  • Гарбер Э.А.
  • Гончарский А.А.
  • Горелик П.Б.
  • Кузнецов В.В.
  • Масленников В.А.
  • Степанов А.А.
RU2115494C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧЕГО ВАЛКА СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ 2000
  • Скороходов В.Н.
  • Настич В.П.
  • Чернов П.П.
  • Пименов А.Ф.
  • Тишенко А.Д.
  • Мазур С.И.
  • Трайно А.И.
  • Пименов В.А.
RU2183143C2
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ 1993
  • Белянский А.Д.
  • Ботштейн В.А.
  • Каретный З.П.
  • Самохвалов Н.И.
  • Перельман Р.О.
RU2021048C1
СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОС 1993
  • Каретный З.П.
  • Мельников А.В.
  • Третьяков В.А.
  • Варшавский Е.А.
  • Поляков Б.А.
  • Савочкин А.Г.
  • Барышев В.В.
  • Черкашин С.И.
RU2067901C1
Способ регулирования подачи охладителя при рулонной прокатке на непрерывном стане 1990
  • Николаев Виктор Александрович
  • Штехно Олег Николаевич
  • Пилипенко Сергей Степанович
  • Мовшович Вилорд Соломонович
  • Амитин Леонид Леонидович
  • Кудрин Владимир Иванович
  • Тилик Василий Трофимович
SU1754251A1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ВАЛКОВ СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Гарбер Эдуард Александрович
  • Тикоцкий Александр Ерахмильевич
  • Румянцев Вадим Владимирович
  • Кривовяз Владимир Константинович
RU2487772C2
Способ управления охлаждением рабочих валков прокатного стана и устройство для его осуществления 1990
  • Онушкевич Геннадий Федорович
  • Куцыгин Михаил Дмитриевич
  • Подковырин Евгений Яковлевич
  • Родоманов Владимир Андреевич
  • Сапелкин Валерий Сергеевич
  • Емченко Владимир Степанович
  • Филиппов Анатолий Тимофеевич
SU1745383A1
Способ управления тепловым профилем валков листовых прокатных станов 1982
  • Гарбер Эдуард Александрович
  • Гончарский Аркадий Александрович
  • Дубовой Иван Герасимович
  • Тамашевский Леонид Андреевич
  • Шаравин Михаил Петрович
SU1031548A1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ 2010
  • Урцев Владимир Николаевич
  • Бердичевский Юрий Евгеньевич
  • Хабибулин Дим Маратович
RU2446025C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМА ОХЛАЖДЕНИЯ РАБОЧИХ ВАЛКОВ СТАНА ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ ПОЛОСЫ

Изобретение относится к области металлургии, конкретно к прокатному производству, и касается технологии охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы. Задача изобретения - повышение стойкости валков, уровня стабилизации их теплового профиля. В соответствии с изобретением контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti, сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax и, в первую очередь, перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт. Для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения, например системы межклетевого охлаждения полосы. Если в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия вновь осталось не достигнуто условие ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы. Изобретение обеспечивает оптимизацию режима охлаждения рабочих валков при сохранении неизменным суммарного расхода охладителя на стан. 2 з.п.ф-лы, 4 табл.

Формула изобретения RU 2 261 767 C1

1. Способ оптимизации режима охлаждения рабочих валков стана горячей прокатки полосы, включающий охлаждение каждого валка путем подачи на его поверхность струй охлаждающей жидкости через форсунки, установленные в коллекторах рядами параллельно оси валка с входной и выходной сторон клети, управление расходом охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью регулирующих клапанов, контроль индивидуального расхода V, м3/ч, охлаждающей жидкости через каждый коллектор с помощью расходомеров, определение для каждого коллектора плотности облива как V11=V/F, м3/ч·м2, где F, м, - фактическая площадь поливаемой охлаждающей жидкостью поверхности каждого валка, сравнение плотности облива V11 с оптимальной Vопт=180-220 м3/ч·м2, минимизацию разности |Vопт-V11| путем перераспределения плотностей облива между валками разных клетей стана в возможных пределах, определяемых суммарным расходом охлаждающей жидкости, который система охлаждения способна подать на каждую клеть и на стан в целом, отличающийся тем, что контролируют температуру рабочих валков каждой клети ti, сравнивают ее с максимально допустимой tmax, выявляют клети, в которых ti максимально близко к tmax, и в первую очередь перераспределяют расход охлаждающей жидкости в пользу этих клетей, при этом, если хотя бы в одном из коллекторов, охлаждающих валки этих клетей, V11<Vопт, для дополнительного охлаждения таких клетей уменьшают расход охлаждающей жидкости в тех клетях, где разность tmax-ti максимальна, включая и те клети, где V11<Vопт.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для дополнительного охлаждения валков клетей, в которых условие ti<tmax осталось не достигнуто, используют излишки охлаждающей жидкости из коллекторов других систем охлаждения.3. Способ по п.2, отличающийся тем, что при недостижении в какой-либо клети после выполнения предыдущего действия условия ti<tmax, увеличивают время паузы перед прокаткой следующей полосы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2261767C1

СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМА ОХЛАЖДЕНИЯ ПРОКАТНЫХ ВАЛКОВ ЛИСТОВОГО СТАНА 2000
  • Гарбер Э.А.
  • Гончарский А.А.
  • Петров С.В.
  • Тишков В.Я.
  • Чурюлин В.А.
  • Кондратьев К.В.
  • Копытов С.Д.
  • Глухов В.В.
RU2186642C2

RU 2 261 767 C1

Авторы

Гарбер Э.А.

Румянцев В.В.

Шадрунова И.А.

Кувшинников О.А.

Князев А.Л.

Гейер В.В.

Даты

2005-10-10Публикация

2004-05-17Подача